научная статья по теме «АСОЦИАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ» КАК ОСНОВА НРАВСТВЕННОЙ ДЕГРАДАЦИИ ОБЩЕСТВА Общие и комплексные проблемы естественных и точных наук

Текст научной статьи на тему ««АСОЦИАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ» КАК ОСНОВА НРАВСТВЕННОЙ ДЕГРАДАЦИИ ОБЩЕСТВА»

ВЕСТНИКРОССИИСКОИАКАДЕМИИНАУК том 81 № 1 2011

НАУКА И ОБЩЕСТВО

В публикуемой статье показано, что представители разных социогуманитарных наук сходятся в том, что современное российское общество переживает системную нравственную деградацию. В качестве одного из её главных проявлений рассматривается эйджизм — взаимное негативное восприятие младшего и старшего поколений, прежде всего агрессивное неуважение молодыми людей старшего возраста. Анализируя основные причины формирования нравственного облика современной российской молодёжи, среди которых в наших школах и вузах выделяется «асоциальная социализация», автор убеждается в необходимости радикального изменения отношения российского общества к проблеме воспитания, игнорирование которой чревато разрушительными последствиями.

«АСОЦИАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ» КАК ОСНОВА НРАВСТВЕННОЙ ДЕГРАДАЦИИ ОБЩЕСТВА

А.В. Юревич

При всём разнообразии объектов, изучаемых социогуманитарными науками, несходстве теоретико-методологических, идеологических и прочих позиций исследователей, в условиях которого несогласие между ними более характерно, чем согласие, всё же есть вопросы, в отношении которых их мнения совпадают. Одним из них является нравственное состояние современного российского общества, по поводу которого отечественные социогуманитарии проявляют редкое единодушие. Это единодушие выражается в констатации представителями самых разных наук нравственной деградации нашего общества, или, если использовать известное выражение Э. Гидденса, «испарения» в нём морали.

Социологи утверждают, что «в конце XX — начале XXI века российское общество, ввергнутое государством сначала в "перестройку", а затем в "радикальные реформы", постоянно испытывало моральные девиации и дефицит не столько социальных, экономических и политических, сколько нравственных ориентиров, ценностей и образцов поведения» [1, с. 225]. Они также акцентируют «моральную аберрацию» мышления наших политиков — его дистанцирование от нравственных ценностей и ориентиров, которые вытеснены

&

в нём категориями экономического характера, такими как экономический рост, размер ВВП, показатели инфляции и др. [там же]. По данным социологов, падение морали воспринимается нашими согражданами как одна из главных проблем современной России, респонденты рассматривают «порчу нравов» в числе худших из наблюдаемых в нашем обществе тенденций [там же].

Экономисты считают, что «среди составляющих той непомерной социальной цены, которую пришлось заплатить за радикальные экономические реформы в России, — пренебрежение нравственно-психологическим миром человека» [2, с. 588], подчеркивают «интенсивное искоренение морально-этической составляющей из социального бытия» [там же]. По мнению ведущих представителей этой науки, «нарушения общественной морали, норм социальной справедливости, представлений о гражданской чести и ответственности встречаются у нас на каждом шагу» [3, с. 19]. Искусствоведы отмечают формирование «тотально аморальной системы» [3, с. 73]. Философы полагают, что «сегодня мы не имеем коллективных представлений о различии добра и зла, о том, что такое сострадание, справедливость, жалость, милость, доброта, хороший тон, правильная речь, самоуважение, уважение к другому, потеряло смысл традиционно русское понятие правды» [4, с. 793]. А психологи, опираясь на результаты своих исследований, констатируют, что «Россия на долгие годы оказалась "естественной лабораторией", где нравственность и правовое сознание граждан проходили суровые испытания» [5, с. 17], что подтверждается динамикой разработанного ими индекса нравственного состояния общества (ИНСО) [6] и его соотношением с соответствующим показателем в других странах Центральной и Восточной Европы (рис. 1, 2).

ЮРЕВИЧ Андрей Владиславович — член-корреспондент РАН, заместитель директора Института психологии РАН.

200 180 Н 160 140 Н 120 100 Н 80 60Н 40 20 Н 0

Л 93.2

94.3 95.0

100.3

97.1

8971Ш) 92-8 93/7 952 92А

98.9 99.9 Ю1-4

1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

Рис. 1. Динамика индекса нравственного состояния современного российского общества (1996 г. = 100%)

Обоснованность приведённых оценок нравственного состояния нашего общества подтверждается как хорошо известными бытовыми примерами, так и очень печальной статистикой. Количество убийств на 100 тыс. жителей в России сейчас почти в 4 раза больше, чем в США (где ситуация в этом отношении тоже очень неблагополучна), и примерно в 10 превышает их распространённость в большинстве европейских стран [7]. По индексу коррупции наша страна находится на 147-м месте в мире, а общий объём коррупционного оборота оценивается в 250—300 млрд. долл. в год. Численность жертв несчастных случаев, таких как случайные отравления алкоголем и ДТП, по количеству которых мы первые в мире, свидетельствует о безразличном отношении наших сограждан к своей и чужой жизни1. По числу разводов на 1000 жителей мы занимаем 1-е место в Европе, по количеству абортов на 1000 женщин — 1-е место в Восточной Европе и СНГ, по числу детей, оставшихся без попечения родителей2, — 2-е место в Восточной Европе и СНГ, а по индексу Джини, отражающему неравномерность распределения доходов, — 1-е место среди стран с развитой и переходной экономикой [9—11].

Добавим к этому, что у нас ежегодно от жестокости родителей страдают 2 млн. детей, 2 тыс. из них становятся жертвами убийств или получают тяжкие телесные повреждения, а 50 тыс. — убегают из дома. Каждый год пропадают

25 тыс. несовершеннолетних, 5 тыс. женщин гибнут от побоев, нанесённых мужьями, при этом насилие над жёнами, престарелыми родителями и детьми фиксируется в каждой четвёртой семье. 12% подростков употребляют наркотики, более 20% детской порнографии, распространяемой по всему миру, снимается в России. Около 40 тыс. детей школьного возраста вообще не посещают школу, а темпы роста детской преступности в 15 раз опережают темпы увеличения преступности в целом, в результате чего у нас насчитывается около 40 тыс. несовершеннолетних заключённых, что примерно в 3 раза больше, чем было в СССР в начале 1930-х годов [12].

Поражает и то, что подобные факты не получают должного внимания в обществе и в массовом сознании воспринимаются с меньшей остротой, чем, скажем, количество медалей, завоёванных на Олимпиаде3, что само по себе служит показателем нравственного состояния общества, равно как и премирование крупными суммами и без того небедных спортсменов-победителей.

Конечно, не следует чрезмерно сгущать краски, создавая очередной образ России как «империи зла», в данном случае «империи безнравственности». Во-первых, и в тех странах, которые принято считать наиболее цивилизованными, наблюдается явный кризис морали, по крайней мере, традиционной протестантской, которой западное общество во многом обязано своим прогрессом. Во-вторых, и у нас сохранилось

1 Ежегодное количество жертв ДТП в современной России пре-

вышает потери за все годы Афганской войны, а ситуация на дорогах характеризуется как «война на дорогах», «гражданская война» и т. п. [8].

2 Напомним, что в эту категорию входят не только сироты, но

и дети, которые, имея родителей, убегают из дома, очевидно,

не от хорошей жизни.

3 Кстати, упомянутый выше индекс нравственного состояния общества обнаруживает высокую корреляцию с количеством олимпийских медалей. Данная взаимосвязь демонстрирует, что наши олимпийские неудачи во многом порождены этим состоянием, в условиях которого российские спортсмены, при всех впечатляющих размерах их материальной и моральной стимуляции, лучше выступать не могут.

немало высоконравственных людей, на которых и следует опираться в попытках возрождения морали; кроме того, для разных слоёв общества характерен её различный уровень. Наблюдаются и отдельные позитивные тенденции. Но в целом нравственное состояние современного российского общества удручает, и неспроста его моральная деградация фиксируется представителями самых разных наук.

Крайне тревожную картину высвечивают и обследования современной российской молодёжи, особенно «детей 90-х», впитавших атмосферу тех времён и характеризующихся такими качествами, как индивидуализм, завышенные притязания в сфере потребления, нежелание думать о будущем, нетерпимость к «моральным проповедям», неуважение к старшим, наглость, развязность, агрессивность. Молодёжная культура формирует собственные нравственные нормы и агрессивно отвергает нормы старшего поколения. Этой культуре, в частности, свойственно отрицание статусных иерархий и авторитетов, что тоже было очень типично для начала 1990-х, когда прежняя статусная иерархия рухнула, новая ещё не сложилась, а СМИ и либералы-реформаторы формировали отношение к нравственным принципам как к «пережитку» советской эпохи, как к предрассудкам, которые препятствуют свободе, деловой активности и т.п. (вспомним внедрявшиеся в массовое сознание идеологемы: «можно всё, что не запрещено законом», «нравственность препятствует экономическому развитию», «первоначальный капитал неизбежно аморален», «главное — деньги, и неважно, как они заработаны», «человек стоит столько, сколько он зарабатывает» и др.). Таким образом, псевдолиберальная4 идеология начала 1990-х отчётливо запечатлелась в психологии современной российской молодёжи, хотя, к счастью, не всей.

Исследования показывают, что «молодые люди выражают неоднозначное отношение к необходимости соблюдения социальных норм» [14, с. 55]. Хотя количественно преобладают те, кто, по крайней мере, исследователям отвечают, что нормы соблюдать надо (есть основания усомниться в искренности значительной части подобных ответов), но распространена и такая позиция: «мы

400 350 300 250200 150 100 50

364.7

296.6 305.1

144.9

159.4 163.0 163.5 164.4

101.4

о о.

в о

щ

о

§ И

СП

И

I

а ю

II"

4 «Псевдо» — потому, что она имеет очень отдалённое отношение к истинному либерализму, представляя собой его сильно искажённую — в интересах определённых слоёв общества — версию. Как пишет С.В. Кортунов, «либерализм — это не Чубайс, Бурбулис, Авен, Явлинский, Хакамада

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком