научная статья по теме ASTRONOMIC PARS OPTICA ИОГАННА КЕПЛЕРА И ДРУГИЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА ЭКСПЕРИМЕНТОВ РАННЕЙ ОПТИЧЕСКОЙ АСТРОНОМИИ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ASTRONOMIC PARS OPTICA ИОГАННА КЕПЛЕРА И ДРУГИЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА ЭКСПЕРИМЕНТОВ РАННЕЙ ОПТИЧЕСКОЙ АСТРОНОМИИ»

Краткие сообщения

А. В. КУЗЬМИН

ASTRONOMIC PARS OPTICA ИОГАННА КЕПЛЕРА И ДРУГИЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА ЭКСПЕРИМЕНТОВ РАННЕЙ ОПТИЧЕСКОЙ АСТРОНОМИИ

В статье «Первые оптические наблюдения звезд: Галилео Галилей или Тихо Браге?» 1 была совершена попытка объяснить значение выделенных звезд атласа И. Байера «Уранометрия» (1603). В результате определения круга причин, по которым именно эти звезды могли заслужить особое внимание исследователей рубежа XVI-XVII вв., было, в частности, высказано предположение о возможном использовании простейших оптических средств в процессе наблюдений звезд при создании этого атласа.

Для дальнейшего обоснования нашей гипотезы мы вновь обратились к атласу Байера, но на этот раз - к титульному листу, и, кроме того, к достаточно известному, но малоизученному труду И. Кеплера «Дополнения к Вителлию, в которых сообщается об оптической части астрономии» 2. Фрагменты этого труда и другие свидетельства оптических наблюдений неба, состоявшихся до появления телескопа у Галилея, снова убеждают нас в неслучайном выборе группы кратных звезд «Уранометрии», выделяемых особой графикой.

Еще одна «тайнопись»

Дальнейшим пунктом доказательства гипотезы об экспериментах с оптикой у Тихо Браге и, вероятно, близкого ему астрономического сообщества, становится отождествление звездной конфигурации, состоящего из я, о, и а не только на звездной карте Козерога, но и на изображении его фигуры, украшающей нижнюю четверть титульного листа «Уранометрии» 3.

На изображении Козерога наряду с детерминативными, служащими для усиления гармонии образа звездами также выгравированы (фактически -дублированы) эти объекты, вновь удостоенные особого внимания. Увидеть их здесь случайно, просто разглядывая гравюру, практически невозможно по причине малых размеров композиции, которая легко теряется среди множества других деталей.

1 Кузьмин А. В. Первые оптические наблюдения звезд: Галилео Галилей или Тихо Браге? // ВИЕТ. 2006. № 3. С. 98-112.

2 Keplero, I. Ad Vitellionem paralipomena quibus astronomic pars optica traditvr. Francofvrti, 1604.

3 Кузьмин. Первые оптические наблюдения звезд... С. 99-100.

© А. В. Кузьмин. ВИЕТ. 2014. № 4. С. 138-144

Козерог титульного листа - величественный, спокойный, с закрытыми глазами. Его фигура как бы венчает собой панораму города. Весь этот образ выполнен в стиле надгробной пластики и символизирует самого Тихо Браге. Вся нижняя часть композиции титульного листа, таким образом, создана в увековечение светлой памяти одного из величайших астрономов и астрологов своего времени, рожденного под этим знаком 14 декабря (разумеется, старого стиля) 1546 г.

Нет ничего необычного в том, что всеобщее признание множества заслуг Тихо Браге воплотилось в такой художественной форме - изображения фигур зодиакальных созвездий часто становились тайными портретами, символами, эмблемами конкретных личностей или важных событий. Символ Козерога, к примеру, становится своеобразной эмблемой начала правления великого герцога Тосканы Козимо I:

Как обычно, добродетели герцога Козимо олицетворялись аллегорическими статуями Постоянства, Силы, Мудрости, Справедливости, Великодушия, Умеренности, а сравнивался правитель с Октавианом Августом и традиционным флорентийским героем Геркулесом. Среди эмблем часто повторялось изображение Козерога, под чьим знаком началось правление герцога, - Козерог был зодиакальным знаком и Октавиана Августа, и Карла V 4.

Не случайно величественное спокойствие фигуры, прикрытые глаза, подчеркнутая неподвижность так напоминают произведения надгробной пластики. В таком ракурсе этот фрагмент титула становится образной эпитафией на светлую кончину великого наблюдателя неба, астронома и астролога от всех жителей вольного Аугсбурга.

Гравирование звезд, созвездий, звездных карт было привилегией особого цеха. Учитывая значение иконографического канона, допустить, чтобы такие изображения отдельных объектов появились случайно, практически невозможно. На звездных картах «Уранометрии» перед нами возникает своеобразный перечень объектов. Подобные миниатюрные каталоги «раздваивающихся звезд», на которые было обращено особое внимание исследователей ХУ11-ХУ11 вв., хорошо известны из более поздних астрономических работ 5. В «Уранометрии» такой краткий список звезд был передан их необычным выделением на картах - обращение к современникам и, весьма вероятно, будущим поколениям астрономов, чтобы и они обратили на них свое внимание, продолжили изучение и в итоге с их помощью определили пределы Космоса.

Что касается собственно самой идеи «зашифрованного послания», вербального или образного, как и в случае с «белыми» звездами «Уранометрии», то такой способ сообщения информации совершенно обычен в натурфилософских произведениях ХУИ-ХУШ вв.

4 Остерман А. А. Театрализация политической жизни Флоренции в период правления герцога Козимо I Медичи (1537-1574) / Театр и театральность в культуре Возрождения. М., 2005. С. 52-64.

5 Кузьмин. Первые оптические наблюдения звезд... С. 109.

В поддержку выбора нашего направления поиска, в дополнение к общеизвестному примеру зашифрованного письма Г. Галилея о «тройственной природе» Сатурна, можно привести слова Отто Бенеша, писавшего, что

XVI - начало XVII в. знают множество научных трактатов, иллюстрированных аллегорическими картинами, условными символами и знаками. В этой прикладной области, не претендующей на эстетическую ценность, особенно заметна характерная для времени дидакти-ко-прагматическая направленность. Титульные листы некоторых научных книг и алхимических трактатов приходится разгадывать как ребус, составленный из множества сценок, фигур, предметов, элементов пейзажа. При этом - реализм деталей и мастерство исполнения удивительны. Всеохватность тогдашнего мышления, умозрительность, стремление ощутить единство многообразия мира видны в этих титульных листах, перенасыщенных информацией, где большинство изображений суть «иероглифы» со скрытым содержанием, хотя изображены вполне реальные предметы, а иллюстрации - гравюры - часто бывают очень высокого качества 6.

Козерог. Фрагмент звездной карты «Уранометрии» Байера

Оптическая часть «Астрономии»

Переводов этого труда Кеплера, изданного в 1604 г., ни на один из современных языков нет, за исключением немецкого перевода П-У глав, посвященных поиску законов оптики и физиологии зрения, который был выполнен в 1920-1921 гг. Именно эти главы достаточно прокомментированы в литературе (в частности, большое внимание исследователи традиционно уделяли устрой-

6 Бенеш О. Искусство Северного Возрождения. Его связь с современными духовными и интеллектуальными движениями. М., 1973. С. 169.

ству человеческого зрения). Отметим, что тема истории возникновения оптической астрономии представлена в отечественных трудах В. А. Гурикова, Е. И. Погребысской и В. Н. Линника 7.

Книга содержит обширный именной указатель, в котором количеством ссылок особо выделяется имя Тихо Браге: Кеплер, как и в процессе создания «Новой астрономии», главным образом, осознает здесь его наблюдательный опыт. Он излагает и обобщает данные наблюдений «астрономического лучепреломления» (т. е. атмосферной рефракции) и многие другие наблюдательные достижения Тихо, оставленные им в наследство Кеплеру в рукописях. Подобные осмысления данных наблюдений планетных движений Тихо в это же время приводят Кеплера к открытию его знаменитых законов движения планет.

Знакомство с главами, посвященными оптике, не оставляет сомнений, что голландская труба (или телескоп Галилея) уже описаны. Ю. А. Белый отмечал, что

Это малоизвестное обстоятельство говорит нам о том, что Кеплер за несколько лет до появления «голландской» или «Галилеевой» астрономической трубы дал ее теоретическое обоснование (которое осталось, видимо тогда незамеченным) 8.

Этот труд, где излагается теория телескопа, созданного Галилеем, впоследствии был издан в 1604 г. Напрашивается аналогия, как и в случае с движением планет, астрономическим лучепреломлением (рефракцией), измерениями параллаксов - возможно, и здесь Кеплер занят переосмыслением и обобщением экспериментального опыта Тихо Браге? Именно в эти годы Кеплер более всего увлечен разбором его научного наследия и многие положения его «Оптической части астрономии» - осознание и обобщение некоторых неизвестных нам эпизодов научного творчества Тихо. Здесь мы можем ответить и на вопрос о том, как мог Кеплер со своим нестандартным зрением (после осложнения в результате перенесенной в детстве оспы он страдал серьезной формой астигматизма) создать теорию телескопа и корректно ее изложить по меньшей мере за пять лет до издания Галилеем «Звездного вестника».

Впоследствии (после выхода этого труда Галилея в 1610 г.) в своей «Диоптрике» Кеплер вновь возвращается к идеям построения оптических систем и предлагает новую оптическую схему (вероятно, выстраивая ее логически, исходя из ясного представления о свойствах лучей). Но мог ли он осознать все это уже к 1604 г., не имея предварительной информации, причем, разумеется, как и с наблюдениями планет, не своей собственной? Могла ли вообще родиться подобная теория ранее опытного ремесленного создания и испытания подобного инструмента?

7 См.: Ронки В. Оптика Кеплера и оптика Ньютона // ВИЕТ. 1963. Вып. 15. С. 58-66; Гу-риков В. А. История создания телескопа // Историко-астрономические исследования. 1980. Вып. 15. С. 109-142; Погребысская Е. И. Оптика Ньютона. М., 1981; Линник В. Н. Труды Кеплера в области оптики (К 400-летию со дня рождения) // Успехи физических наук. 1973. Т. 109. Вып. 1. С. 167-174.

8 Белый Ю. А. Иоганн Кеплер 1571-1630. М., 1971. С. 126.

Як * * 1 ш С ! ■ V*- !•*.*. «V • • - ,*,*« .,*« ■ ,* • / -....... .......-.г: — ::. & л : ••. :• £ггг=г

' • 1т.. "**»..■..' * :- ' ••„**• • * •. • -; _____ ;ФР ' ¿¡^^

1-■—¿¡/г

Ч-— Ж-' — №9*- . . . ^ «- ..".КГ V . -----__---- ■;: % ^ ф Ус. ЧЩЕЕЕЕЕЕЕЕЕ

11 тшщ 4 ■ 1

Козерог. Фрагмент звездной карты, со звездами п, о и а

Белый писал, что галилеева труба была предсказана Кеплером в «Дополнениях», но (зададимся этим вопросом еще раз) возможно ли это без предшествую

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком