научная статья по теме B. DE LAS HERAS. IMAGENES DE UNA CIUDAD SITIADA. MADRID 1936-1939. MADRID: EDICIONES JG, 2009, 207 P. Б. ДЕ ЛАС ЭРАС. ОБРАЗЫ ОСАЖДЕННОГО ГОРОДА. МАДРИД 1936-1939. МАД- РИД, 2009, 207 С История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «B. DE LAS HERAS. IMAGENES DE UNA CIUDAD SITIADA. MADRID 1936-1939. MADRID: EDICIONES JG, 2009, 207 P. Б. ДЕ ЛАС ЭРАС. ОБРАЗЫ ОСАЖДЕННОГО ГОРОДА. МАДРИД 1936-1939. МАД- РИД, 2009, 207 С»

Рецензии

B. de las Heras. IMAGENES DE UNA CIUDAD SITIADA. MADRID 1936-1939. Madrid: Ediciones JG, 2009, 207 p.

Б. де лас Эрас. ОБРАЗЫ ОСАЖДЕННОГО ГОРОДА. МАДРИД 1936-1939. Мадрид, 2009, 207 с.

Гражданская война в Испании 1936-1939 гг., 75-летие начала которой пришлось на 2011 г., явилась, по сути, первым событием ХХ в., которое день за днем отражено в фотографиях, сделанных к тому же фотокорреспондентами чрезвычайно большого количества периодических изданий - от всемирно известных до малых частных1. В результате образовался самостоятельный и ценный источник из категории масс-медиа - это визуальные свидетельства войны, созданные ее непосредственными очевидцами и нередко участниками.

В свете сказанного работа Б. де лас Эрас, в которой систематизировано и архивной обработке более 80 фотоснимков, приобретенных аргентинской газетой "Noticias Gráficas" ("Новости в графике"), с 1971 г. хранящихся в Генеральном Архиве Аргентины и ранее не публиковавшихся, имеет важное значение. С одной стороны, это освещение наступления на Мадрид франкистских войск и фашистские налеты, с другой - это оборона столицы. Можно сказать, что снимки, сложенные подобно паз-лам, дают во многом целостную визуальную картину драматической битвы за Мадрид.

Книга состоит из пяти разделов, содержит фотокаталог и библиографию. В первом разделе Б. де лас Эрас кратко излагает свои соображения об уместности использования фотографий в качестве исторического источника. По мнению автора, они, как и археологические артефакты (с. 11), запечатлевают мгновения, из которых складывается и конкретное историческое событие, и конкретный отрезок его жизни, и тем они самым служат материальными и пространственно-временными координатами в реконструкции тех или иных событий (с. 16). Есть в разделе и характеристика основного ме-

1 Их краткий перечень в рецензируемой книге: с. 28-29; а также: Sontang S. Looking at War. - The New Yorker, № 38, p. 822-898: Olmeda F. Gerda Tardo, fotógrafa de Guerra. El periodismo como testigo de la historia. Madrid 2007 и др.

тода работы с этим видом источника - "ver y volver a ver" (с. 17), т.е. "увидеть и вернуться, чтобы увидеть заново". Принимая в целом этот методический прием, хотелось бы в то же время отметить, что в его оценке Б. де лас Эрас, пожалуй, излишне завышает критерий аутентичности этого источника, поскольку фактически опускает роль создателя информации, личности самого фотографа и его внутренние, в том числе сугубо интуитивные побуждения, которые к тому же во время войны могут выходить за рамки принятых норм и даже стать буквально непредсказуемыми и бесконтрольными. Конечно, можно возразить, что предметом работы автора является составление фотокаталога, но а) и для выполнения этого, б) и коль скоро один из разделов работы посвящен вопросу о роли фотографии как исторического источника, то ожидаешь более корректного ответа на поставленный вопрос. Кстати, и в последующих разделах личностно-психо-логический фактор учитывается недостаточно, в то время как техническому аспекту фотодела и фотожурналистики 1930-х годов уделено самостоятельное внимание. Мы имеем в виду второй раздел, где при объяснении интереса международной прессы к событиям гражданской войны в Испании (с. 28 сл.) автор приводит три его общие причины: 1) возникновение фотопериодизма; 2) предпочтительное использование мировой прессой первой трети ХХ в. графического материала как иллюстративного и 3) прогресс в области изготовления фотоаппаратуры и, шире, фототехники (с. 28). Личностно-психологический фактор, как и собственно задачи прессы времени войны не упоминаются.

Во втором разделе "Военные фотографии: Мадрид, 1936-1939" помещены фотографии периода борьбы за Мадрид, особенно начиная с ноября 1936 г., когда он превратился в осажденный город (с. 29 слл.). Автор публикует фотографии бесчисленных руин - символов трагедии жителей столицы и страны, поражавших и их, и фотокорреспондентов (откуда бы они ни были), и читателей, и собственников СМИ,

зачастую бравших на себя мужество публиковать эти фотокадры. Отдельную группу составляют фотографии людей - рядовых мадрид-цев, включая стариков и детей, защитников из числа добровольцев, солдат-республиканцев, интендантов и др., объединенных общим патриотическим порывом. Эта драма и "череда" лиц, как ее участников, даже сегодня никого не оставляет равнодушным. Вероятно, поэтому Б. де лас Эрас позволила себе выступить в роли молчаливого педантичного фиксатора и систематизатора, не сопроводив фотокадры второго раздела своей книги хоть каким-либо комментарием. Видимо, она считает, что сам факт их публикации отражает и ее личные переживания. Возможно, это, скорее, репортерский, журналистский прием, но в данном контексте его трудно подвергнуть критике.

Центральным можно считать третий раздел, так как именно в нем представлена коллекция фотографий, созданная на основе ежедневной и весьма популярной в Аргентине 1920-1930-х годах "Noticias Gráficas", освещавшей наряду с другими международными СМИ, как уже было сказано, события испанской гражданской войны 1930-х годах аргентинские фотокорреспонденты которой остаются гордостью современного фотопериодизма своей страны. Б. де лас Эрас указывает, что благодаря знаменитому писателю Х.Л. Борхесу, являвшемуся с 1969 г. директором Национальной Библиотеки Аргентины, эта газета и, следовательно, весь ее фотографический материал был замикрофиль-мирован и тем самым спасен от гибели (ибо условия хранения испанской прессы 1930-х годах в Библиотеке, как пишет автор, плачевны, а негативы безвозвратно утеряны). При подготовке раздела Б. де лас Эрас воспользовалась помощью Н. Орси - современника гражданской войны в Испании и читателя "Новостей в графике", в 1938-1965 гг. работавшего в Библиотеке (с. 40). Все фотографии, относящиеся к Испании, к разным периодам ее истории и культуры, хранятся в ящике под № 262 в 35 пакетах. В пакетах № 12-21 автор обнаружила 83 фотоснимка Мадрида и его окрестностей июля 1936 - апреля 1939 гг. Все фотографии подвергнуты тщательной библиографической обработке - с содержательным описанием каждого фотоснимка, публикацией его "паспортных" данных включая дату публикации в газете, разрешительную подпись и т.д.

Четвертый раздел ("Фрагменты памяти: фотографии Мадрида эры "No pasarán!" из "Noticias Gráficas") открывает весьма выразительный постер (док. 1690, см. с. 60) с изображением крупным планом женщины и ребенка на ее руках, они убиты горем от потери близких и полумертвы от страха за собственные

жизни, а фоном служат руины Мадрида и летящие над ними фашистские бомбардировщики. Внизу - надпись: "Что делаешь ты, чтобы избежать уничтожения?" Остальные 82 фотоснимка посвящены Мадриду 1936-1939-х гг. и расположены по принципу противопоставления: "фронт - тыл", "наступление - оборона", "рядовое население - старики, женщины, дети". Наиболее полно отражена финальная страница военной эпопеи, когда в город вошла франкистская армия, а жители встретили ее овациями. Есть 10 фотографий, зафиксировавших с учетом временного фактора процесс разрушения города и гибели больших масс его населения. 14 фотографий специально посвящены мадридским полицейским, которые отдавали свои жизни, защищая мирных, невооруженных жителей, административные здания, храмы, дворец герцога Альбы и другие объекты (док. 1687). Очень выразителен фотокадр, запечатлевший решимость женщин, записавшихся в полицию Мадрида, защитить город и вышедших на демонстрацию с аналогичным призывом (док. 1944). Интересны фотоснимки и другого типа, как фиксирующие мгновения мира и отдыха от войны. Так, на фотографии 1837 воспроизведена сцена отдыха вернувшихся с боевых действий солдат и полицейских и наслаждающихся беседой в одном из кафе Мадрида. Есть сцена урока арифметики для солдат, который во время привала для них проводит с использованием импровизированной школьной доски доброволец-учитель -человек в штатском, рядом с ним - командир (док. 1816). Один снимок воспроизводит умилительную сцену бритья, где и парикмахер, и клиент - солдаты (док. 1941).

Фотографии рядовых мадридцев тоже выразительны, но в ином ключе: они заняты поиском близких, предают погребению найденных, утешают детей, оплакивают свои разрушенные очаги и ищут пристанище хотя бы на ночь. Приведено порядка 30 документов, связанных с другой стороной - с франкистскими войсками и служившими им полицейскими. Это и чисто пропагандистские сюжеты, и сцены бомбардировок, и кадры пленения республиканцами итальянских союзников Франко и т.д. Однако во всех случаях фотокорреспонденты зафиксировали те мгновения, когда люди демонстрировали мужество и верность своим убеждений (какими бы они ни были). Б. де лас Эрас оставляет без интерпретации и комментария эти сюжеты, но сами фотодокументы, а также субтитул раздела (напомню его: "No pasarán!") являются красноречивыми, ибо они cum tacent, clamant (молчание их подобно крику). Как видим, фотокорреспонденты из "Noticias Gráficas" по своим взглядам, установкам и их

реализации работали в общем русле фотожурналистики, освещавшей героическую историю гражданской войны, и это лишь усиливает роль и возможности фотографии как источника.

Особое место в рецензируемой книге занимает последний раздел - Catálogo razonado, Каталог с учетом использованных в тексте критериев, внутренней рубрикации и аргументации (с. 93 слл.). При подготовке этого раздела Б. де лас Эрас проявила знание не только истории современной Испании, понимание важности фотографии и фотоискусства как исторического источника, но и удачно выступила в роли специалиста по архивному делу. Она систематизировала паспортизированные фотографические материалы и даже выделила группу фотоснимков, опубликованных дважды, в разных изданиях без учета авторского права, а также привела фотокадры, продублированные корреспондентами противоположных сторон (в частности, док. № 1737, 1866, 1961) и на этом основании требующие самостоятельного внимания со стороны исследователя.

Впечатление от проделанной Б. де лас Эрас работы по научной каталогизации фотоматериалов о гражданской войне в Испа

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком