научная статья по теме БАРОЧНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ: НРАВСТВЕННОЕ БОГОСЛОВИЕ В ПРОПОВЕДЯХ СИМЕОНА ПОЛОЦКОГО Философия

Текст научной статьи на тему «БАРОЧНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ: НРАВСТВЕННОЕ БОГОСЛОВИЕ В ПРОПОВЕДЯХ СИМЕОНА ПОЛОЦКОГО»

ИЗ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ФИЛОСОФСКОЙ мысли

Барочная антропология: нравственное богословие в проповедях Симеона Полоцкого

М. С. КИСЕЛЕВА

В русской культуре барокко чрезвычайно значимо и по праву должно занимать особое место в ее истории. Эпоха от Алексея Михайловича до половины XVIII в., с отголосками до самого конца столетия, представляется тем временем и пространством, внутри которого происходили существенные преобразования во всех областях жизни, позволяя России войти в Новое время. Барокко как культурная эпоха сыграла в России ту роль, которую в Европе сыграла эпоха Ренессанса, продвигавшая каждую национальную культуру к Новому времени. Историки искусства и литературы считают, что барокко способствовало формированию единого, наднационального процесса в литературе и искусстве. Слависты приводят доказательства того, что европейское барокко "стало первым общим для разных славянских культур стилем без различия их конфессиональной ориентации", и говорят об "общеславянском Барокко как универсальном типе культуры"1.

Для России проникновение барокко через Украину и Белоруссию, за которыми стояло польское влияние, значило с самого начала несколько другое: не столько включение в общий европейский контекст, сколько решение своих задач теми средствами, которые принесло с собой барокко. Причем задачи эти были не только художественно-стилистические. Необходимость глубоких мировоззренческих, ментальных сдвигов в самых основаниях культуры объяснялась тем, что Россия этого времени все еще оставалась экономически и политически средневековым государством, расположившимся на дальней "ориентальной" границе европейского культурного пространства.

Барокко для России стало эпохой перехода к культуре Нового времени, сопровождавшейся глубоким переформированием ее оснований2. Стиль и мировоззрение ба-

1 История славянских народов. В 3-х тт. - Т. I: Древность. Средневековье / Отв. ред. Г.П. Мельников. М., 2003. С. 10.

2 См., например: Очерки русской культуры XVII века. М., 1979. Русское искусство от Средневековья к Новому времени. М., 1974; Русская культура в переходный период от Средневековья к Новому времени. М., 1992; Черная Л.А. Русская культура переходного периода от Средневековья к Новому времени. М.: Языки русской культуры, 1999; Живов В.М. Религиозная реформа и индивидуальное начало в русской литературе XVII века // Живов В.М. Разыскания в области истории и предыстории русской культуры. М.: Языки славянской культуры, 2002.

© Киселева М.С., 2008 г.

рокко были, по существу, инструментами формирования разных, не существовавших до этого времени, культурных реальностей: литературы с новыми жанрами взамен древнерусской книжности; форм рационализации на почве барочной риторики (в России именно в этот период складывается образовательная система и с XVIII в. институ-ализируется наука); светского изобразительного искусства также с разнообразием жанров; новых архитектурных форм; наконец, театра. Существенно, что все эти изменения подразумевали обращение к отдельному индивиду, человеку, проживающему свою жизнь в этом сложном, Богом созданном мире. Полагаю, что в отличие от европейского гуманизма, ориентированного на человека как носителя "родовых" и "гражданских" качеств, в России произошел "индивидный поворот". Традиционность, в том числе в области веры, в условиях русского самодержавия сдерживала преобразовательные потенции барочной культуры. Именно поэтому в российских условиях барокко, пробудив интерес к человеку и его возможностям, внеся этот интерес в культуру, оставило его там как имманентную антропологическую проблему3, решение которой было со временем перенесено на "мирскую" (светскую) почву.

В отечественной науке философско-антропологических обобщений, касающихся культуры барокко, наработано немного, хотя эта тема остается весьма популярной. Если говорить о концептуальном уровне ее осмысления, то наиболее плодотворными и ставшими классическими в отечественной гуманитаристике стали идеи А.В. Михайлова4 - известного историка и теоретика литературы, филолога-германиста. Однако материалом его исследований являлась, в основном, западноевропейская литература эпохи барокко. Настойчивым инициатором изучения барочной проблематики в мировой славистике был Д.И. Чижевский, работы которого, к сожалению, и до настоящего времени еще недостаточно известны русскоязычному читателю5. В трудах отечественных филологов и историков искусства русское барокко стало исследоваться еще в 1950-е гг., однако по идеологическим причинам пользоваться самим понятием было невозможно6. Активная разработка этой научной проблемы продолжилась в 70-90-х гг. прошлого века7. Антропологическая проблематика в трудах филологов-славистов была важным, но "побочным продуктом" собственных дисциплинарных исследований. Вопрос о типологии "человека барокко" в европейских и славянских культурах ставился в трудах Д.М. Лихачева8;

3 Человек в культуре русского барокко. М.: ИФ РАН, 2007.

4 Михайлов A.B. Избранное. Завершение риторической эпохи. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007; Он же. Поэтика барокко: завершение риторической эпохи. // Михайлов A.B. Языки культуры. М.: Языки славянских культур, 1997. С. 112-175.

5 См.: Чижевский Д.И. К проблемам литературы барокко у славян // Человек в культуре русского барокко. М.: ИФ РАН, 2007. С. 557-609; Валявко И. Дмитрий Иванович Чижевский как исследователь славянского барокко // Там же. С. 116-128.

6 См.: Сазонова Л.И. Литературная культура России. Раннее Новое время. М.: Языки славянских культур, 2006. С. 18-20.

7 Лихачев Д.С. Развитие русской литературы X-XVII веков. Л.: Наука, 1973. Гл. 5; Русское искусство барокко. Материалы и исследования. М., 1977; Славянское барокко: историко-культурные проблемы эпохи. М., 1979; Барокко в славянских культурах. М., 1982; Робинсон A.H. Борьба идей в русской литературе XVII века. М.: Наука, 1974; Он же. Симеон Полоцкий и русский литературный процесс // Симеон Полоцкий и его книгоиздательская деятельность. М., 1982; Панченко A.M. Русская культура в канун петровских реформ. Л., 1984; Он же. Два этапа русского барокко // ТОДРЛ. Л., 1977; Сазонова Л.И. Поэзия русского барокко (вторая половина XVII - начало XVIII в.). М., 1991; Русское искусство позднего Средневековья. Образ и смысл. М., 1993; Барокко в России. М., 1994; Софронова Л.А. Человек и картина мира в поэтике барокко и романтизма // Человек в контексте культуры. Славянский мир. М.: Наука, 1995; Она же. Три мира Григория Сковороды. М.: Индрик, 2002.; Матхаузерова С. Барочный славизм // ТОДРЛ СПб., 1997. Т. L. C. 149-154; Русское искусство эпохи барокко. Новые материалы и исследования. СПб., 1998; Философские аспекты культуры и литературный процесс в XVII столетии. СПб., 1999.

8 Лихачев Д.С. Развитие русской литературы X-XVII веков. Л.: Наука, 1973. С. 206. См., например, его рассуждение: «Что такое, например, "человек барокко"? Уверяют, что это Дон-Жуан, как тип человека, вечно мятущегося, изменчивого и изменяющего, ищущего и не находящего свой идеал женщины, противопоставляемого "человеку из камня" - командору» (Там же. С. 188).

A.M. Панченко писал о "людях барокко", находившихся в противоречивой нравственной ситуации, когда они пытались "примирить аскетические порывы и гедонизм"9. В уже упоминавшейся работе Л.И. Сазоновой, а также в исследованиях Л.А. Софро-новой, анализирующей литературные процессы и становление русского театра, эпоха барокко сопряжена с концептуальностью человека в его связи с Богом и миром.

Исследовательская задача в том виде, как она ставится в данной статье, состоит в том, чтобы показать, что в культуре русского барокко человек постепенно осознается как достойная внимания проблема, с которой надлежит долго и много работать. Особенность текстового материала состоит в том, что специальных антропологических, философских и политических трактатов, где бы обсуждалась эта проблема, не было написано. Русское барокко усваивалось в поэтических, панегирических, энциклопедических по своему замыслу (например, "Вертоград многоцветный" Симеона Полоцкого), проповеднических текстах, в которых "читается" барочный человек. Более того, в этих текстах человек становится необходимой конструкцией, их скрепами, их прагматикой. Антропологизм в русском барокко не рефлексируется, он имманентен барочному тексту11; предметом рефлексии становятся барочные приемы, техника мышления и письма, которая и создает автора барочного текста - поэта, проповедника, разумного мыслителя. Более того, приемам правильной речи и правильному письму человек специально обучается по многочисленным учебникам "Риторик" в учебных заведениях в курсах соответствующих риторических дисциплин.

Авторское начало барочной культуры стало возможным благодаря тому, что новые, заимствованные культурные контексты12 ("новины" церковной и придворной жизни) впервые в русской культуре поставили задачу создания текстов по жестким риторическим правилам, которым было необходимо специально обучаться. "Переходность" русской культуры XVII в. можно прочитать и так: барочный текст для своего укоренения требовал институализации образования по типу европейских университетов, ближайшим образцом для которых стала Киево-Могилянская коллегия13.

Барочный автор был востребован и в другой институции - в придворных кругах, насыщая их новыми барочными светскими правилами и приемами. В текстах панегириков прославлялся царский двор в связи со знаменательными датами - рождения, Дня ангела, бракосочетания, смерти царствующих особ, их детей и ближайших родственников, создавался светский календарь памятных побед в битвах с врагами Отечества. Таким образом, и сам автор, и персонажи его текстов становились участниками антропологизации культурного контекста: в текст по законам риторики включались цитаты не только из Священного Писания, Святых отцов церкви, но и примеры из мировой истории, бытовые сюжеты, нравоучения и басни, и даже соображения античных философов.

Материал эпохи барокко в этой статье рассматривается на примере двух обширных сборников проповедей Симеона Полоцкого "Обед душевный" и "Вечеря д

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком