научная статья по теме БЕДУИНЫ ЮЖНОГО СИНАЯ. ДАННЫЕ ЭТНОГРАФИИ И АНТРОПОЛОГИИ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «БЕДУИНЫ ЮЖНОГО СИНАЯ. ДАННЫЕ ЭТНОГРАФИИ И АНТРОПОЛОГИИ»

СТАТЬИ И МАТЕРИАЛЫ

ЭО, 2014 г., № 6

© Н.И. Халдеева, 1А.А. Зубов, Н.В. Харламова, Е.Д. Кобылянский

БЕДУИНЫ ЮЖНОГО СИНАЯ.

ДАННЫЕ ЭТНОГРАФИИ И АНТРОПОЛОГИИ*

Ключевые слова: физическая антропология, этнография, одонтология, бедуины, Южный Синай, южные европеоиды, южный грацильный тип, восточный компонент, экваториальное влияние, изолят

В статье приводится краткий обзор историко-этнографической и генетико-демогра-фической информации по бедуинам Южного Синая. Рассматриваются результаты анализа зубной системы в племенах южносинайских бедуинов. Полученные данные сравниваются методами средних таксономических расстояний (СТР) и многомерного шкалирования с показателями ряда южноевропеоидных групп, а также с данными популяций восточного одонтологического ствола и групп метисного европеоидно-монголоидного происхождения. Главной характеристикой одонтологических вариантов бедуинских племен Южного Синая, идентифицируемых на основе южного грацильного типа, является сочетание морфологической грацильности с восточными и намечающимися экваториальными (африканскими) компонентами.

Статья посвящена результатам одонтологического исследования строения зубной системы в племенах бедуинов Южного Синая. В связи с нечастым появлением такого рода материалов авторы дополнили их изложение кратким обзором некоторых истори-ко-этнографических и генетико-демографических данных, что содержательно и композиционно разделяет статью на две части, подчиненные задачам работы и предоставляющие возможность самостоятельных выводов. Первая, обзорная часть предваряет аналитический одонтологический раздел статьи.

В российской антропологии об одонтологических особенностях некоторых групп бедуинов и близких к ним народов известно из отечественных и зарубежных публикаций. Так, первые данные по одонтологии сокотрийцев представлены А.А. Зубовым

Наталия Ивановна Халдеева - д.и.н., ведущий научный сотрудник Центра физической антропологии Института этнологии и антропологии РАН; e-mail: nathal40@mail.ru

¡Александр Александрович Зубов] - д.и.н., главный научный сотрудник Центра физиче-

ской антропологии Института этнологии и антропологии РАН

Наталья Владимировна Харламова - к.и.н., научный сотрудник Центра физической антропологии Института этнологии и антропологии РАН; e-mail: natasha_kharlamova@iea.ras.ru

Евгений Давидович Кобылянский - Ph.D., профессор отдела анатомии и антропологии медицинского факультета им. Саклера Тель-Авивского университета (Израиль); e-mail: anatom14@post.tau.ac.il

* Работа выполнена при поддержке РГНФ, проект 12-01-00063а.

в совместной статье (Шинкаренко и др. 1984) и в разделе монографии (Шинкаренко и др. 1988: 47-54). Сокотрийцы являются одним из малых этносов Южной Аравии, населяющих архипелаг Сокотра в НДРЙ (ныне - Республика Йемен. - Авт.). Предки сокотрийцев были частью древнего коренного населения центральной части Южной Аравии (Наумкин 1988: 3-4, 276). По данным А. А. Зубова, в их одонтологическом типе преобладают черты южноевропеоидного комплекса с сильным веддоидным компонентом (Шинкаренко и др. 1988: 52). В этой связи многое объясняют исторические сведения о том, что юго-западные части Аравии и побережье были в подчинении абиссинцев непосредственно перед распространением здесь ислама (НПА 1957: 420). В антропологическом отношении большинство бедуинов являются носителями комплекса особенностей индо-средиземноморской расы (НПА 1957: 26; Рогинский, Левин 1978: 416-419).

Историко-этнографические и генетико-демографические данные

К бедуинам (араб. беду - "пустыня") относятся кочевые/пастушеские группы пустыни, обитающие в странах арабского Востока, включая Северную Африку, занимающиеся верблюдоводством, разведением мелкого рогатого скота, иногда примитивным земледелием, рыболовством. Хозяйственно-культурный тип кочевников-верблюдово-дов складывается у предков арабов - племен Аравийского п-ова - во второй половине II тыс. до н.э. после одомашнивания верблюда. Кочевые скотоводческие племена наряду с оседлым населением на аравийских территориях являются двумя древнейшими подразделениями арабов как группы народов и метаэтнической общности (НМ 1988: 64-65).

У большинства бедуинов Передней Азии сохраняется родоплеменная организация, основанная на принципе единства линиджа, ведущего свое происхождение от общего предка по мужской линии. Племенное подразделение руководствуется обычаями взаимопомощи, кровной мести, эндогамии, в брачной традиции преобладают кровнородственные (кросс-кузенные) браки, действуют племенные адаты (Там же: 65; НПА 1957: 503). Несколько групп составляют подразделение племени или само племя во главе с шейхом (вождем). Большинство бедуинов исповедуют ислам суннитского толка.

Южная часть Синайского п-ова с экстремальными климатическими (аридными) и географическими (горные ландшафты) условиями была заселена человеком уже в доисторическое время (Bar-Yosef 1980a). Здесь обнаружены поселения времен неолита (8000-5500 лет до н.э. - Bar-Yosef 1980b), халколита (4000-3150 до н.э. - Goren 1980), ранней бронзы (3150-2200 до н.э. - Beit-Aryеh 1980), византийского времени (324640 - Tsafrir 1970; Finkelstein 1980), раннего арабского периода (640-1291 - Goren 1980). Со временем бедуинские племена, проникавшие в Южный Синай, либо вытеснялись, либо ассимилировались местными языческими популяциями, известными из литературных источников под именем "сарацины" (Tsafrir 1970).

В ряде работ констатируется, что бедуины Южного Синая (рис. 1) являются популяцией, проживающей в условиях, в которых они развивались в течение многих сотен лет, поддерживая прямую связь с окружающей средой, адаптировавшись в биологическом, социальном, хозяйственно-культурном отношениях к аридным условиям Среднего Востока (Moskona et al. 1997; Kobyliansky, ^rshkovitz 2002).

Кочевавшие на юге Синая в 80-х гг. XX в. бедуины представляли собой племена джебелия (Gebeliya), савалча (Sawalcha), хамада (Hamada), алейгат (Aleigat), бени-вас-сал (Beni-Wassal), музейна (Muzeina), хавейтат (Haweitat), гарарша (Gararsha), авлад саид (Awlad Said), ахали и-тур (Ahali et-Tur). Рассеянные на землях юга Синайского п-ова 10 бедуинских племен насчитывают приблизительно 10 500 индивидуумов (на момент исследования 1979-1982 гг.). Главной особенностью бедуинов Южного Синая является изоляция в силу географических условий и соответствующих усилий самих племен сохраниться культурно и биологически. Предполагается, что среди первых пришедших сюда племен были хамада и бени-вассал (Arensburg et al. 1979). Племя хамада, возможно, является древнейшим среди современных племен Южного Синая.

В конце XVI в. миграция бедуинов в этот район возрастала. В числе первых на этой территории появилось племя алейгат, которое пришло из северо-западной части Саудовской Аравии (Ben-David (Kobyliansky) 1978). Племена-"ветераны" - хамада, бени-вассал, нифит (Nefeat), айеде (Aede) -в большинстве мигрировали в районы Северного Синая и Египет. Племя му-зейна с XIX в. становится одним из наиболее успешных в Южном Синае, за короткое время подчинив земли от Шарм-эль-Шейха до Кувейта. Племя джебелия является одним из древнейших в регионе; в отношении его исторических корней известно, что, построив монастырь Святой Екатерины (Santa Katharina), император Юстиниан (V-VI вв. н.э.) посылает группу рабов с берегов Черного моря в качестве слуг для священнослужителей (Burckhardt 1822). Согласно письменным источникам IX в. (патриарх Александрийский Евтихий), в этот же монастырь прибыли 100 мужчин с семьями из Египта. О сложном составе племени джебелия известно по информации об участии византийских рабов (с семьями) и семей из Египта в охране монастыря. Часть членов племени приняли ислам, часть придерживались христианства приблизительно до XVIII в. (Ibid.). По Нандрису (Nandris 1981), популяция влах (Vlah, как записано в документах путешественников и исследователей), от которой предположительно произошли первые члены племени джебелия, до сих пор существует под этим названием в Южной Европе. Кроме того, известно, что часть бедуинских племен пришла из Северной Африки. Заслуживает внимания информация о том, что некоторые племена владели неграми-рабами из Судана, ухаживавшими за верблюдами (Palmer 1871: 84). Известно, что у каждого большого шейха были негры-телохранители (Field 1952: 129). Такого рода данные служат дополнительным свидетельством о возможном источнике соответствующего антропологического влияния на формирование физического типа южносинайских бедуинов.

Племена Южного Синая принадлежат одной надплеменной организации, известной как тоуара - Towara (араб. Tor - "гора"). Суперструктура тоуара объединяет, как было указано выше, приблизительно 10 500 индивидуумов в 10 племенах, сформированных большими семьями. Высказывается мнение, что племена объединяются по географическому принципу, а не по кровному родству, как принято (по обычаям) на племенном уровне в большинстве бедуинских групп (Marx 1974; Ben-David (Kobyliansky) 1978). Бейли замечает, что племенная суперструктура является "национальностью" бедуинов (Baily 1977: 246). Суперструктура тоуара формировалась как конгломерат различных южносинайских племен. Они организовывались как единая и достаточно мощная сила для противостояния другим племенным объединениям. По мнению Бейли, эти племенные объединения выполняют "рамочную", организующую функцию для поддержания таких социальных взаимоотношений, как межплеменные браки, организация паломничеств на кладбища - большей частью к могилам шейхов, что считается в бедуинском обществе праздником, - и для хозяйственного сотрудничества (часто - контрабандная деятельность). Группы, входящие в племя, являются владельцами прилегающих к местам расселения племени земель, используемых под пастбища (Marx 1974; Kobyliansky, ^rshkovitz 2002: 74; Baily 1977).

Рис. 1. Области расселения бедуинских племен по территории Южного Синая [цит. по: Kobyliansky, Hershkovitz 2002]

Некоторые демографические данные. Среди большинства современных человеческих популяций наряду с проживающими в более или менее искусственной среде можно выделить

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком