научная статья по теме БИБЛЕЙСКИЕ ЦИТАТЫ И ОБРАЗЫ В «ЖИТИИ МИТРОПОЛИТА АЛЕКСИЯ» Языкознание

Текст научной статьи на тему «БИБЛЕЙСКИЕ ЦИТАТЫ И ОБРАЗЫ В «ЖИТИИ МИТРОПОЛИТА АЛЕКСИЯ»»

Библейские цитаты и образы в «Житии митрополита Алексия»

© А.А.МЕДВЕДЕВ

В статье рассматривается функциональное значение библейских цитат и образов в святительском «Житии митрополита Алексия» редакции Пахомия Логофета.

Ключевые слова: святительское житие, библейские цитаты и образы, стилистические приемы, реминисценции, Священное Писание.

После установления митрополитом Ионой всецерковного празднования памяти святого митрополита Алексия, Второй Старшей редакцией «Жития митрополита Алексия» считается текст (ок. 1450 г.), составленный известным книжником сербского происхождения Пахомием Логофетом (Сербом). Эта редакция стала образцом для создания последующих святительских житий.

Основная задача, которую ставил перед собой Пахомий Серб при описании святого, - всеми средствами показать величие его подвига. Отсюда стремление к эмоциональности, выразительному и украшенному языку, отличающемуся от бытовой речи. Эта задача решается автором с использованием целого комплекса средств, в том числе при помощи системы цитат из Священного Писания.

В «Житии митрополита Алексия» нами выявлены библейские заимствования, среди которых маркированные и немаркированные; точные и неточные; в авторском тексте и в речи персонажей. С точки зрения функционального значения библейские цитаты и образы в «Житии митрополита Алексия» можно условно разделить на четыре группы.

К первой группе относятся цитаты, которые применяются для повествования о событиях и объяснения их хода.

Пахомий в основу своей редакции жития положил краткую версию, написанную епископом пермским Питиримом, поэтому в начале повествования автор вспоминает своего предшественника. Питирим пострадал за веру не только от неверных, но и от «мнящагося быти верна некоего князя ... иже братоубииственою кровию руце осквернившаго» [1. С. 246. Далее указаны только страницы в круглых скобках]. Эти

события автор второй редакции комментирует с помощью библейской цитаты: «Но ничто же възможе злоба противу благодати, не весте бо злое, предпочитати полезное, ни зависть оставляет познати истинну» (Тит. 3:3) (246). Эти слова автор цитирует неточно из Послания к Титу апостола Павла.

Поведение святого в детском и юношеском возрасте автор описывает по законам агиографии: отрок Елевферий отвергает все мирское и становится монахом. В этом эпизоде Пахомием приведен рассказ о видении, явленном отроку во сне. Однажды, уснув во время ловли птиц силками, Елевферий услышал голос: «Алексие, что всуе тружаешися? Се отселе будеши человекы ловя» (246) (в Житии неточно приводятся слова из Евангелия: Матф. 4:19; Марк: 1:17). Составителю Жития важно передать смысл библейских событий и спроецировать их на события современные. Призвание к служению Елевферия сопоставляется с евангельским рассказом о призвании Иисусом верховного апостола Петра и первозванного брата его Андрея, когда оба еще были галилейскими рыбарями; следуя призыву, они оставили рыбацкие сети. Далее Пахомий описывает состояние отрока, услышавшего призыв: «.. .бысть отрок яко в унынии и размышлении велице. Прииде же и в дом свои и пребываше не яко же преже, но молчалив от помысл, не можаше бо разсудити конец тому. И никому же поведа бывшее» (246). После этого события он стал воздержанным, молчаливым и сосредоточенным книгочеем.

После возвращения из Константинополя, где святой был поставлен в митрополиты, Алексий был с радостью и честью принят великим князем и православным народом. Автор передает размышления митрополита через евангельское слово: «Ему же дано много, много изящется от него» (Лк. 12:48). Использованная далее библейская цитата - «уведев раб волю господина своего, и не сътвори, бьен будет много» (Лк. 12:45) -цитируется Пахомием неточно, автор использует только начало фразы, передавая исключительно смысл слов: «Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше» (247). Эти заповеди побуждают святого совершать подвиги, прилагая «труды к трудам», являясь светилом и образцом для всех русских людей. Пахомий мотивирует происходящие события посредством цитирования Нового Завета.

Древнерусские агиографы в святительских житиях на первый план выдвигают конфликт между язычниками (еретиками) и защитниками веры (архиереями, епископами). Так, во фрагменте исцеления татарской царицы Тайдулы святым мы находим аллегорические образы: «...лев и агнец вкупе почиют» (249), которые объясняют смысл происходивших событий между святителем и Тайдулой. Образы льва и ягненка широко распространены во многих библейских книгах, а эта цитата взята из

книги пророка Исайи 11:6 и выражает мысль о возможности мира между христианами и язычниками, приобщения последних к православной вере и мирном соседстве Руси и Орды.

Вторая группа библеизмов служит для изображения персонажей в житии. Важнейшим в описании святителя Алексия является евангельский образ светильника, который проливает свет на безбожный мир татар. Приводя его, агиограф использует слова Иисуса Христа, который через этот образ дает наставление ученикам: «Ниже вжигают светилни-ка, и поставляют его под спудом, но на свещнице, и светит всем, иже в храмине. Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, Иже на Небесех» (Мф. 5: 15-16; Мк. 4: 21; Лк. 8: 11; Лк. 11:33). Эти слова Пахомий цитирует с различной точностью и подробностью. Так, в эпизоде пострига святого в монастыре автор пишет: «.не подобно бяше светилнику под спудом быти, но на свещнице възложену быти, яко да светит всем. И иже пакы граду укрытися верху горы сьтоащу» (247). А во фрагменте обретения мощей святого приводятся такие слова: «.светилнику не под землею быти, но всеми видиму быти» и далее: «Не может град укрытися верху горы стоя, никто же вжег светилник, поставляет его под спудом или под одром» (251). И, наконец, эту цитату, но более близко к тексту источника, мы встречаем в похвальном слове: «Тако да просветится свет ваш пред человекы, яко узрят дела ваша блага и прославят отца вашего, иже есть на небесех. И пакы рече: Не укрыется град верху горы стоя» (255).

На протяжении всего Жития автор сравнивает святителя со светом небесным. Образ светильника предстает метафорой Божественного света, таким образом митрополит становится светилом небесным на земле, являет собой Божье спасение. Важно подчеркнуть, что такое сравнение встречается в ранних древнерусских житиях. Пахомий мог заимствовать этот образ как из предшествующих русских житий (святые-страстотерпцы Борис и Глеб, Феодосий Печерский, Сергий Радонежский), так и, в частности, из Жития Антония Великого: «Господь делает их видимыми для всех, подобно светильникам, чтобы, слыша о них, знали, как могут заповеди приводить к приспеянию, и возревновали идти путем добродетели» [5. С. 206].

В традиционном фрагменте описания кончины святого содержатся скрытые цитаты: «.душа же от тела исхождаше (Кол. 2:5), самому рукы на небо въздеющи, и тело убо честное на земли оста. Святаа же его душа на небеса възлете к желаемому Христу» (250). Слова из Послания св. апостола Павла приводится агиографом неточно. Важность этого эпизода заключается в использовании автором фрагментов различных библейских источников. Текст выстроен с помощью отрывков, которые должны показать праведный образ митрополита и его святую кончину.

Обязательными элементами при описании преставления святого являются прощание Алексия с христолюбивым великим князем Дмитрием Ивановичем и со всеми христианами, предсмертное наставление, чтение молитвы на исход души и описание самой кончины. Важно, что в этом эпизоде автор описывает лицо святителя: «изидоша свята душа от телеси его, лице же его светящеся, аки свет, а не яко же обычаи есть мертвым, но аки солнце просветися» (250). Агиограф переосмысляет цитату, перефразируя слова из Евангелия от Матфея (17:2): «.и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (251).

Немало цитат этой функции можно встретить в посмертных чудесах святителя Алексия. Уже во втором чуде «О отрочати умрьшем» встречаем немаркированную цитату: «.не токмо стяжавша дар от Бога, еже немощных исцеляти, но и мертвых въскрешати» (Ср.: «Больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте» - Мф. 10:8). Автор цитирует источник неточно, опустив большую часть стиха, так как в данном эпизоде ему было важно показать смысл не столько исцеления, сколько воскрешения из мертвых. В четвертом чуде о клирике Михаиле агиограф использует неточную маркированную цитату из Евангелия от Луки в речи святителя: «Возми одр твои и иди в дом свои» (ср.: «Встань, возьми свой одр и иди в свой дом» - 5:24). Библеизмы подчеркивают святость митрополита, подтвержденную исцелением больных и воскрешением мертвых.

Еще одним часто встречающимся образом в святительских житиях был образ доброго пастыря, который появляется в речи положительных героев и автора. Агиограф вводит этот образ в текст жития без ссылок на источники. Впервые он использован в эпизоде встречи митрополита Алексия с преподобным Сергием Радонежским: «Добрыи же он пастырь.», далее он появляется в рассказе о второй встрече двух святых, где уже сам митрополит Алексий обращается к Сергию со словами: «Желаю же при своем животе изобрести мужа могуща по мне пасти стадо христово» (249). В тексте эпитет добрый имеет следующие значения: «духовный», «разумный». Сохраняется евангельская традиция: верующие в христианском учении - это последователи учения Божия, т.е. словесные овцы, а пастух в Священном Писании - это пастырь божественного слова.

Во многих псалмах и книгах ветхозаветных пророков народ Божий образно называется стадом или овцами. Например, в Псалтыри приводятся следующие слова: «Приидите, поклонимся и припадем, преклоним колени пред лицом Господа, Творца нашего; ибо Он есть Бог наш, и мы - народ паствы Его и овцы руки Его» (Пс. 94:6, 7). Также в Книге пророка Иезекииля Господь говорит через пророка: «И что

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком