научная статья по теме БИОЭТИКА И ЭВОЛЮЦИЯ БИОМЕДИЦИНСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА ОТ АЛКМЕОНА ДО ПАВЛОВА Биология

Текст научной статьи на тему «БИОЭТИКА И ЭВОЛЮЦИЯ БИОМЕДИЦИНСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА ОТ АЛКМЕОНА ДО ПАВЛОВА»

УСПЕХИ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ НАУК, 2009, том 40, № 3, с. 89-104

УДК 57.08+61(091)+17

БИОЭТИКА И ЭВОЛЮЦИЯ БИОМЕДИЦИНСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА

ОТ АЛКМЕОНА ДО ПАВЛОВА (К 160-летию со дня рождения И.П. Павлова)

© 2009 г. Р. А. Копаладзе

Институт истории естествознания и техники им. СИ. Вавилова РАИ, Москва НИИ общей патологии и патофизиологии РАМИ, Москва

"Иаука движется толчками, в зависимости от успехов, делаемых методикой. С каждым шагом методики вперед мы как бы поднимаемся ступенью выше, с которой открывается нам более широкий горизонт, с невидимыми раньше предметами"

И.П. Павлов

"Если используется набор принципов экспериментирования на животных, то критерии гуманности являются лучшим из того, что мы можем предложить".

У. Рассел и Р. Бэрч

Проанализированы этические аспекты эволюции биомедицинского эксперимента на животных от Алкмеона до Павлова. Переосмыслена история рефлекса в парадигме механицизма и антропоморфизма. Подчеркнуто, что жизнь и поведение животных выходят за рамки механицизма. Дана критика антропоморфных взглядов на животных. Обоснована необходимость гуманного отношения к живым организмам. Рассмотрены теория условных рефлексов и метод физиологического синтеза в контексте биоэтики. Показано, что методологические подходы Павлова находятся в соответствии с современными принципами биоэтики научных экспериментов на животных.

ВВЕДЕНИЕ

В течение многих веков использование животных в экспериментах оставалось вне поля зрения морали. Эксперименты были жестокими, но эпизодическими, редкими. Лишь начиная с XVII в., когда экспериментальные исследования становятся регулярными, возникают вопросы гуманного отношения к животным [14, 34, 64, 67, 69, 74, 77]. Вероятно И. Кант (1724-1804) был первым философом, провозгласившим принцип о недопустимости причинения подопытному животному ненужного мучительства ("unnötig zu quälen") [85]. С аналогичным девизом выступал и И.П. Павлов. "Пусть собака, писал Павлов, помощник и друг человека с доисторических времен, приносится в жертву науке, но наше достоинство обязывает нас, чтобы это проходило непременно без ненужного мучительства" [27].

Современные медицинские знания во многом обязаны научным экспериментам на животных, исследования на них продолжаются. В последние десятилетия в биомедицинских экспериментах, испытаниях лекарств, токсикологическом тестировании ежегодно в мире используются около 100 млн животных разных видов [19, 33, 64], и вопросы морально-этического характера в связи с этим стоят остро. В 1959 г. английскими учеными

Расселом и Бэрчем [71] были сформулированы принципы гуманной методологии научных экспериментов на животных, получившие обозначение -концепция трех R (Replacement, Reduction, Refinement). Согласно ей все, кто используют животных в научных исследованиях, обязаны соблюдать требования гуманности: заменить, когда это возможно, животных альтернативными методами (Replacement); стремиться употреблять возможно меньшее число животных (Reduction); создавать животным наиболее благоприятные условия содержания и минимизировать боль и страдание (Refinement).

Концепция трех R была подтверждена Европейской конвенцией и Директивами Совета Европы 86/609/EEC по защите позвоночных животных, используемых в экспериментах и других научных целях, принятой в 1986 г. [48]. Эти биоэтические правила стали методологической основой усовершенствования старых и принятия новых законов по защите лабораторных животных. Претворение в жизнь концепции трех R осуществляется биоэтическими комитетами, которые работают в настоящее время во всех учреждениях биомедицинского профиля в развитых странах. Научные проекты с использованием лабораторных животных осуществляются только с разрешения биоэтических комиссий. Экспериментаторы, работа-

ющие с животными, должны пройти специальное обучение и иметь сертификат на свою деятельность. Ни один серьезный научный журнал не принимает к опубликованию статью, в которой эксперименты на животных не описаны в соответствии с требованиями биоэтики и не одобрены биоэтическим комитетом. Следует отметить, что термин "биоэтика" был введен американским биологом В.Р. Поттером в 1969 г.

В России в 1991 г. был создан Российский национальный комитет по биоэтике РАН, который в настоящее время работает под руководством акад. РАН Р.В. Петрова и член-кор. РАН Б.Г. Юдина. В 1993 г. по инициативе акад. РАН О.Г. Газен-ко и проф. А.М. Генина в Институте медико-биологических проблем РАН (ранее МЗ РФ) создана биоэтическая комиссия, которая в настоящее время проводит этическую экспертизу научных проектов под руководством И.Д. Пестова. В 1995 г. Постановлением Президиума РАМН от 8 февраля 1995 г. был создан Комитет по биомедицинской этике РАМН - председатель акад. РАМН Ю.В. Лопухин. Позднее в 2000 г. постановлением № 168 Президиума РАМН директорам институтов РАМН было рекомендовано создать институтские этические комитеты.

Законы по защите экспериментальных животных исходят из того, что животные, так же как и человек, чувствуют боль. С признанием этого положения с особой остротой встают вопросы: можно ли оправдать с этической, эстетической и юридической позиций эксперименты на животных; можно ли обосновать границы прав человека на проведение болезненных экспериментов; могут ли животные быть субъектами права; могут ли высшие животные иметь больше прав на благополучие и жизнь по сравнению с низшими; можно ли говорить об этике отношения к животным? И, наконец, с нашей точки зрения, важнейший вопрос, от которого собственно и зависит рассмотрение всех других, - свойственна ли животным свобода выбора; имеется ли у высших животных сознание; могут ли субъективные переживания (боль) существовать вне сознания или же сознание является необходимым условием для наличия субъективных переживаний у живого существа.

Над подобными вопросами в соответствующей своему времени форме задумывались лучшие умы медиков, ученых, теологов, философов древности. Из исторических источников известно, что понимание проблемы демаркации животных и человека у наиболее авторитетных философов Пифагора и Аристотеля было различным. Пифагорейцы признавали переселение души человека в животное. Аристотель выражал антро-поцентристские представления, наделяя человека сознанием в отличие от животных. Антропоцен-

трическая направленность в отношении к животным выступала в качестве кардинальной линии во все времена и эта направленность либо усиливалась, либо ослабевала в зависимости от других мировоззренческих позиций эпохи - механицизм, антропоморфизм, биоцентризм.

Обоснование и систематизация этических норм на протяжении веков было традиционной задачей теологов и философов. По мере развития науки и техники этика отношения к животным все больше строится на рациональном научном подходе, и это выражено тем больше, чем интенсивнее становятся научные исследования. При этической экспертизе научных проектов остро встает вопрос, как соблюсти баланс "цена/польза" ("cost/benefit"), где цена - это ущерб животному, а польза - это польза для человечества (медицина, наука, экономика), полученная в результате экспериментов [22, 81].

В настоящее время стало очевидным, что применение концепции трех R и утилитарного подхода "цена/польза" не только защищает животных от излишнего вреда, но и способствует повышению эффективности науки. В истории биомедицинского эксперимента подобные примеры есть. Так, разработанный И.П. Павловым метод физиологического синтеза взамен острого эксперимента привел к освобождению животных от "излишнего вреда" и в то же время способствовал повышению эффективности научных результатов. В этой связи следует признать, что систематическое историко-аналитическое исследование методологии экспериментирования на животных и осмысление этого процесса в культурно-историческом контексте является одним из важных научных направлений истории биологии и медицины. Такие работы актуальны, ибо они способствуют гуманитаризации естественнонаучного мышления, повышению уровня теоретического знания, культуры и эффективности научных исследований.

В настоящем обзоре представлены этические аспекты эволюции биомедицинского эксперимента на животных от Алкмеона до Павлова, дана критическая оценка механистических и антропоморфных взглядов на животных. Рассмотрено учение И.П. Павлова об условных рефлексах и метод физиологического синтеза в контексте биоэтики, выделена биоэтика в качестве одной из граней его научного творчества.

ЖИВОСЕЧЕНИЕ В ПЕРИОДЫ АНТИЧНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

"Изучение животного организма, - пишет Павлов - началось с рассечения трупов животных и людей. Этот осмотр и разработка, так сказать, остановившегося механизма, дали, конечно, мас-

су сведений о составных частях организма и повели к некоторым правильным заключениям. Но этот способ исследования скоро должен был быть оказаться недостаточным. Естественно, что даже некоторые древние исследователи нашли необходимым рассекать и живых животных, т.е. рассматривать машину на ходу. Таким образом, рядом с рассечением трупов возникло и живосечение" [27].

Биомедицинские эксперименты с использованием животных известны со времен Древней Греции, Римской империи (510-455 лет до н.э.) [15, 16, 17, 32, 51, 52, 64, 70,], а также ранней арабской медицины [38]. Эксперименты проводились на домашних и диких животных, а также на смертельно больных людях, раненых бойцах или гладиаторах, преступниках, рабах [3, 15, 16, 17]. В античном периоде различают два этапа в развитии биомедицинских знаний: доалександрийский и александрийский. Наиболее ярким представителем первого периода является философ и врач Алкмеон из Кротоны.

Алкмеон (~500-450 лет до н.э.) широко использовал вскрытия животных, так как вскрытия человеческих трупов не допускались, исключение составляли трупы преступников или исследования органов, извлеченных у раненых. Алкмеон, будучи врачом, изучал сравнительную анатомию животных и человека. Алкмеон использовал бодрствующих животных в качестве моделей для исследования зрительных нервов [46, 53], ему приписывают открытие зрительного нерва и признание того, что мозг является ср

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком