научная статья по теме БИОЭТИКА КАК НАУКА И КАК LEX BIOMEDICA Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «БИОЭТИКА КАК НАУКА И КАК LEX BIOMEDICA»

БИОЭТИКА КАК НАУКА И КАК LEX BIOMEDICA

И.В. Понкин, доктор юридических наук, профессор

А.А. Понкина, кандидат юридических наук

Статья посвящена исследованию содержания понятия и значения биоэтики. Показана история становления биоэтики. Авторы дают свое определение понятию «биоэтика» и описывают предметно-объектную область биоэтики. В статье биоэтика исследуется как наука и как система нормативных установлений (lex biomedica).

Ключевые слова: биоэтика, медицинская деонтология, права пациентов, биомедицинские исследования, медицинское право, lex biomedica.

Приставка «био» - от греческого «биос», «жизнь». Понятие биоэтики сегодня тесно связано с тематикой здравоохранения, а значение биоэтики увязывается с условиями выживания всего человечества в будущем.

Биоэтика рассматривает вопросы морально-этического характера, возникающие в рамках медицинской и биологической наук [9].

Считается, что биоэтика определяет нравственные границы, которых должны придерживаться при осуществлении своей деятельности специалисты в области здравоохранения, призвана содействовать нахождению и принятию сложных решений, касающихся предоставления медицинской помощи и медицинских услуг, проведения исследований в области медицины, а также проведения исследований в некоторых областях биологии и применения их результатов.

При этом биоэтика охватывает отношения, складывающиеся не только в процессе предоставления медицинской помощи и медицинских услуг, отношения, касающиеся кодексов профессио-

нальной этики, но также охватывает референтные отношения по поводу проектирования, нормативного правового обеспечения и реализации публичного управления и публичной политики в области здравоохранения.

Множество проблем, на разрешение которых направлена биоэтика, возникает в результате воздействия немедицинских факторов, таких как развитие технологий, экономические и правовые проблемы, возникновение новых болезней, а также социальные и демографические изменения [13].

Обратимся к исследованию понятия, природы и значения биоэтики, истории ее становления.

История зарождения и становления биоэтики

Мнения исследователей относительно того, когда именно возникла биоэтика, расходятся. Некоторые авторы утверждают, что биоэтика имеет весьма длительную историю существования, прослеживают таковую от Гиппократа,

тогда как другие авторы настаивают, что необходимость существования биоэтики как науки обусловлена исключительно современным техническим прогрессом и новыми достижениями в сфере медицины и биологии.

Точка зрения первой группы авторов апеллирует к очевидному факту того, что медицинская деонтология (частично интегрируемая в себе биоэтикой) существовала и активно воздействовала на врачебный корпус задолго до 1960-х годов.

М. Жарова отсылает к трудам выдающегося немецкого врача, известного в истории под именем Парацельс (Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм, 1493-1541 гг.), внесшего значительный вклад в развитие медицинской этики, напоминает о деятельности французского священника Викентия Поля, организовавшего первую общину сестер милосердия и впервые предложившего словосочетания «сестра милосердия» и «старшая сестра» для обозначения деятельности по уходу за больными и оказанию им душевной поддержки, написавшего устав общины, в котором было сказано: «Милосердие к ближнему есть вернейший признак христианина, и одним из главных дел милосердия является посещение бедных, больных и всякого рода помощь им». М. Жарова отсылает к еще более ранним временам - к Киево-Пе-черскому патерику, в котором содержались первые сведения о врачебной этике на Руси XI-XII веков [4].

Как отмечает Бенито Н. Рамос До-мингез, в древнем мире использовалась фраза Primun Non Nocere [«Прежде всего, не навреди»], выражавшая должную

медицинскую гуманность и характеризовавшая необходимость избегать неправильных действий. В таких государствах, как Древний Египет и Древняя Индия, специальные чиновники наблюдали за соблюдением требований в области оказания медицинской помощи [22, р. 51-72; 23]. Клятва Гиппократа (V век до Р.Х.) заложила основу для современной медицинской этики. В XIII веке одна из первых в мире медицинских школ в г. Салерно (Италия) установила правила по лечебной работе, предусматривавшие элементы независимого внешнего контроля и оценки качества медицинской помощи [32, р. 19-48]. В 1865 году сестра милосердия, основательница первой в мире школы медсестер и известный общественный деятель Великобритании того времени Флоренс Найтингейл подняла вопрос о проблеме заболеваний, непосредственно связанных с результатами лечения [7, р. 39-83]. В 1910 году известный профессор медицины и реформатор здравоохранения в США Абрахам Флекснер свой доклад Конгрессу США посвятил проблеме низкого качества стационарной медицинской помощи и обучения врачей, предложив меры по улучшению системы здравоохранения [29], в том числе этот доклад касался и вопросов медицинской этики.

Известный немецкий врач, ученый и политический деятель второй половины XIX столетия Рудольф Вирхов писал, что «врачи - естественные адвокаты бедных и значительная часть социального вопроса входит в их юрисдикцию» [1].

Однако в любом случае большинство исследователей (причем представи-

телей обоих подходов) сходятся в том, что свою историю биоэтика как логически выстроенная и достаточно разработанная концепция (и как деонтоло-гическая система, и как наука) ведет с начала 1960-х годов.

В частности, Робин С. Дауни и Джэ-йн Макнотен утверждают, что биоэтика как оформившаяся концепция имеет относительно недавнее происхождение и возникла в 1960-х годах в Сиэтле (США) из-за некоторых споров в связи с отбором пациентов для проведения хронического гемодиализа. В США концепция биоэтики сформировалась в специфической культурной среде, которую Альберт Р. Джонсен, известный исследователь в области биоэтики, назвал «американским морализмом» [18, р. 113-130]. Такой моральный подход породил представления о том, что проблемы морально-этического характера могут быть разрешены на основе применения определенных базовых принципов [14, с. 31].

В 1962 году в Лондоне прошла конференция на тему «Человек и его будущее», на которой впервые организованно рассматривались вопросы морально-этических проблем медицинских исследований [24, с. 8].

В 1969 году медицинский исследователь Ван Ренселер Поттер (Van Rensselaer Potter II) впервые использовал термин «биоэтика» [24, с. 6] для обобщенного описания своей идеи изучения связи между человеческими нравственными ценностями и биологическими знаниями. В своей научной статье «Биоэтика: Наука выживания» (1970 г.) [28, р. 127-153] и чуть позже в своей книге «Биоэтика: Мост в буду-

щее» (1971 г.) [27] Ван Ренселер Поттер писал, что «человечество остро нуждается в новом подходе, который обеспечит "знание о том, как использовать знания" для выживания человека и для улучшения качества жизни. Этот концептуальный подход как руководство к действию (знания о том, как использовать знания для общественного блага) можно было бы назвать "наукой выживания", безусловной предпосылкой к улучшению качества жизни... Наука выживания должна быть больше, чем только наукой, и поэтому я предлагаю термин "биоэтика", чтобы подчеркнуть две наиболее важных составных части в реализации нового подхода, в котором существует такая отчаянная потребность: биологические знания и человеческие ценности. Выживание человека может зависеть от этики на основе биологических знаний, следовательно - от биоэтики» [27, с. 1-2].

Центральным вопросом биоэтики является, как утверждает Карла Муни, «вопрос о том, что такое жизнь. Веками врачи имели дело с жизнью и смертью, и их основная роль заключалась в предотвращении наступления смерти в случаях, когда это было возможно, а также в обеспечении комфорта для своих пациентов, у них не было возможности выбирать между жизнью и смертью. Развитие медицинской науки существенно изменило эту ситуацию, поскольку в настоящее время врачи и ученые могут искусственно увеличивать продолжительность жизни и содействовать ее появлению, могут осуществлять манипуляции с человеческими генами» [24, с. 6].

До Второй мировой войны наука считалась этически нейтральной, одна-

ко дальнейшие события показали, что некоторые научные достижения в сфере медицины и иных отраслях науки могут приводить к существенно неблагоприятным последствиям для человечества, нанося ущерб непосредственно человечеству или окружающей среде [30, с. 29]. Пришедшее понимание этого придало значительный импульс становлению биоэтики.

Согласно Джонатэну Бэрону, впервые некоторые принципы биоэтики, в частности, касающиеся необходимости наличия добровольного согласия пациента на медицинские манипуляции с ним, были обобщенно сформулированы в ст. 1 Нюрнбергского кодекса от 1947 года [35] и в дальнейшем легли в основу других международных и национальных документов, например, Хельсинкской декларации Всемирной медицинской ассоциации от июня 1964 года (в последующем она претерпела 9 пересмотров) [38], а также Бельмонтского доклада от 18 апреля 1979 г. [34], принятого Национальной комиссией США по защите прав людей, над которыми проводятся биомедицинские и психологические исследования [10, с. 11].

Понятие биоэтики

При определении содержания понятия биоэтики исследователи так же расходятся во мнениях. Существует, по крайней мере, несколько основных подходов к определению указанного понятия.

Некоторые авторы отождествляют (синонимизируют) понятия биоэтики и медицинской деонтологии.

На наш взгляд, это не совпадающие, хотя и пересекающиеся понятия. Био-

этика существенно шире медицинской деонтологии (медицинской этики), хотя и медицинская деонтология имеет элементы, выходящие за рамки биоэтики (например, этические вопросы взаимоотношений между медицинскими работниками).

Сошлемся на Энциклопедию биоэтики, изданную в США в 1978 году, указывающую, что биоэтика включает в себя не только медицинскую этику, но и рассматривает более широкий круг вопросов, поскольку медицинская этика в традиционном ее понимании касается отношений врача и пациента, а биоэтика о

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком