научная статья по теме БРАК И СЕМЬЯ У БАШКИР Социология

Текст научной статьи на тему «БРАК И СЕМЬЯ У БАШКИР»

© 2015 г.

Ф.Б. БУРХАНОВА

БРАК И СЕМЬЯ У БАШКИР

БУРХАНОВА Флюра Булатовна - доктор социологических наук, профессор, зав. кафедрой прикладной и отраслевой социологии Башкирского государственного университета, главный научный сотрудник Башкирского филиала Института социологии РАН (БФ ИС РАН) (E-mail: burhanova.flura@mail.ru)

Аннотация. Анализируются процессы в семейно-брачной сфере башкирского населения. Показываются особенности динамики изменения брачной структуры, незарегистрированных браков, разводов, межнационального состава семей, описываются мотивы вступления в брак по религиозному обряду, гендерное разделение семейных обязанностей и репродуктивные установки.

Ключевые слова: семья • брак • разводы • брак по религиозному обряду • межнациональная семья • башкиры

Этнокультурное взаимодействие людей в браке и семье является важным фактором формирования благоприятного климата межнациональных отношений в обществе. Особое значение это приобретает в регионах России с многонациональным составом населения, к которым относится Башкортостан. С одной стороны, мы наблюдаем возрастание национального самосознания, которое сопровождается повышением интереса к родному языкк, культуре, обычаям и традициям, религии. С другой, снизилась степень этнической и религиозной толерантности, возрос конфликтный потенциал этнического фактора в общественной и частной жизни.

Тенденции изменений в семье и браке башкир не могут быть прослежены всесторонне: не хватает статистических данных в разрезе национальностей, которые не собираются. Изменения у башкир в целом находятся в рамках тех трансформаций, которым подвергается российская семья1. Можно говорить и об общецивилизацион-ных процессах, которые характерны для семьи и брака экономически развитых стран. В то же время семейной жизни башкир присуща некоторая специфика, обусловленная историческими традициями и обычаями, особенностями культуры народа. С одной стороны, башкиры как менее урбанизированное население отличаются от более урбанизированных этносов. А с другой, у них интенсивно идет процесс модернизации семейных отношений, частью которой является снижение влияния этничности.

1 Основу эмпирической информации составляют результаты следующих исследований, проведенных Институтом социально-политических и правовых исследований РБ (ИСПИ РБ) при непосредственном участии автора:

1) Проект "Демографическое развитие Республики Башкортостан", 2008 г. Выборка репрезентативна по полу, возрасту, образованию, национальности, месту жительства, N = 1200, доля башкир - 29%. Метод сбора данных - стандартизованное интервью по месту жительства.

2) Проект "Мужчина в современном башкирском обществе: политика, работа, семья", 2009 г. Выборка репрезентирует мужчин-башкир по национальной принадлежности, в возрасте от 18 лет и старше, живущих в республике и в некоторых областях РФ, где компактно проживают башкиры. N = 798. Метод сбора данных - стандартизированное интервью по месту жительства.

3) Проект "Мониторинг общественного мнения населения Республики Башкортостан", июль 2011 г. Выборка репрезентативна по полу, возрасту, образованию, национальности, месту жительства, N =1037, из них состоят в зарегистрированном браке 515 человек. Метод сбора данных - анкетирование по месту жительства.

800 700 600 500 400 300 200 100 0

1—

ш

т

щ ш

1 ш 1 а

г™Г77|-1 Г^ЯП i т

состоящие никогда

не состоявшие в браке

вдовые

разведенные, разошедшиеся

Мужчины

состоящие никогда в браке не состоявшие в браке

вдовые

Женщины

разведенные, разошедшиеся

Е31989

0 2002

□ 2010

Рис. Брачная структура башкирского населения по переписям 1989, 2002, 2010 гг., на 1000 человек в возрасте 16 лет и старше

Источник: Формирование семейно-брачных отношений в Республике Башкортостан. Аналитическая записка. Башкортостанстат. Уфа, 2005. С. 26; 2010 г. - регламентные таблицы Программы итогов ВПН-2010.

Быть счастливыми для большинства башкир означает жить в достатке, иметь хорошую семью и интересную работу. Башкиры в своей жизни больше всего рассчитывают на поддержку семьи и родственников [Социологический ответ..., 2012: 49-50].

Брачная структура башкирского населения с конца 80-х гг. ХХ в. трансформировалась: зафиксировано снижение численности состоящих в браке, увеличение - никогда не состоявших в браке, вдовых, разведенных и разошедшихся. В 1989 г. среди мужчин на 1 тысячу населения состояло в браке 691 человек, в 2010 г. - 621; никогда не состояли в браке 264 и 281 человек; вдовыми были 15 и 34 человек; разведенными и разошедшимися, соответственно, 27 и 65 человек. Среди женщин, состоящих в браке в 1989 г., было 611, в 2011 г. - 550 человек; никогда не состояли в браке 166 и 187 человек; статус вдовых имели 170 и 182 человека; разведенных и разошедшихся, соответственно, 49 и 81 (рис.).

Такая динамика не является исключительной для башкир. У всех наиболее многочисленных этносов республики характер изменений брачной структуры между переписями 1989, 2002, 2010 гг. был практически одинаковым: произошло снижение численности состоящих в браке и увеличение никогда не состоявших в браке, вдовых, разведенных и разошедшихся2. Особенно сильно возрос показатель численности разведенных3.

Незарегистрированные браки. Об изменениях семейно-брачных процессов свидетельствует рост незарегистрированных браков. Между переписями 1994 г. и 2010 г. доля лиц, состоящих в неофициальных брачных отношениях, возросла в республике, так же, как и в России, в 2 раза (РБ - с 6 до 12,5%, РФ - с 6,5 до 13,2%) [Итоги., 2012: 294, 390].

Среди башкир незарегистрированных браков больше, чем у русских и татар (табл. 1). Выше число таких браков среди сельчан по сравнению с горожанами, что может отчасти объясняться повышенной долей сельского башкирского населения. Незарегистрированный брак практикуется в разных возрастных группах, чаще - молодыми женщинами и мужчинами.

2 Данные за 2010 г. получены из регламентных таблиц Программы итогов ВПН-2010.

3 Исключение составляют удмуртки (число разведенных на 1 тыс. человек сократилось) и марийки (число вдовых на 1 тыс. сократилось).

Таблица 1

Незарегистрированные браки в Башкортостане

(% от числа состоящих в браке в возрасте 16 лет и старше)

Состоят в незарегистрированном браке

мужчины женщины

Перепись 2002 г. Все население от 16 лет и старше Городское население Сельское население Башкиры Русские Татары

Перепись 2010 г.

Все население от 16 лет и старше Городское население Сельское население

9.0

8.1 10,4

9,6 9,1 7,8

12,5 12,1 13,2

9.0

8.1 10,4

9.7 9,0

7.8

12,5 12,0 13,3

Источники: Брачное состояние населения Республики Башкортостан (по данным Всероссийской переписи населения 2002 г). Стат. сб. Уфа, 2006. С. 35-37; Брачное состояние населения Республики Башкортостан (по данным Всероссийской переписи населения 2010 г). Стат. сб./ Башкортостанстат. Уфа, 2012. С. 11-13.

Таблица 2

Отношение к незарегистрированным бракам

Варианты ответа Все опрошенные Национальные группы

Башкиры Русские Татары Другие

Положительно 50,3 48,2 53,3 50,2 46,9

В равной мере положительно 21,1 17,6 22,6 21,6 25,5

и отрицательно

Отрицательно 24,9 30,2 20,6 24,0 26,5

Затрудняюсь 3,6 4,0 3,4 4,2 1,0

Всего 100 100 100 100 100

Источник: Проект "Демографическое развитие населения Республики Башкортостан", ИСППИ РБ, 2008 г. Формулировка вопроса: "Как Вы относитесь к незарегистрированному браку, когда мужчина и женщина не регистрируют брак официально, но живут вместе как муж и жена?".

Следует указать, что за пределами республики, в областях России, где башкирское население расселено компактно или дисперсно, уровень незарегистрированных браков у башкир отличается от республиканского уровня и дифференцирован по областям. Например, в Пермской области состоят в неофициальных союзах 18% мужчин-башкир и 17,7% женщин-башкирок, в Тюменской, включая Ханты-Мансийский автономный округ, - 5,9% и 9,3%4.

Каждый второй башкир разделяет положительное отношение к союзам мужчин и женщин без оформления в органах загса (табл. 2). Отрицательно к этому относятся женщины (по сравнению с мужчинами); лица, которые сказали о себе, что они соблюдают религиозные обряды и посещают службы в мечети (по сравнению с теми, кто не соблюдает обряды и не посещает мечеть). Отрицательное отношение к незарегистрированным бракам повышается с возрастом. Положительное отношение к неофи-

4 Данные взяты из таблиц ВПН 2002 г. "Население отдельных национальностей по полу, возрасту и состоянию в браке" архивов органов статистики Оренбургской, Пермской, Свердловской, Саратовской, Тюменской и Челябинской областей.

Таблица 3

Ответы на вопрос "Скажите, перед тем как вступить в зарегистрированный брак, жили ли Вы вместе со своей будущей женой/мужем какое-то время как муж и жена?"

(% от состоящих в официальном браке)

Варианты ответа Всего Национальные группы

башкиры русские татары другие

Да, жили какое-то время, после 31,8 38,8 29,8 25,8 35,8

этого расписались в ЗАГСе

Нет, не жили, сразу расписались 68,2 61,2 70,2 74,2 64,2

в ЗАГСе

Источник: Мониторинг общественного мнения населения Республики Башкортостан, ИСППИ РБ, июль 2011 г.

Таблица 4

Вступление в брак по религиозному обряду

(% от числа состоящих в браке)

Ответы Все опрошенные Национальные группы

башкиры русские татары другие

По мусульманскому обряду 41,9 79,0 3,6 68,9 13,8

(никах)

По православному обряду (вен- 8,3 0,7 19,3 1,3 7,7

чание)

По обряду другой религии 1,1 0,0 0,5 1,3 4,6

Не заключал(а) брак по религи- 48,7 20,3 76,6 28,5 73,8

озному обряду

Источник: Мониторинг общественного мнения населения РБ, ИСППИ РБ, июль 2011 г.

циальным бракам наблюдается среди молодых женщин и мужчин, лиц, состоящих в таких союзах, среди разведенных и разошедшихся.

Создание семьи у башкир, как и у других этносов, становится двухэтапным. Сначала супруги проживают без оформления брака, а затем регистрируют свои отношения юридически. Около третьей части населения республики всех национальностей, со

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком