научная статья по теме БРАЗИЛИЯ КАК ВЕКТОР ВНЕШНЕЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ ГЕРМАНИИ Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «БРАЗИЛИЯ КАК ВЕКТОР ВНЕШНЕЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ ГЕРМАНИИ»

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ

Е.В.Прусов

Бразилия как вектор внешней культурной политики Германии

В статье рассматриваются основные аспекты проведения внешней культурной политики Германии в отношении Бразилии. Проведен анализ ключевых механизмов, при помощи которых германское правительство осуществляет свою культурную политику в латиноамериканской стране. В работе уделено внимание базовым теоретическим принципам осуществления внешней культурной политики в современном мире, а также показана ее роль в международных отношениях.

Ключевые слова: Германия, Бразилия, внешняя культурная политика, международные отношения.

В условиях глобализации и роста числа факторов, влияющих на международные отношения, культура становится все более значимым и заметным аспектом мировой политики, воздействующим как на двусторонние отношения, так и на повестку дня в глобальном контексте. Зачастую именно культурный фактор благодаря своей доступности самой широкой аудитории оказывает наибольшее влияние на развитие отношений между народами. Именно поэтому все большее число государств придает значение формированию и концептуальному оформлению своей внешней культурной политики. Необходимо осознавать, что она является не просто приложением к внешнеполитической деятельности государства в виде дополнительной опции, но прежде всего важным механизмом по формированию имиджа страны в мире, который существенно помогает в реализации государственных задач. Как показывает практика, страны, не уделяющие значительного внимания «культурному экспорту», зачастую терпят серьезные внешнеполитические неудачи и оказываются на обочине глобальных процессов.

Важным представляется тот факт, что внешняя культурная политика весьма четко демонстрирует истинные ценности государства, а также те идеи, которые оно стремится донести до мирового сообщества. В то же самое время необходимо понимать, что продвижение национальной куль-

Егор Владимирович Прусов — научный сотрудник Центра политических исследований ИЛА РАН (yegor.prusov@gmail.com).

туры за рубежом будет иметь успех лишь в том случае, если она вызывает интерес среди граждан в собственной стране1.

Формы и механизмы, при помощи которых реализуется внешняя культурная политика тех или иных государств, могут варьироваться в зависимости от сложившихся традиций и накопленного опыта в ее проведении. Большинство государств также использует традиционные формы, такие как поддержка национальной культуры и языка за рубежом, проведение кино- и театральных фестивалей, содействие в налаживании научно-образовательных контактов при помощи предоставления стипендий, а также обмена между студентами и учеными разных стран.

При концептуальном оформлении внешней культурной политики правительства зачастую озвучивают идеалистические цели, такие как достижение взаимопонимания между государствами, борьба с этноцентризмом и поддержка мультикультурализма в глобальном масштабе. При всей важности данных вопросов реально внешняя культурная политика преследует несколько основных целей.

Первая из них — создание позитивного образа страны за рубежом. При помощи различного набора инструментов и механизмов, находящихся в ведении государства, страна демонстрирует свою привлекательность и открытость остальному миру с целью привлечения туристов, студентов и ученых, а также высококвалифицированных специалистов из-за рубежа. Демонстрация своего имиджа за рубежом также важна в контексте влияния страны при принятии важнейших внешнеполитических решений. Понятно, что к стране, создавшей позитивный имидж, станут прислушиваться больше, чем к той, у которой сложился негативный образ. Таким образом «культурный экспорт» впоследствии может оказаться очень прибыльным в контексте достижения тех или иных политических и экономических задач, стоящих перед ней.

Внешняя культурная политика может способствовать продвижению экономических интересов государства. Имидж страны за рубежом — это бренд, который узнается и «продается» на мировой арене, что в конечном итоге помогает добиваться заметных конкурентных преимуществ в мировой торговле, привлечении иностранных инвестиций, а также размещении филиалов собственных компаний за рубежом2.

Правительства стран, проводящих успешную работу по поддержанию положительного образа за рубежом, осознают, что имидж способен оказать существенное влияние на граждан и элиты в другом государстве с целью достижения собственных интересов в нем3. Использование внешней культурной политики при помощи создания имиджа политически и культурно единого государства может также иметь цель привлечения дополнительной рабочей силы из числа иммигрантов.

При достаточном высоком уровне знания о стране в мире существенно повышается ее конкурентоспособность в самых разных сферах, в отличие от тех государств, уровень знаний о которых низок или имидж которых негативен. Таким образом можно говорить о том, что сильный и узнаваемый бренд страны представляется важным вспомогательным фактором при продвижении политических, экономических и социальных целей государства.

Одновременно с этим культурная политика страны на мировой арене может преследовать и внутриполитические цели. К примеру, зачастую перед полиэтничными государствами во избежание вероятного политического сепаратизма стоит задача объединения различных национальных групп, проживающих в стране, с целью образования, несмотря на культурную разобщенность, единой политической нации. В данном случае имидж, экспортируемый за границу, преподносится внутри страны как средство преодоления культурной разобщенности. Демонстрация за границей общенационального единства способствует единению граждан.

Вместе с этим осуществление внешней культурной политики позволяет добиться культурного суверенитета страны в тех случаях, когда она находится в условиях преобладания более сильных культур. Таким образом развитие и последующий «экспорт» национальной культуры помогают усилить влияние страны на международной арене для культурной защиты собственного государства от доминирующих культур.

В связи с вышеперечисленным чрезвычайно актуальным представляется изучение опыта проведения внешней культурной политики Германии в отношении Бразилии. Обе страны являются безусловными лидерами европейского и латиноамериканского регионов, их связывают длительные исторические и культурные контакты, обусловленные наличием в Бразилии крупнейшего немецкоязычного меньшинства в мире.

Первым упоминанием о прибытии немецких поселенцев в Бразилию считается 1818 г., когда была основана колония. Однако массовая волна немецкой эмиграции в южноамериканскую страну началась в 1824 г., через два года после получения независимости Бразилией и продлилась вплоть до 1830 г. Считается, что на привлечение немецких мигрантов на юг страны с целью освоения находящихся там плодородных земель, а также защиты южных рубежей, повлияла императрица Бразилии австрийского происхождения Мария Леопольдина4.

Вторая волна, продлившаяся с 1850 г. и до начала ХХ в., стала возможна благодаря принятому Закону о земле, позволившему эмигрантам создавать частные предприятия, что в значительной степени привлекло немцев, многие из которых в силу географического фактора не могли иметь значительного количества земли в разрозненной Германии5.

Таким образом немецкая диаспора как важная и заметная часть бразильского общества стала формироваться именно с начала ХХ в., а на юге страны, особенно в областях, населенных преимущественно выходцами из Германии, стал образовываться заметный индустриальный кластер благодаря технологиям немецких иммигрантов. Тогда же возникла существующая в значительной степени автономно от португалоязычного большинства немецкоязычная диаспора, в пределах которой создавались рабочие места для бразильских немцев, а также культурные общества и немецкие школы, общая численность которых к концу 30-х годов была около 1 тыс.

Необходимо отметить, что нежелание немцев интегрироваться в бразильское общество негативно воспринималось властями. Так, в период Первой мировой войны было закрыто большое количество немецких школ и культурных центров, основанных немецкими иммигрантами6. После прихода в Германии к власти Национал-социалистической немецкой рабочей

партии в Бразилии стали образовываться собственные отделения нацистской партии. Чтобы окончательно заставить немцев интегрироваться в общество, a также снизить влияние нацистской Германии на немецкое меньшинство, в 1937 г. в период президентства Жетулио Варгаса был принят закон, запрещающий преподавание в Бразилии на иностранном языке. Двумя годами позже был обнародован закон, ограничивающий употребление в повседневной жизни, a также в публикациях иных языков, кроме португальского. Впоследствии этот закон был отменен7. Вплоть до окончания Второй мировой войны в значительной части штата Санта-Катарина, густо заселенного выходцами из Германии, португальским языком не владело большинство этнических немцев.

Из этого следует, что Бразилия на протяжении уже более 150 лет является особой страной с точки зрения немецкого «культурного проникновения» в регион. Массовая эмиграция немцев привела к созданию больших национальных общин, в которых по сей день в разной степени сохраняется родной язык во многом благодаря передаче его из поколения в поколение, a также школам, основанным этническими немцами, обучение в которых велось и ведется преимущественно на немецком. В этом плане можно сказать, что, несмотря на значительную географическую удаленность, немецкий язык имеет давнюю традицию в Латинской Америке и Бразилии в частности. Достаточно высокий уровень знания немецкого и большое число владеющих им стали серьезными факторами, повлиявшими на развитие всесторонних отношений между Германией и Бразилией. Немецкие общины играют роль так называемого «моста» между бразильской и немецкой культурами. Переселенцы принесли с собой не только язык, но и культуру, которая по-прежнему играет серьезную роль на юге страны, где в ряде городов превосходно сохранились немецкая архитектура и традиции, проводится известнейший фестиваль «Октоберфест».

На данный м

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком