научная статья по теме BRICS: ЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ И ИМПЕРАТИВ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «BRICS: ЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ И ИМПЕРАТИВ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ»

ОБЩЕСТВО XXI ВЕКА

Я.Г.Шемякин

BRICS: цивилизационная идентичность и императив взаимопонимания

В статье обосновывается позиция, в соответствии с которой появление и последующее существование объединения BRICS обусловлено не только сложившейся в мире в последние десятилетия экономической и социально-политической конъюнктурой, но и факторами долговременного действия. В качестве таковых автор рассматривает факторы цивилизационной идентификации, доказывает, что совершенно различные цивилизации, представленные в BRICS, тем не менее объединяет общая идентификационная стратегия, которая, в свою очередь, базируется на определенной фундаментальной общности духовного склада, проявляющейся несмотря на глубокие отличия цивилизационных традиций участников BRICS.

Ключевые слова: цивилизация, культура, идентификационная стратегия, традиция, модернизация, регионализация.

Совершенно очевидно, что страны, входящие в BRICS (Brasil, Russia, India, China, South Africa), очень сильно отличаются друг от друга. Но столь же очевидно и другое: BRICS существует, это значимая реальность нашего мира. Если это так, значит существуют какие-то факторы, которые способствуют объединению столь разнородных составляющих. Следовательно, необходимо выявить и оценить характер этих факторов. И здесь неизбежно возникает очень четкая альтернатива: либо речь идет о факторах конъюнктурных, действие которых обусловлено только конкретной социально-политической и экономической ситуацией, сложившейся на планете в последние десятилетия (и в этом случае BRICS как конъюнктурное объединение не имеет сколько-нибудь значимых общих стратегических перспектив). Либо для объединения столь непохожих друг на друга стран имеются более глубокие и прочные основы, и в таком случае речь должна идти о факторах долговременного действия. Именно таковыми являются факторы цивилизационной идентификации, т.е. идентификации с

Яков Георгиевич Шемякин — доктор исторических наук, главный научный сотрудник ИЛА РАН (shemiakin.yakov@yandex.ru).

наиболее значимыми, укорененными в той или иной традиции ценностными ориентациями, определяющими в конечном счете всю совокупность индивидуальных и коллективных практик во всех сферах жизни людей. Ключевая роль данных факторов признается всеми членами BRICS. И в официальных документах, и в значительном числе работ, посвященных «BRICSовской» тематике неизменно повторяется мысль о том, что социокультурную основу соответствующих стран составляет наследие великих цивилизаций. Можно сказать, что это положение стало уже общим местом. Однако одного этого совершенно недостаточно для обоснования императива взаимопонимания между участниками объединения. В конечном счете взаимопонимание на самом глубоком уровне возможно лишь в том случае, если удастся выделить нечто общее в их цивилизационной идентификации. Так что же объединяет членов BRICS? Можно ли выделить какую-то основополагающую «сквозную» идею, проходящую красной нитью через все принятые членами объединения документы, через все выступления его лидеров? По нашему мнению, такой «сквозной» идеей является принцип, в соответствии с которым центр принятия решений по всем жизненно важным вопросам, относящимся к той или иной общности, должен находиться внутри соответствующих стран, а не вне их, не в западных центрах. Из утверждения этого принципа закономерным образом вытекает, что решение каких-то общих, касающихся всех проблем, выходящих за рамки компетенции и возможностей отдельных государств, должно достигаться в результате реального диалога, с учетом интересов всех заинтересованных сторон.

Таким образом, членов BRICS объединяет общая ориентация на создание полицентрической структуры организации международного сообщества, которая исключает доминанту какого-либо одного центра. Утверждая подобную ориентацию, участники BRICS тем самым выдвигают в качестве приоритетной ценность многообразия человеческого мира, различных культур и цивилизаций. В данном случае общие установки BRICS находятся в полном соответствии с таким основополагающим документом ООН, принятом на 56 сессии Генеральной Ассамблеи в ноябре 2001 г., как «Глобальная повестка дня для диалога между цивилизациями». В документе утверждается необходимость посредством диалога добиться такого положения, «чтобы люди уважали друг друга при всем разнообразии своих убеждений, культур и языков», не подавляли культурные различия, а «пестовали их в качестве ценнейшего достояния человечества». Утверждалась необходимость понимания «богатства и мудрости всех цивилизаций», «выявления и поощрения того, что объединяет цивилизации...»1. Данные принципы впоследствии были развиты и обоснованы в программных выступлениях тогдашнего Генерального секретаря ООН Кофи Аннана, а также в глобальном проекте «Альянс цивилизаций», обретшим статус политической инициативы ООН2. Можно констатировать практически полное совпадение главных программных установок «Альянса цивилизаций» и BRICS. В настоящее время, когда деятельность самого «Альянса» в силу конкретных политических причин несколько «сбавила обороты», BRICS выступает как главная сила на международной арене, нацеленная на конкретное воплощение тех принципов, которые были зафиксированы в документах ООН и «Альянса цивилизаций».

Разумеется, до полного их воплощения еще далеко. Тем не менее очень значим тот факт, что в BRICS представлены крупнейшие цивилизации и основные цивилизационные типы современного мира (великие цивилизации Азии Индия и Китай, «пограничные» цивилизационные общности — Россия, Бразилия, Южная Африка), отношения между которыми развиваются в режиме диалога. И BRICS может рассматриваться как еще далекая от совершенства, но уже работающая модель такого диалога.

Диалог как определенный способ взаимодействия возможен лишь в том случае, если в ходе взаимодействия происходит сближение смыслов, утверждаемых той или иной цивилизационной традицией. Именно это мы имеем возможность наблюдать (несмотря на многочисленные реальные трудности, возникающие в ходе диалога) в BRICS. Ориентация участников объединения на формирование полицентрической структуры организации международного сообщества означает и глубокое изменение самой направленности процесса мирового развития. А именно — изменение соотношения эндогенных (т.е. обусловленных внутренней логикой бытия той или иной цивилизации) и экзогенных (т.е. внешних по отношению к той или иной конкретной общности) факторов эволюции: усиление значения первых и, соответственно, уменьшение силы воздействия вторых. В связи с этим стоит напомнить, что именно с утверждения принципа доминирования экзогенных факторов началось развертывание последнего по времени исторического этапа глобализации (примерно с 80—90-х годов ХХ в.), что, в свою очередь, выявило цивилизационную подоплеку этого этапа как «вестернизации всего мира» по преимуществу.

В основе геополитической стратегии BRICS лежит общая ориентация на усиление значения эндогенных и уменьшение влияния экзогенных факторов развития. Совпадение позиций по этому пункту, судя по всему, имеет для участников объединения большее значение, чем очевидные различия экономических и политических систем и существующие противоречия между ними.

Из охарактеризованной общей ориентации вытекает и та акцентировка роли национального государства (в противовес распространенным на Западе версиям о «затухании» этого института), которая, несомненно, объединяет всех участников BRICS. Именно такое государство является основным субъектом и институциональным рычагом осуществления тех преобразований (в том числе и в сфере международных отношений), к которым стремятся члены BRICS. В конце концов в институциональном плане BRICS — не что иное, как объединение именно национальных государств.

Точно таким же образом из охарактеризованной общей установки вытекают и преимущественная ориентация на реальную, а не на «сервисную» (финансовую) экономику, и особое внимание, уделяемое развитию внутреннего рынка (наряду с активной экспортной политикой Китая, Индии и Бразилии). Опора на собственную культурную традицию дает систему ценностного обоснования охарактеризованной «эндогенной» ориентации во всех ее конкретных проявлениях.

Одним из институциональных выражений данной ориентации, наряду с возрождением на новой основе национального государства, стал процесс регионализации. Заметное усиление на рубеже тысячелетий тенденции к созданию крупных региональных объединений, по свидетельству многих ученых и аналитиков, явилось закономерной реакцией на процесс глобали-

зации: на чрезмерность внешних воздействий, диспропорции мировой экономики и нарастающий гегемонизм в мировой политике. Регионализация (т.е. создание нескольких взаимодействующих и конкурирующих интеграционных группировок) означает ориентацию на создание полицентричной структуры управления мировой системой связей, т.е. альтернативный глобализации способ организации данной системы в условиях интенсификации и «уплотнения» этих связей. Условиях, в которых утвердить собственную неповторимую индивидуальность перед лицом нивелирующих тенденций мирового развития может лишь тот народ, та культура, которые смогли объединиться с другими, родственными или в чем-то близкими им народами и культурами. В этом контексте императив достижения взаимопонимания различных цивилизационных традиций в рамках BRICS приобретает особое значение.

Общее понимание характера и задач процесса модернизации является следующей важнейшей общей чертой, объединяющей членов BRICS, и одновременно отделяющей их от «коллективного Запада». В научной среде уже достаточно давно преобладает стремление к преодолению евроцен-тризма, однако на уровне официального идеологического и политического дискурса Запад склонен считать свою модель модернизации оптимальной и в связи с этим универсально значимой, а потому и «обязательной к исполнению» для всех, кто стремится идти в ногу со временем. Все без исключения члены BRICS выдвигают на первый план идею органического синтеза ценностей модернизации и собственной цивилизационной традиции. По нашему убеждению, есть все осн

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком