научная статья по теме БУДДИЗМ И ВЫЗОВЫ ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ (МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ В УЛАН-УДЭ) История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «БУДДИЗМ И ВЫЗОВЫ ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ (МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ В УЛАН-УДЭ)»

Буддизм и вызовы третьего тысячелетия

(Международная научная конференция в Улан-Удэ)

Научная конференция ''Буддизм и вызовы третьего тысячелетия'' состоялась 1—3 июля 2008 г. Тематика конференции затронула широкий спектр буд-дологических исследований, касающихся философских, исторических, филологических и религиоведческих проблем. Актуальность проведения данной конференции диктовалась тем, что буддизм, представляющий собой существенный и необходимый компонент культурного развития многих стран Азии, не только не утратил своей значимости, но и продолжает остро реагировать на все процессы, происходящие в современном обществе, проявляет закономерную реакцию на последствия глобализации, информатизации, экологических катаклизмов. Все это стимулирует новые научные изыскания, новые подходы к изучению места и роли буддизма в прошлой и современной истории не только стран Азии, но и Европы и Америки.

Цель конференции:

- дать анализ развитию буддизма в современном мире в условиях экологических потрясений, терроризма, глобализации и информатизации;

- рассмотреть роль буддизма в решении проблем 3 тысячелетия;

- выявить основные тенденции его дальнейшего развития;

- подвести итоги научных исследований в области буддологии за прошедшие годы XX столетия.

Конференция была представлена значительной географией и широким кругом обсуждаемых проблем. В ней приняли участие представители Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Читы, Абакана, Кызыла, а также ученые из Китая, Индии, Монголии, Соединенных Штатов Америки, Эстонии, Украины. Среди обсуждаемых проблем большое внимание уделялось общетеоретическим и методологическим аспектам буддологических исследований, современному положению буддизма в России, странах Азии, Европы и Америки, взаимоотношению буддизма с государством, соотношению с национальной идентичностью, а также его отношению к современным проблемам глобализации, информатизации, экологии и терроризму.

Работа конференции длилась два дня (1—2 июля). Первый день был посвящен пленарному заседанию, второй день работе пяти секций, разделенных по темам: ''Философия и сотериология буддизма (руководители: д.филос.н., проф. Янгутов Л.Е., к.филос.н., доцент Нестеркин С.П.; секретарь: к.филос.н. Аюшеева Д.В.); ''История буддизма (руководители: д.и.н., проф. Абаева Л.Л., д.и.н. Зорик-туев Б.Р.; секретарь: к.и.н. Жамсуева Д.С.); ''Источниковедение и филология'' (руководители: д.и.н. Донец А.М., д.ф.н. Дампилова Л.С.; секретарь: к.и.н. Гарри И.Р.); ''Буддийская культура и искусство (руководители: д.и.н., проф. Скрынни-кова Т.Д., д.и.н., проф. Бураев И.Д.; секретарь: к.и.н. Содномпилова М.М.); ''Сов-

ременные процессы в буддизме (руководители: д.филос.н., проф. Лепехов С.Ю., д.филос.н. Манзанов Г.Е.; секретарь: к.филос.н. Амоголонова Д.Д).

Пленарное заседание открыл директор Института монголоведения, буд-дологии и тибетологии СО РАН, чл.-корр. РАН Базаров Б.В. В своем приветственном слове и докладе ''Буддизм и вызовы третьего тысячелетия'' он отметил актуальность, своевременность, научную и практическую значимость проведения данной конференции, подробно остановился на современных проблемах, с которыми столкнулся буддизм на пороге третьего тысячелетия. В докладе была дана оценка места и роли буддизма в сегодняшнем геополитическом и социокультурном пространстве, намечены дальнейшие перспективы развития буддизма, а также задачи буддологической науки в свете сегодняшних реалий третьего тысячелетия.

В докладе Янгутова Л.Е. (Улан-Удэ) была дана оценка бурятской буддологической школе развивающейся в контексте российской востоковедной науки. Были подведены итоги буддологических исследований бурятских ученых за последние десятилетия, отмечены ее успехи. Было подчеркнуто, что сегодня буддо-логия в Бурятии переживает период своего подъема, она охватывает практически все направления научно-исследовательских работ — исторические, филологические, источниковедческие, историко-философские, социально-философские и культурологические, затрагивающие такие ареалы распространения буддизма, как Китай, Тибет, Монголия и Бурятия. При этом очень важным представляется тот факт, что она имеет достаточно прочный резерв, состоящий из молодых квалифицированных специалистов, отвечающих главным требованиям буддоло-гической науки — владению восточными языками и навыками работ с оригинальными текстами.

Лепехов С.Ю. (Улан-Удэ) свое выступление посвятил известному периоду истории бурятского буддизма — началу ХХ в., отразившему непримиримую борьбу сторонников обновленческого движения и его противников. По мнению докладчика, реформы обновленцев — это путь компромисса с властью, приспособление буддийской сангхи к требованиям времени и власти. Реформы их противников — путь максимально возможной автономии сангхи, где идеалом выступала тибетская теократия.

О новых исследованиях в буддологии говорилось в докладе Л. Мялля (Эстония, Тарту). Суть их заключается в несколько ином восприятии махаянских сутр. По мнению Мялля Л. все махаянские сутры имеют письменную природу, изначально создавались как письменные тексты, что существенно отличает их от памятников Тхеравады. Такой подход к изучению текстов Махаяны открывает новые перспективы в понимании истоков формирования Махаяны, ее истории и доктрины.

Профессор Улаан Б. (КНР, Хух-Хото) дала широкий анализ влиянию буддизма на формирование мировоззрения монголов. В тот исторический период, когда буддизм укреплялся на территории Монголии, властям приходилось буквально насильно внедрять в умы монголов буддийские ценности, которые со временем превратились в их традиционные ценности, определили тем самым их историческое мировоззрение.

Академик Цэрэнсодном Д. (Монголия, Улан-Батор) посвятил доклад влиянию буддизма на литературное творчество монгольских писателей, в частности на творчество Н. Ринчиний.

В своем выступлении Джампа Самтэна (Индия, Варанаси, Сарнатх) дал критический анализ происхождения текстового корпуса Махаяны. Он изложил суть споров представителей Махаяны и Тхеравады относительно аутентичности и времени возникновения их текстов, рассмотрел различные точки зрения ученых по этому вопросу, а также собственную, согласно которой махаянские сутры, действительно, относятся к более позднему периоду.

Буддийской культуре в этносфере монгольских народов был посвящен доклад профессора Абаевой Л.Л. (Улан-Удэ). По ее мнению, в теории и практике культуры, распространенной среди всей монгольской этнической общности, четко фиксируется этноинтегрирующая, этноконсолидирующая роль буддизма. Он выступает в качестве доминирующего элемента культуры монгольских народов, является ведущим фактором в определении их своеобразия.

Урбанаева И.С. (Улан-Удэ) подчеркнула, что наиболее серьезным вызовом III тысячелетия для человечества является осознание природы той взаимозависимости, которая лежит в основе существования человечества и всего сообщества живых существ на нашей планете. И этот вызов по сути своей — нравственный. По ее мнению, универсальный потенциал буддизма сможет принести реальную пользу в нравственном воспитании человечества.

2 июля с 9 часов началась работа пяти секций.

На секции ''Философия и сотериология буддизма'' было заслушано 15 докладов, которые охватили различные аспекты буддийской философии и сотери-ологии. При этом объектом внимания докладчиков были философские и сотерио-логические проблемы буддизма как Центральной, так и Восточной Азии. Особое внимание в докладах уделялось анализу категориального аппарата буддизма, используемого в философском и сотериологическом контексте. В ряде докладов подчеркивалась их неразрывная связь. В докладах красной нитью позвучала идея о том, что сотериология буддизма является наиболее динамической частью всего буддийского комплекса, постоянно нуждается в солидном философском обосновании, философия, представляя собой более консервативную часть, развивается в определенном сотериологическом русле. Так, Нестеркин С.П. затронул проблему эволюции концепции субъекта спасения в основных философских направлениях индийского буддизма в их тибетской редакции, а также главных школах собственно тибетского буддизма. Докладчиком было отмечено, что эта концепция является одной из основных в сотериологической системе буддизма, и ее развитие связано с изменениями базовых философских установок, главным образом в области онтологии. В этом же ключе прозвучал доклад Гарри И.Е., посвященный одному из центральных тезисов позднего буддизма, согласно которому каждый индивид обладает природой Будды. Этот тезис имел принципиальное значение как для философии буддизма, так и для сотериологии. В докладе С.В. Товуу на основе анализа буддийской картины мира тувинцев был сделан вывод о том, что буддизм в Туве формировался под влиянием шаманизма, в конечном итоге, сложился характерный для религиозной жизни тувинцев феномен буддийско-шаманского синкретизма. Аюшеева Д.В. посвятила свое выступление влиянию ценностей тибетского буддизма на современное западное общество.

На секции ''История буддизма'' было заслушано 14 докладов. В докладах были освещены вопросы истории буддизма в Бурятии, Монголии, Калмыкии, Китае и Тибете. В выступлениях, посвященных истории буддизма в Бурятии были затронуты проблемы распространения буддизма в районах Бурятии и история бурятских монастырей (Цыбенов Б.Д., Бабуев С.Д., Жамсуева Д.С.). Были

затронуты страницы наиболее яркого периода истории бурятского буддизма, пришедшиеся на двадцатые годы XIX в. Так, доклад Дамдинова А.В. был посвящен выдающемуся деятелю бурятского буддизма, ученому и дипломату Агван Доржиеву. Свое внимание докладчик заострил на координационной деятельности Доржиева в установлении дипломатических взаимоотношений России и Тибета в начале ХХ в. Доклад Базаровой В.В. отразил историческую дискуссию известных бурятских ученых и просветителей М.Н. Богданова и Ц. Жамсарано. В этой дискуссии, получившей широкую огласку, обсуждались проблемы развития буддизма в Бурятии. Взаимоотношению православия и буддизма в Бурятии посвятила свой доклад О.В. Бураева. Она отметила, что с 1853

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком