научная статья по теме БУЛЛА «AD EXTIRPANDA» 1252 ГОДА И ЕЕ РОЛЬ В БОРЬБЕ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ С ЕРЕТИКАМИ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «БУЛЛА «AD EXTIRPANDA» 1252 ГОДА И ЕЕ РОЛЬ В БОРЬБЕ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ С ЕРЕТИКАМИ»

А.Л. Дунаев

БУЛЛА «АБ ЕХТЖРА^А» 1252 ГОДА И ЕЕ РОЛЬ В БОРЬБЕ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ С ЕРЕТИКАМИ1

Представленный ниже перевод буллы «Аё ехйграпёа» папы Иннокентия IV, изданной 15 мая 1252 г. в Перудже и обращенной к городам Ломбардии, Романии и Тревизской Марки, позволяет обратиться к проблеме развития церковного законодательства против еретиков. Чтобы определить место этого документа в борьбе с гетеродоксией, публикация предваряется кратким анализом предшествующих законодательных актов.

Борьба церкви с еретиками - долгий и многогранный процесс - к настоящему времени в зарубежной историографии оказался исследован лучше, чем в отечественной исторической науке2. И хотя булле «Аё ехйграпёа» зарубежные историки уделили немало внимания, однако привлекали они ее, прежде всего, при изучении истории инквизиции, поскольку именно этим постановлением Иннокентий IV разрешил применять пытки в ходе допроса подозреваемых в ереси3. Нам же хотелось бы отметить

1 Хочу выразить искреннюю благодарность к.и.н. Е.В. Казбековой за ценные замечания, использованные при подготовке статьи.

2 В отечественной историографии акцент делался, прежде всего, на изучении самих еретических движений или отдельных исторических личностей, выступавших против Католической церкви. В качестве примера можно привести следующие раб.: Бортник Н.А. Арнольд Брешианский - борец против католической церкви. М., 1956; Сказкин С.Д. Первое послание Дольчино // Из истории социально-политических идей: сб. к 75-летию ак. В.П. Волгина. М., 1955; Сказкин С.Д., Самаркин В.В. Крестьянские движения XIV-XV вв. // История Италии. М., 1970 Т. 1; Самаркин В.В. Восстание Дольчино. М., 1971. Из многочисленных зарубежных исследований по истории борьбы церкви с еретиками приведем некоторые: Tanon L. L'inquisition médiévale. P., 1887; Lea H.Ch. A History of the Iinquisition of the Middle Ages. N.Y., 1888; Maisonneuve H. Etudes sur les origines de l'Inquisition. P., 1960; Guiraud J. L'inquisition médiévale. P., 1978; Peters E. Inquisition. L., 1988; Russell J.B. Dissent and Order in the Middle Ages. N.Y., 1992; Arnold J.H. Inquisition and Power: Catharism and the Confessing Subject in Medieval Languedoc. Philadelphia, 2001.

3 См., например: Chélini J. Histoire religieuse de l'Occident médiéval. P., 1991. P. 429; Caldwell Ames Ch. Does Inquisition Belong to Religious History? // The American Historical Review. N.Y., 2005 (Febr.). Vol. 110, N 1. P. 13; Prudlo D. The Martyred Inquisitor: The Life and Cult of Peter of Verona (1252). Bodmin, 2008. P. 75-76.

роль этой буллы в привлечении к искоренению ереси городских властей. Этот вопрос, на наш взгляд, остается недостаточно изученным.

В первой половине XI в. различные еретические движения возникли и распространились в областях Италии, Франции, Фландрии и в долине Рейна. Хотя единой идейной основы у этих движений не было, церковные власти стремились подвести их под традиционную рубрикацию ересей, причисляя все эти движения к «манихеям». В целом, в эту эпоху церковные власти склонялись скорее к мягкому обращению с ними: так, в 1025 г. в Аррасе двое еретиков были отпущены после того, как отреклись от своих идей. И хотя в церковных кругах шли споры о правильности такого подхода, в целом позиция церкви оставалась неизменной на протяжении всего XI в., а в 1073-1075 г. римская курия и представители движения патаренов даже боролись сообща с обмирщением католического духовенства4.

В первой половине XII в. ситуация изменилась. Укрепление института церкви и рост ее богатств, равно как и претензии духовенства на обладание исключительным правом общения с Богом, становились причиной все нараставшего недовольства, которое нашло выражение в новых еретических движениях в Южной и Северной Франции, в городах Рейнской долины и Северной Италии. Католические проповедники повсеместно встречались с враждебным отношением со стороны населения5. Рим в начале 50-х годов XII в. на несколько лет оказался во власти сторонников Арнольда Брешианского, и в 1155 г. войскам Фридриха I Барбароссы по просьбе папы пришлось штурмом брать город. Иными словами, к середине XII в. проблема ересей приняла такие масштабы, что церковные власти не могли и дальше ее игнорировать, и предприняли первые попытки решить ее юридически. В рамках статьи мы сосредоточимся лишь на трех наиболее значимых аспектах политики искоренения ереси. Во-первых, церковные власти намеревались заново определить, кого именно следует считать еретиками. Во-вторых, предстояло разработать меры воздействия и наказания еретиков. И в-третьих, нужно было заставить светские власти исполнять наказания, к которым будут приговариваться еретики.

4 Volpe G. Movimenti religiosi e sette ereticali nella societa medievale italiana. Roma, 1997. P. 21.

5 Manselli R. Aspetti e significato dell'intolleranza popolare // Medioevo ereticale / A cura di O. Capitani. Bologna, 1977. P. 76-77.

Для изучения вопроса о формировании юридической базы для борьбы с еретиками мы обратимся к источникам нескольких типов: высказываниям Отцов церкви, включенным в своды церковного права, папским декреталиям, постановлениям церковных соборов и папским общецерковным постановлениям (constitutiones), а также к законам против еретиков, которые были приняты светскими властителями. Значительную роль в складывании нормативной базы сыграли также не вошедшие в своды общецерковного права папские декреталии и послания, адресованные нищенствующим орденам - доминиканцам и францисканцам, и касавшиеся преследования еретиков и инквизиционных расследований в отдельных регионах Западной Европы.

Декреталии как таковые являлись не законами, а решениями папского суда по отдельным делам или ответами папы на вопросы церковных судей (архиепископов, епископов, аббатов и др.), которые касались канонического права или церковной дисцип-лины6. Влияние декреталий на развитие канонического права трудно переоценить. Именно по ним учились будущие юристы в школах и университетах, на них опирались, разрабатывая новые законы7.

Обратимся к посвященным еретикам разделам Декрета Гра-циана (40-е годы XII в. ) и Декреталий Григория IX (иначе «Liber Extra»). В 24-й Causa 2-й части Декрета Грациана приведены мнения церковных авторитетов по двум вопросам: кого считать еретиками и как с ними бороться. Единственными источниками для Грациана являются письма (litterae, в том числе декреталии папы Геласия I и др.) и сочинения Отцов церкви IV-V вв., в первую очередь Амвросия Медиоланского, Августина, Иеронима и др.; ни на кого из современных авторов он не ссылается. Это неудивительно, ведь первые богословские сочинения, посвященные проблеме средневековых ересей, появились буквально за несколько лет до составления Декрета: «Трактат против сторонников Петра из Брюи» (Tractatus adversus petrobrusianos haereticos) клюнийско-го аббата Петра Достопочтенного и «Книга против ересей» (Liber adversus haereses) Петра Абеляра относятся к 30-м годам XII в. Попытка найти решенте современных проблем в трудах и событиях прошлого отразилась и в составленном Грацианом списке,

6 Казбекова Е.В. Декреталия // Православная энциклопедия. М., 2007. Т. 14. С. 344-347.

7 См., в частности: Décret de Gratien // Dictionnaire de Théologie Catholique. T. 6. P. 1728-1731.

где перечислены более 60 ересей эпохи поздней Античности, но не сказано ни слова о движениях его времени8.

Декреталии Григория IX, составленные Раймондом Пень-яфортским и изданные в 1234 г., имели статус официального сборника канонического права и должны были заменить собой все предыдущие. Декреталии были отправлены в Болонский и Парижский университеты9 и Григорий IX буллой «Яех расШсиз» от 5 сентября 1234 г. предписал, чтобы они использовались не только в школах, но и в судах10. Еретикам посвящен 7-й титул 5-й книги Декреталий - «Бе Иаегейиз». За столетие акценты сместились: если в середине XII в. возникала необходимость дать точное определение понятия «еретик», то в 30-е годы XIII в., когда уже были разгромлены катары и активно преследовались еретики в Южной Франции и в Италии, внимание церкви было сосредоточено на разработке правовых норм, необходимых для искоренения ереси.

Важную роль в формировании законодательства против еретиков сыграли постановления соборов и пап. Впервые вопрос о еретиках подробно рассматривался на Реймсском соборе 1157 г.; позже проблема ереси неизменно становилась важной темой и на других церковных ассамблеях, и во многих папских постановлениях, обращенных ко всей церкви. В них рассматривались меры воздействия и наказания за ересь, а также определялось, в чью компетенцию входит задача ее выявления. Другим важным аспектом постановления соборов и папский посланий было привлечение светских властей к борьбе с еретиками: здесь следует выделить решения, принятые III11 и IV12 Латеранскими соборами 1179 и 1215 гг. , и такие постановления пап, как декреталия Лу-ция III «Аё аЬо1епёат» 1184 г.13, буллы Иннокентия III «Уе^епЙБ

8 Decretum Gratiani. C. 24 q. 3 (esp. p. 26-40); C. 24 q. 1.

9 Décrétales // Dictionnaire de Théologie Catholique. T. 6. P. 209-210.

10 Corpus iuris canonici. Leipzig, 1881. Ps II; Potthast A. Regesta Pontificum Romanorum inde ab anno post Christum natum MCXCVIII ad annum MCCCIV. 9693. Graz, 1957. (Далее: Potthast. и порядковый номер).

11 Conciliorum Oecumeniorum Decreta. (Далее: COD.) Bologna, 1962. P. 200-201.

12 COD. P. 224-235.

13 Liber Extra. Lib. 5. Tit. 7. Cap. 9 (согласно принятым в современных исследованиях по каноническому праву Католической церкви принципам цитирования, указывается сокращенное название Liber Extra - X, и номера книги титула и главы, разделяемые точками -X. 5. 7. 9). См. также: Jaffé Ph. Regesta Pontificum Romanorum a condita ecclesia ad annum post Christum natum MCXCVIII. 15109 Leipzig, 1885-1888. Bd. 1-2. (Далее: Jaffé и порядковый номер).

in senium» 1199 г. 14, «Ad eliminandam» 1207 г.15 и «Benedicti vos» 1209 г.16, а также булла Иннокентия IV «Ad extirpanda» 1252 г., перевод которой приводится ниже.

Исполнять наказания, которые вводились церковными соборами и папскими бул

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком