научная статья по теме ЧАСТИ РЕЧИ И ИХ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ В ДАКТИЛИЧЕСКИХ КЛАУЗУЛАХ Языкознание

Текст научной статьи на тему «ЧАСТИ РЕЧИ И ИХ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ В ДАКТИЛИЧЕСКИХ КЛАУЗУЛАХ»

ИЗВЕСТИЯ РАН. СЕРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ И ЯЗЫКА, 2014, том 73, № 5, с. 29-35

_ МАТЕРИАЛЫ _

И СООБЩЕНИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ И ИХ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ В ДАКТИЛИЧЕСКИХ КЛАУЗУЛАХ

© 2014 г. Д. К. Поливанова

Статья посвящена анализу употребления дактилических клаузул (окончаний стихотворных строк, ударение в которых приходится на третий слог от конца) в русской поэзии первой четверти XX века. Для рассмотрения были выбраны тексты девяти авторов: Н. Асеева, А. Ахматовой, К. Бальмонта, Н. Гумилева, Н. Клюева, О. Мандельштама, С. Парнок, Б. Пастернака, И. Северянина. В работе приводится частота употребления дактилических клаузул, рассмотрено, какие части речи оказываются на месте дактилической рифмы и в какой грамматической форме они употребляются. Полученные данные показывают, что дактилическая клаузула - это не только важный параметр, который характеризует эпоху в целом, но и важный признак индивидуального поэтического языка каждого автора.

This article discusses the use of the dactylic endings in the Russian poetry in the first quarter of the 20thcentury.There are examined the texts of Nine authors: N. Aseev, A. Akhmatova, K. Balmont, N. Gumilev, N. Klyuev, O. Mandelstam, S. Parnok, B. Pasternak, and I. Severyanin. The frequency of occuring of dactylic endings in these texts has been summed up in special tables and analyzed. This article focuses on two particular questions: 'What parts of speech are used to form the dactylic rhymes?' and 'What grammatical forms do these parts of speech have?'. According to the results of this research, the dactylic ending is a distinguishing feature of an individual poetic language and a significant parameter,which characterizes a historical epoch in general.

Ключевые слова:дактилическая клаузула, дактилическая рифма, лингвистика стиха Key worfifr. the dactylic ending, the dactylic rhyme, linguistic poetics.

Как известно, ритм и морфология в стихе взаимосвязаны. М.Л. Гаспаров в своей работе "Ритмический словарь и ритмико-синтаксические клише" [1, с. 169-185] обращает внимание на то, что разным частям речи русского языка свойственна разная акцентная структура: части речи в русском языке существенным образом различаются по длине слова и месту ударения. Самые длинные слова русского языка - прилагательные и глаголы, но длинны они по-разному: глаголы чаще имеют длинное безударное начало, а прилагательные -длинный безударный конец. Прочие части речи также обладают наиболее характерной для них средней длиной слова и местом ударения. Проблемами взаимодействия ритма и морфологии в стихе занимались: Р.О. Якобсон [2, с. 170-177], Д.С. Ворт [3, с. 774-817], Дж. Т. Шоу [4, с. 1-22; 5, с. 327-336], М.Л. Гаспаров [6, с. 3-36; 7, с. 7184], Т.В. Скулачева [8, с. 565-570].

Настоящая работа продолжает это направление изучения соотношения ритма и морфологии в русском стихе. Дактилические клаузулы - окончания стихотворных строк на два безударных слога (шахматы, распахнуты,

смелая, белая, и т.д.), - воспринимаются как "чрезмерно длинные" даже в русском языке, которому свойственны многосложные слова. Поэтому дактилическим клаузулам свойственно притягивать одни части речи и избегать других.

М.Л. Гаспаровым на материале прозы был составлен ритмический словарь частей речи [1, с. 169-185]. В таблице 1 приведены релевантные для нас подсчеты М.Л. Гаспарова, а именно: показано распределение словоформ, принадлежащих к разным частям речи с интересующей нас акцентной структурой (трехсложные слова с ударением на первом слоге, четырехсложные слова с ударением на втором слоге и пятисложные слова с ударением на третьем слоге).

Из таблицы видно, что среди словоформ с ударением на третьем слоге от конца главным образом присутствуют существительные и прилагательные. Глаголов значительно меньше -примерно 20%, затем по частоте использования следуют наречия и местоимения.

Цель настоящей работы - проанализировать то, какие части речи и с какими грамматическими

Таблица 1. Распределение частей речи в словах с ударением на третий слог от конца

Существительное Глагол Прилагательное Наречие Местоимение Прочее Число слов

Трехсложное слово с уда- 40% 17% 30% 4% 4% 5% 706

рением на первом слоге

Четырехсложное слово 31% 21% 41% 5% 1% 1% 823

с ударением на втором

слоге

Пятисложное слово с уда- 32% 21% 39% 7% 1% 0% 366

рением на третьем слоге

характеристиками встречаются в позиции дактилического окончания в русской поэзии первой четверти XX века. Для исследования были выбраны тексты 9 поэтов: Н. Асеева, А. Ахматовой, К. Бальмонта, Н. Гумилева, Н. Клюева, О. Мандельштама, С. Парнок, Б. Пастернака, И. Северянина1.

В таблице 2 приведены данные, показывающие частоту использования дактилической клаузулы у этих девяти поэтов:

Таблица 2. Количество дактилических клаузул

Кол-во разобранных стихотворных строк Кол-во дактилических клаузул Процентное соотношение

Гумилев 8505 240 2,8%

Мандельштам 4030 130 3,2%

Ахматова 4072 156 3,8%

Бальмонт 6527 341 5,2%

Пастернак 7892 614 7,8%

Северянин 4612 410 8,9%

Клюев 10344 1002 9,7%

Парнок 2351 271 11,5%

Асеев 3893 455 11,7%

Наименьший процент употребления дактилической клаузулы (2,8%) принадлежит Гумилеву, за ним следует Мандельштам (3,2%) и далее Ахматова (3,8%). Среднее количество дактилических окончаний (5,2%) оказывается у Бальмонта, более высокий процент (7,8%) у Пастернака. Затем следуют Северянин и Клюев (8,9 и 9,7

1 При написании статьи использовались следующие издания: Асеев Н.Н. Избранные произведения. М., 1990; Ахматова А.А. Стихотворения и поэмы. Л., 1977; Бальмонт К.Д. Стихотворения. Л., 1969; Гумилев Н.С. Стихотворения и поэмы. Л., 1988; Клюев Н.А. Избранное. М., 2009; Мандельштам О. Э. Стихотворения. Проза. М., 2001; Парнок С.Я. Вполголоса. М., 2010; Пастернак Б.Л. Полное собрание стихотворений и поэм. СПб., 2003; Северянин И. Громокипящий кубок. Ананасы в шампанском. Соловей. Классические розы. М., 2004.

процентов), а наиболее высокий процент - 11,5 и 11,7 - у Парнок и Асеева.

Как было показано, в частности, в исследовании М.Л. Гаспарова "Очерк истории русского стиха" [9, с. 202-204], поэты начала XIX века употребляли дактилическую рифму редко, но начиная со второй половины XIX века и ко времени Блока и Маяковского дактилические рифмы уже употреблялись в русском стихе свободно и в любых сочетаниях. (Для сравнения: у Пушкина дактилических клаузул - 1% [10], у Батюшкова -2,5% [11], у Баратынского - 0,6% [12]; у Некрасова же (без учета текстов поэм и сказок) насчитывается уже 8%).

При рассмотрении употребления различных частей речи в позиции дактилической клаузулы были выделены существительные, прилагательные, глаголы, наречия, деепричастия и прочие (к прочим в частности отнесены и составные клаузулы, которые в этой работе не рассматриваются). Так как акцентная структура слова зависит от парадигмы словоизменения, то в сомнительных случаях слова группировались именно по этому признаку: в частности, и причастия, и субстантивированные прилагательные относились к прилагательным. Также в настоящей работе к прилагательным были отнесены и наречия на -о, морфологической основой которых является краткое прилагательное среднего рода (светло, темно, красиво). В таблице 3 приведены результаты распределения этих частей речи в положении дактилической клаузулы в поэзии девяти выбранных авторов (см. с. 31).

Подсчеты М.Л. Гаспарова по прозе показывают, что ударение на третий слог от конца характернее всего для прилагательных, существительных и только затем для глаголов. При анализе полученных результатов сразу бросается в глаза, что меньше всего прилагательных, как самой ожидаемой части речи в дактилической клаузуле, оказывается у Пастернака и Асеева. Больше всего прилагательных мы видим у Ахматовой, у нее же

Таблица 3. Распределение частей речи в дактилических клаузулах

Существительное Прилагательное Глагол Наречие Деепричастие Прочее, в том числе составная клаузула

Ахматова 23% 57,7% 17,9% 0 0 1%

Бальмонт 32,8% 47,5% 16,1% 0,2% 0 3%

Мандельштам 35,3% 46,9% 10,7% 0,7% 1,5% 5%

Парнок 35,4% 34,3% 12,9% 2,2% 0,7% 14%

Клюев 40,7% 44,3% 11,5% 1,3% 0,9% 1%

Пастернак 45,9% 215% 19,5% 3,7% 1,8% 6%

Северянин 46% 36,6% 10,7% 1,2% 1,2% 4,5%

Асеев 46,6% 22,4% 16,2% 1,5% 0,8% 12%

Гумилев 48% 37,8% 9,8% 0,4% 0,8% 3%

Таблица 4. Прилагательные в позиции дактилической клаузулы: полные, краткие формы, сравнительная сте-

Автор Кол-во словоформ Полные формы Краткие формы Сравнительная степень

Асеев 102 85% 15% _

Пастернак 132 79% 20% 1%

Бальмонт 162 91% 8% 1%

Ахматова 90 81% 18% 1%

Гумилев 92 91% 7% 2%

Клюев 440 89% 10,5% 0,5%

Мандельштам 61 95% 5% -

Парнок 93 71% 26% 3%

Северянин 150 79% 21% -

меньше всего существительных. Количество глаголов варьируется у всех от 10 до 20 процентов, больше всего их оказывается у Пастернака - их у него практически столько же сколько и прилагательных. Наречия и деепричастия оказываются малоупотребительны в данной позиции, у Ахматовой их нет вообще, а больше всего их оказывается у Пастернака (наречий - 3,7% и деепричастий - 1,8%)

Не менее важны и конкретные грамматические формы слов, которые оказываются в позиции дактилического окончания. В таблицах представлено число различных форм прилагательных на месте дактилической клаузулы. В таблице 4 показано распределение полных и кратких форм прилагательных, а также форм сравнительной степени в поэзии девяти авторов. В таблице 5 полные формы прилагательных разделены на те, у которых двусложное падежное окончание и прочие. В таблице 6 приведено распределение кратких прилагательных по роду и числу.

Из приведенных результатов видно, что среди форм прилагательных на месте дактилической клаузулы поэты предпочитают использовать полные формы, что не удивительно, поскольку

краткие формы не имеют двусложного окончания, кроме того, по большей части это односложные и двусложные слова. Однако нельзя сказать, что краткие формы в позиции дактилического окончания не употребляются вовсе: меньше всего (5%) их оказывается у Мандельштама, затем следуют Гумилев и Бальмонт. У остальных

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком