научная статья по теме ЧЕ ГЕВАРА: ВЗГЛЯД ЧЕРЕЗ 45 ЛЕТ, ИЛИ ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «ЧЕ ГЕВАРА: ВЗГЛЯД ЧЕРЕЗ 45 ЛЕТ, ИЛИ ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ»

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

А.Г.Сулейманян

Че Гевара: взгляд через 45 лет, или Жизнь после смерти

«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя».

«Евангелие от Иоанна: 15.13.»

«Когда христиане вольются в социальную революцию, она станет непобедимой».

Эрнесто Че Гевара

Психологический портрет Че Гевары рассматривается в контексте всеобъемлющего системного кризиса современной цивилизации и рассуждений о его духовных причинах. Автор также размышляет об истоках, смысле и уроках революций ХХ в., прежде всего вдохновленных идеями коммунизма, и о противоположных либеральным концепциях развития мировой цивилизации. Утверждается, что соединение христианской и коммунистической идей может оказаться плодотворным.

Ключевые слова: Че Гевара, христианство, революция, коммунизм, кризис, цивилизация, рыцарство.

ИСКАТЕЛЬ НЕВОЗМОЖНОГО

О Че я впервые услышал в 1973 г. от отца на берегу Балтийского моря в латвийской рыбацкой деревне Саулкрасты, где мы отдыхали всей семьей в те далекие тихие и безмятежные времена. Мне было тогда неполных четырнадцать лет, и однажды отец, указав на парня, на футболке которого был изображен бородач в берете, спросил меня: «Ты знаешь, кто это?» И, не ожидая ответа, рассказал о его героической жизни. С тех пор прошло уже более 30-ти лет, но впечатления от истории его деяний, поведанных отцом, не изгладились. Признаюсь, что я не занимался изучением личности Че Гевары систематически и каждый день, как только и подобает настоящему научному работнику и биографу; но при каждой возможности я старался больше узнать о легендарном команданте. И если в юности меня

Андраник Грантович Сулейманян — кандидат психологических наук, действительный член Русского географического общества (hur-777@mail.ru).

В статье использованы фотографии доктора биологических наук Д.Г.Замолодчикова.

Школа в Ла-Игере, в который раненый Че был застрелен боливийскими рейнджерами по приказу из Вашингтона

вдохновляла его беззаветная отвага, то в зрелые годы меня интересовало, что заставило его «оседлать Росинанта» и провести всю жизнь в странствиях в поисках подвигов.

Взяться за перо меня побудило не только это. Мне посчастливилось совершить семь путешествий по Латинской Америке, причем я был во всех странах, где проходило становление Че. Мне довелось отчасти проделать и его путь «мотоциклиста», хотя, к сожалению, на автобусах. Я спускался в шахты Боливии, о которых он писал в одном из стихотворений; останавливался в домах индейцев в Перу и Гватемале, живущих в «честной бедности»; видел сонную деревушку Ла-Игеру, в которой он был застрелен; морг, превращенный в святилище в Вальегранде. И в этой статье, посвященной 45-летию героической и трагической гибели Че Гевары, я хотел бы поделиться с читателями своими размышлениями о команданте и об уроках его деяний для всех тех, кто неравнодушен к судьбам и нашего Отечества, и всего мира.

Кем же был Эрнесто Че Гевара? Его личность, конечно, не умещается в «прокрустово ложе» ни одной классификации. Революционер? Но как тогда понимать его слова: «После революции работу делают не революционеры. Ее делают технократы и бюрократы. А они — контрреволюционеры». Поэтом? Но почему, имея несомненный творческий дар, он никогда не пытался при жизни издать свои стихи? Конкистадором — он как-то сам назвал себя «конкистадором свободы», — но почему, завоевав «царство» (в данном случае Кубу), он не стал брать на себя бремя правления, хотя и занимал высокие государственные посты?

Понять человека — определить, что им движет. Подлинная психология, как и всякая наука, сродни математике и требует точных и неопровержимых доказательств. Я в меру своих сил постараюсь решить поставленную задачу, но с одним замечанием: личность каждого — тайна, до конца не

3* 67

доступная пониманию ни одного из земных мудрецов и открытая только Создателю миров. За какой же «путеводной звездой» шел легендарный ко-манданте? Какой огонь горел в его сердце, и какие думы волновали его ум?

Он сам во многом ответил на поставленный вопрос уже в письме родителям, написанном перед его последним боевым походом: «Дорогие мои старики! Я вновь чувствую пятками ребра моего Россинанта, вновь, облачившись в доспехи, отправляюсь в путь» .

Его сравнение себя с Дон Кихотом, конечно же, не театральная поза. Странствующий рыцарь, добровольно давший обет пройти все дороги мира, чтобы восстановить справедливость, — вот ключ к разгадке его личности и его деяний. Знал ли Че о средневековых воззрениях на рыцарство, о том, что Архангел Михаил считался родоначальником рыцарства, которому надо было подражать воинам Христовым2? Об этом нельзя сказать с уверенностью. Но, несомненно, этот закон был написан у него в сердце.

У каждого из нас есть предназначение, и Промысел ведет нас всех по дороге жизни, помогая исполнить свою миссию. Но многие из нас «глухи» к этим знакам судьбы. Для многих путешествие, предпринятое на мотоцикле молодым Че через всю Южную Америку, стало бы лишь увлекательным приключением. А в наши дни — популярным маршрутом для ав-тостопщиков с непременным празднословием и многословием в социальных сетях. А что же Эрнесто? Из «дневника мотоциклиста» понятно, что его уязвили бедность и бесправие индейцев. Не может быть сомнений в том, что именно это путешествие побудило Че глубоко задуматься о том, как можно помочь «униженным и оскорбленным». Разумно предположить, что и его отказ продолжить работу в лепрозории — главная цель путешествия — вызван тем, что он осознал, что врач может вылечить только немногих, но никак не искоренить причины болезни, потому что «проказой» поражен весь мир.

Как же помочь бедному? Почему один влачит свои дни в нищете, а другой «сорит деньгами»? Какое пылкое и благородное сердце не задумывалось над этим? Конечно, бывает разная бедность, как, кстати, и разное отношение к богатству. В «обществе потребления» утверждение, что в некоторых случаях бедность может быть благом, покажется бессмысленным или очередным постмодернистским зубоскальством3. Но в трех случаях это действительно так: когда мы добровольно ограничиваем себя — такова аскеза монаха; когда она — заслуженное наказание за леность и нерадивость, как в басне о «стрекозе и муравье»; и, наконец, когда она — испытание, вынеся которое, человек очищается, как «золото в тигле» от вредных примесей. Так жил советский народ во время Великой Отечественной войны. Во всех остальных случаях она несправедлива, ибо, согласно Евангелию, «трудящийся достоин награды за труды свои» (Лука. 10:7).

Однако есть и другая точка зрения, основанная на догматах протестан-тизма4. Беден, потому что ленив и, следовательно, проклят Богом. Так ли это на самом деле? Пусть читатель меня простит, что я не обращаюсь к классикам, а делюсь личным опытом. На остров Амантани посреди Тити-каки сейчас можно добраться на туристическом катере. На острове нет электричества и ни одного автомобиля. Нет и гостиниц, поэтому всех распределяют по домам индейцев. Из разговора с Хустиниано — хозяином дома — выяснилось, что посредники берут себе «львиную долю» из той

Памятник Че в Ла-Игере на деревенской площади

суммы, которые платят туристы, хотя основную часть работы выполняют общины кечуа, живущие на острове. Я осмотрел его хозяйство, задавая ему вопросы. Хустиниано держит несколько овец, и у него есть курятник. Мясо он ест только один раз в год, когда его дочь приезжает на Рождество в отчий дом из Лимы. Для него это праздник, и он режет барана, чтобы приготовить асадо. Простодушно, как ребенок, он сказал мне: «Знаешь, он такой вкусный!». Курицу он режет раз в два месяца. Все остальное время он и

семья едят киноа5. На вопрос, может ли его внук получить образование, он

6

ответил отрицательно, посетовав, что это очень дорого .

В Потоси в Боливии теперь каждый, заплатив турфирме, может спуститься под землю. В шахтах душно и влажно, по узким тоннелям часто приходиться передвигаться ползком. Многие, кстати, отказываются от экскурсии, уже спустившись вниз, не желая испытывать эти лишения. Каково же тогда трудиться в них? Шахтеры молчаливы и разговаривают жестами, чтобы экономить силы. Вагонетки с рудой вручную по рельсам толкают мальчишки за доллар в день. Рудокопы за свой тяжелый труд получают сейчас около полутысячи в месяц, а ранее не более двухсот, что и тогда, и в наши дни хватает только на самую скромную жизнь. Можно ли остаться равнодушным к словам Че из стихотворения «К боливийским шахтерам»:

«Выходят они из пещеры, вырубленной в горе. Они — стая кротов, которые идут умирать, не боясь картечи. Умереть — это слово —

ориентир их жизни; умереть разорванным в клочья, умереть от силикоза, умереть от истощения, умереть в долгой агонии в разрушенной шахте» .

Принудительная, незаслуженная и безысходная, из поколения в поколение бедность труженика — бедствие, что бы ни писала об этом либеральная печать, объясняющая все происходящее неумением «вписаться в рынок». И что «свободное общество» могло им предложить тогда и что может сейчас? Унизительную благотворительность, тешащую гордыню дающих на копейку и кричащих на всех углах об этом на рубль. Какой выход у обездоленного? Смириться от бессилия или решиться на неизбежный мя-теж8. И неослабевающая с годами привлекательность идей Че во всем мире и прежде всего в Латинской Америке — во всех книжных магазинах есть его книги — объясняется в первую очередь тем, что он храбро вступил в бой с попирающими справедливость. Команданте двигало страстное желание восстановить правду силой: не только оружия, но и слова. Но как иначе может действовать рыцарь, начиная с короля Артура и былинного Ильи Муромца?

ЗАВЕЩАНИЕ ЧЕ

Как же изменить мир? Кроме самых лживых или глупых либералов, кокетливо утверждающих, что «рыночная демократия» при всех своих недостатках — единственно возможное и наилучшее устройство жизни, все ищущие и думающие, не согласные друг с другом ни в чем, едины только в одном: мир — плох, человечество заблудилось, и его необходимо вернуть на путь истинный. Но куда и как? Ведь пока не определены цели, споры о средствах их достижения не имеют практи

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком