научная статья по теме ЧЕЧЕНСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ Общественные науки в целом

Текст научной статьи на тему «ЧЕЧЕНСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ»

Пашков Р.В., специалитет Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина

ЧЕЧЕНСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Чеченская цивилизация - единый исторический путь чеченцев в историческом круговороте времени на различных географических просторах, создавших свои последние известные государства на Кавказе, истоки которых прослеживаются по современным данным от хур-ритов Междуречья Среднего Востока. Необязательно чеченцы ведут свое происхождения от Междуречья, возможно, хурриты населяли широкие области и, в том числе, Кавказа. Чеченцы автохтонный народ Кавказа, следы которого ведут в Междуречье.

Связи с другими народами многообразны в рамках многих свидетельств материальной культуры и языковых пластов. Чеченцы осознают себя частью средневековой горской цивилизации Кавказа как последнего дома народа в сообществе других народов, вошедшей через трагические страницы истории в союзные отношения с федерацией российских народов; ощущают себя частью всемирной мусульманской уммы в духовной сфере и стремятся сохранить древний уклад народа с учетом неизбежных модернизационных изменений современности.

Чеченская цивилизация является национальным чеченским проектом.

Чеченский проект - концепция миробытия чеченского народа на исторических исламских землях Кавказа, основанная на развитии, почитании законов отцов и вере предков. Эта концепция следует шариату и ощущает себя частью уммы.

1. Соотношение понятий

Рассмотрим соотношение некоторых понятий.

Нохчалла - система правил и ценностей как неписаный кодекс мировоззрения и поведения чеченцев, примерное время формирования 5-7 век нашей эры.

Къонахалла - кодекс горского мужчины джигита, на самом деле это кодекс мужского союза къонахов тукхума нохманкхой, а не всех чеченцев, что неправильно. Феномен мужских союзов изучен еще слабо.

В 10-13 веках у чеченцев было развито православное княжество, уничтоженное монголами. Очевидно, что рыцарский кодекс там был, не мог не быть, хотя народная память после долгих веков испытаний это и не фиксирует. Потом на место рыцарского кодекса снова пришли мужские союзы равных.

Русская правда - миропредставление славянских племен о мире и себе на начальном этапе Древней Руси (еще до Киевской, 9 век нашей эры), что потом выразилось в принятии писаного кодекса нарождающимся государством.

Поскольку у чеченцев не было государства, то утвердить силой государства социальные нормы было невозможно, но в то же время развитые общественные структуры управления следили за соблюдением этих норм. Но именно утвержденного акта не было.

Шариат - система правил и ценностей исламского мировоззрения идентификации мусульманина как части уммы, религиозный аналог Нохчалла. В принципе Нохчалла и шариат в целом как система вытесняют друг друга, хотя могут и взаимодополнять. Но это касается именно системы, так как в Нохчалла входила, например, и языческая религия чеченцев.

Адыгэ хабзэ - аналог Нохчалла у адыгов, не одним чеченцам были свойственны такие явления.

Адэгэ хабзэ - рыцарский дворянский кодекс у адыгов. Необходимо понимать, что при всем разнообразии форм устройства обществ на Кавказе, можно выделить две основные группы: вайнахские народы и демократические племена адыгов как безгосударственные демокра-

тические общества и все остальные феодальные владения. Именно безгосударственные свободные общества оказали наибольшее сопротивление царским войскам, и адыги, в конечном счете, ушли в Турцию, а у чеченцев произошла первая малая депортация.

Таким образом, у адыгов адыгэ хасэ - рыцарский кодекс, а у демократических обществ -мужские союзы типа къонахов у чеченцев.

2. Правовые обычаи

Немного из правовых обычаев чеченцев:

Аманат - взятие заложников от селения или рода для удержания в покорности.

Аталычество - воспитание мальчика, когда его отдавали старшему родственнику или авторитетному мужчине-педагогу.

Баранта или ишкиль - право притеснения вплоть до разграбления обидчика до возмещения ущерба.

Белха - помощь родственников в случае бедствия.

Калым - отступное родителям невесты за право увести невесту в дом жениха.

Канлы (кровомщение) - кровная месть за убийство родственника и потери чести рода.

Кунак - друг в отношениях дружбы.

3. Чеченская цивилизация

Чеченскость - определяющая черта чеченского национального характера, заключающая в том, что чеченец поступает как предписывает горская этика Нохчалла, чтя закон отцов и веру предков, защищая свой дом и проявляя уважение к другим народам.

Цивилизация - культурно-историческое единство общей судьбы человеческой общности в рамках единых политических структур и общественных институтов, выражающее единый тип хозяйствования и единый тип отношения к миру.

К чертам цивилизации нельзя отнести единую государственность, не всегда так бывает, но едины общественные структуры управления на низовом уровне общины. Язык тоже не всегда един, но тип языка как форма осмысливания и восприятия мира всегда. Мировая или первобытная языческая религия тоже могут не быть едиными, но опять же вопрос в едином типе народной культуры, обусловленной исторической памятью и географическими условиями хозяйствования.

Чеченский прорыв - идеология лидирующих позиций чеченского народа в мире. На начальном этапе ставка была сделана на силовую составляющую единства родов, и после разгрома идет усиление позиций в экономическом секторе России и глобально в мире, расширяется присутствие чеченцев в силовых видах спорта, пропагандируется уникальность культуры. Силовой вызов признан бессмысленным, тем более что чеченцы рассматривают в качестве глобальных конкурентов не русских, а евреев.

Чеченское лидерство - культурная черта чеченского народа, в котором с детства прививаются лидерские качества выживания в труднодоступной среде при жесткой системе этических норм, что часто приводит к возможности бросить вызов другим народам в борьбе за господство и столь же частым временным поражениям, но все повторяется снова с новыми поколениями.

Цивилизация включает:

1. Народ или группу родственных народов с одним генотипом и психотипом личности.

2. Общий тип хозяйствования (горский, земледельческий или кочевой).

3. Культуру, ядром которой выступает религия, часто мировая.

4. Этику, вытекающую из культуры, как должный тип поведения.

5. Государственность как способ образования и функционирования общественных политических институтов.

Итак, горская цивилизация:

1. Горские народы Кавказа как исторически сложившееся сообщество с разным генотипом, но выработавшее единый психотип личностного отношения к окружающему миру.

2. Горская община ведет земледельческий тип хозяйствования в труднодоступных горных условиях.

3. Горская культура на основе первобытной религии горских народов, завершающаяся принятием мировой религии. Ярким свидетельством является башенное строительство.

4. Горская этика джигита и культ матери.

5. Государственность не была свойственна всем народам Кавказа после монголов. В частности, демократическим адыгским племена и вайнахским народам в целом было свойственно разнообразие общественных структур, но все их объединяет существование в условиях горской цивилизации, породившей такое разнообразие.

Горская этика - следование в поведении обычаям предков, предписанным старейшинами, скромность и уважение к другим, любовь к женщине и забота о детях и ближних, стремление в делах возвысить свой род своим благочестием.

Горская цивилизация - историческое сообщество горских народов Кавказа, связанное единой исторической судьбой, ведущее общий тип горского хозяйствования, защищающее вместе свою землю от нашествий поработителей, придерживающееся общих начал горской организации власти.

4. Тейповый строй

Тейповая (горская) военная демократия или тейповый горский строй или тип горской социальной организации в негосударственном обществе - социальный строй у чеченцев в средневековье, покоящийся на гражданском равенстве всех членов народа, основанный на развитом общественном самоуправлении каждой горской общины, выстроенный на развитых горизонтальных территориальных связях, представляющий собой также и военную демократию по марксизму как переходный этап к социально более сложно структуированному обществу через усложнение общественного разделения труда и перехода от натуральной сельскохозяйственной экономике к производящей товарной, однако это состояние длительное время как бы было законсервировано крайне неблагоприятными условиями внешнего военного воздействия с постоянной необходимостью выживания народа.

Основные черты тейповой военной демократии:

1. Военное и гражданское равенство каждого члена тейпа в условиях военной демократии как военного союза тейпа.

2. Горизонтальные связи горских общин как основных элементов жизнедеятельности народа.

3. Вечевой строй, то есть развитое горское общественное самоуправление в безгосударственном обществе.

4. Длительный характер в условиях постоянного внешнего давления. требовавшее постоянного напряжения и мобилизации всех жизненных сил народа.

Основные элементы тейповой военной демократии:

1. Горская община как относительно замкнутый хозяйственный механизм горской экосистемы.

2. Тейп как сообщество горских общин.

3. Тукхум как территориальное единство тейпов с преимущественно арбитражными регулятивными функциями.

4. Страна как общество тейпового строя с временно образующимся органами властеотно-шений.

Типы догосударственных отношений:

1. Племенной строй - основная единица племя как мифологическое (единая система религии), политическое (главное политический союз), этническое единство (не обязательно, хотя преимущественно).

2. Сообщество общин и родов - важны властеотношения на уровне конфедерации общин, на ней они и замыкаются, поэтому назвать чеченский народов сообществом общин невозможно.

3. Сложное вождество - термином «вождество» (англ. chief - начальник, руководитель, шеф и dom - владение, господство) обозначается тип социально-политической организации, состоящей из группы общинных поселений, иерархически подчиненных центральному, наиболее крупному из них, в котором проживает правитель (вожд

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком