научная статья по теме ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ КАК ФАКТОР ПОЛИТИКИ. ФИЛОСОФИЧЕСКОЕ РАЗМЫШЛЕНИЕ Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ КАК ФАКТОР ПОЛИТИКИ. ФИЛОСОФИЧЕСКОЕ РАЗМЫШЛЕНИЕ»

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Б.И.Коваль

Человеческая энергия как фактор политики

Философическое размышление

В статье рассматривается принцип «человеческого измерения» политики. В дополнение к традиционным институциональным и инструментальным методам анализа (и в отличие от них) в центр ставятся энергия человека, его разум, воля и нравственность. Именно они, а не формальные социополитические системы, определяют смысл и формы общественной жизни.

Ключевые слова: человеческая энергия, латиноамериканский политический ландшафт, мораль и воля, исторические вызовы.

«Объяснение того, что может быть объяснено, только показывает еще яснее необъяснимость того, что лежит позади объяснимого».

Герберт Спенсер

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

В последние годы в центр политологии все отчетливее выдвигается проблема «человеческого измерения». Однако до сих пор предпочтение отдается анализу системных, институциональных и инструментальных конструкций: власть, государство, партии, электоральные процессы, бизнес-политика, глобализм, этнические и религиозные коллизии, развитие гражданского общества и др. По этим проблемам были предложены новые интересные концепции, обогатилась вся методология исследований. Тем не менее складывается впечатление, что творческая инициатива все же сковывается сложившейся традицией: теоретическая мысль как бы движется по кругу и наполняется тавтологией. Безграничная интернетовская информация успешно замещает анализ. Все явственнее стала ощущаться потребность в обновлении методов исследования, обеспечении свободного хода дальнейшего познания, допускающего разумный синтез отдельных поло-

Борис Иосифович Коваль — доктор исторических наук, главный научный сотрудник ИЛА РАН (t.b.koval@yandex.ru).

жений материалистической философии, идеализма и теологических размышлений. Такая «всеядность» — это плюс, а не минус свободной научной мысли. В этом контексте чрезвычайно полезно приблизиться к многоуровневому рассмотрению роли и силы внутренних человеческих энергий в политической жизни.

Вроде бы все только об этом и говорят, но, как ни странно, реальное человеческое измерение политики (human dimention) развито слабо. Внимание чаще всего ограничивается верхним слоем политики (так называемая real politik), который как бы парит над своим фундаментом — human energy. Глубинный слой интересует лишь отдельных ученых. Неслучайно, по-видимому, великое гуманистическое понятие «человеческий фактор» чаще всего наделяется негативным смыслом. О нем обычно вспоминают лишь в случае крупной аварии или при геройском поступке. Если «полет» проходит успешно, о летчиках забывают.

Нечто подобное свойственно и политологии: на сцене действуют системы и институты, которым «прислуживают» люди, в том числе и самого высокого уровня, так сказать, властители (монархи, президенты, министры, олигархи). О народе, если и говорят, то в стиле уничижительной «философии толпы» (Г.Лебон, Х.Ортега-и-Гассет, Т.Карлейль).

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР

В последнее время стало модным с пафосом рассуждать о так называемом человеческом капитале. Его основные критерии сводятся к констатации того или иного объема трудового опыта, уровня образования, средней продолжительности жизни и другим показателям конкурентной способности людей. При таком подходе за бортом остаются качественная характеристика самого образования, смысла и мотивации трудовой и духовной активности, степень удовлетворенности жизнью, психическое и моральное состояние граждан и многое другое. «Человеческий капитал» в итоге мыслится как некое торгово-рыночное, а не гуманистическое понятие. Такой подход возможен, но явно недостаточен и узок.

Общие статистические данные часто скрывают или даже искажают реальное положение. Так, скажем, сама по себе средняя продолжительность жизни не является показателем всеобщего счастья. Можно 10—12 лет учиться в школе, но так и не обрести высокого уровня знаний. Неравенство в распределении доходов, огромные непроизводительные траты на вооружение и армию, финансовые махинации государства и бизнеса сказываются на положении не статистически «средней», а каждой живой души.

И еще одно важное замечание. Понятия «человеческий капитал» (и «социальный капитал») чаще всего ограничиваются оценкой состояния только самодеятельного населения. Дети, старики, безработные, инвалиды остаются в стороне. Они, грубо говоря, — человеческий не-капитал.

В этом контексте, на мой взгляд, целесообразно ввести более широкое понятие — человеческий фактор. Под ним я подразумеваю место и роль комплекса внутренних энергий личности и различных слоев общества без исключения. При этом характеристика каждого индивида и группы имеет свою специфику — от признания их высокой творческой активности до

2 Латинская Америка, № 2

33

оценки их пассивного приспособленчества и паразитизма (речь идет сейчас только о политике).

Протагор (около 490—окодо 420 гг. до н.э.) учил: «Человек есть мера всем вещам — существованию существующих и несуществованию несуществующих»1. Принцип человекомерности особенно важен при оценке социальной жизни — жизни одновременно физической и трудовой (существующей) и духовно-эмоциональной («несуществующей», невидимой,). Разве человек это только его тело, руки, ноги, мозг, кишки и т.д.? Разве он не есть душевное, духовное, эмоциональное существо? А все эти понятия вовсе не материальны.

В политэкономии принцип человекомерности наиболее активно развивал Адам Смит (1723—1790). Особое значение он придавал моральным факторам, о чем многие экономисты просто забывают или игнорируют умышленно. «Наш внутренний голос, — писал Смит, — это полубожество, судящее в душе нашей о добре и зле»2. Совести присуще наполовину божественное происхождение и наполовину земное. Поэтому ее «власть более сильная и управляющая нами, так сказать, против нашей воли»3. Именно с позиций приоритета полубожественной и полуземной, т.е. человеческой морали, Смит и подходил к разбору всех общественных, в том числе экономических явлений. Его интересовал не механизм, а смысл и польза хозяйствования человека не земле.

Обойдем пока стороной проблемы экономики и сосредоточимся на политической сфере. Ее энергия во многом автономна и всегда претендует на общее руководство.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ

Политика живет в пространстве между утилитарным материальным интересом, выгодой и стремлением к власти, с одной стороны, моралью и духовными ценностями — с другой. Между личностью и обществом — с третьей. Это особая форма человеческой энергетики, которая то формирует коллективный разум и волю, то разъединяет людей по разным «квартирам», нередко превращая их в непримиримых врагов. Даже любящие друг друга члены одной семьи могут в какой-то момент оказаться по разные стороны идейно-политических или религиозных баррикад.

В политической ноосфере всегда переплетаются две энергии бессознательного (инстинкта) и рацио (сознательного). Без их взаимодействия не обходится ни один общественный процесс. Архаика и модерн прекрасно уживаются друг с другом. Преимущество, вроде бы, ныне остается за рацио, на деле же он втихаря эксплуатирует энергию бессознательного. Как показывает практика, в самом «теле» политической рациональности обычно содержится много иррационального. И это понятно, поскольку разум, словно Ева из ребра Адама, возник из тумана бессознательного и сохраняет в себе его мистическую силу. Такая генетика присуща и политике.

Обыватель смотрит на нее извне, опираясь на свои чувства и интуиции. Рациональная оценка ему недоступна. Политик, напротив, находится внутри политического поля. Умный и волевой лидер, как магнит, увлекает за собой аполитизированные или слабополитизированные массы благодаря недюжинной энергии личной харизмы4.

В случае прогрессивно-созидательной устремленности личной харизмы выдающегося вождя социальный процесс ускоряется и получает некую общую цель. Массы обретают единую волю, наполняются чувством энтузиазма, действуют активно и смело. Если же слабохарактерный и тупой лидер, случайно или обманным путем, присвоил власть и затем на этом основании искусственным путем «создал себе» временную харизму, то чаще всего складывается самая нелепая и опасная ситуация: быстро начинают проявляться капризность и непредсказуемость поведения случайного кумира. В итоге возникают беспорядочные метания страны из стороны в сторону, растут общая растерянность населения, страх перед неясным будущим, появляется негативное восприятие происходящего. В итоге человеческая энергия во многом рассеивается понапрасну. Политическая власть чаще всего видит свою задачу в том, чтобы исполнить волю Левиафана и любыми путями навести «надлежащий» порядок, построить граждан в колонны под присмотром закона и правоохранительных органов. Для этого приходится силой подавлять всякое проявление самостоятельной энергии масс или с помощью церкви «духовно окормлять» не только верующих граждан, но и атеистов.

Ловкий политик, по меткой характеристике Никколо Макиавелли (1469—1527), отличается от простых обывателей тем, что «уже давно не говорит того, что он думает, и не думает того, что говорит, а если иногда ему случается сказать правду, то он ее заключает в такое количество лжи, что и обнаружить ее трудно»5.

Разобраться в дебрях нескончаемой общественной суеты крайне трудно. Ее можно уподобить сумбурному потоку всякого рода магнитных, электрических, радиоэлектронных волн и существующих ныне интернетовских помех и шумов. Перед нами образуется хаос различных полезных и вредных идей, бесконечных демагогий, фантазий, обещаний, компромата и прочих текущих несуразностей. Такая запутанная политико-информационная ноосфера теперь обволакивает всех и каждого на земле, крайне затрудняя распознавание добра и зла.

Количество тайн и невыясненных вопросов с каждым днем, вроде бы, уменьшается, а на деле возрастает. Эта особенность проявляется именно в нарастающей политизации общественной жизни. Но, с другой стороны, все более явным становится то, что не человек есть часть политики, а политика — это всего лишь часть жизнедеятельности человека, причем в большинстве случаев самая малая ее доля. Масса

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком