научная статья по теме ЧЕРНАЯ ВОДЯНАЯ ЗМЕЯ В ЕВРОПЕЙСКОЙ РОССИИ Науковедение

Текст научной статьи на тему «ЧЕРНАЯ ВОДЯНАЯ ЗМЕЯ В ЕВРОПЕЙСКОЙ РОССИИ»

ДРЕВНЕРУССКОЕ ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЭПОХУ СТАНОВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

Доктор исторических наук Наталья ЖИЛИНА, ведущий научный сотрудник Института археологии РАН

В X — начале XI в. Русь только начинала знакомиться с христианским монументальным искусством — архитектурой, мозаикой, иконами, фресками. В то время на ее территории доминировало искусство прикладное — во внешнем облике, орнаментации украшений, предметов вооружения, орудий труда отразились существенные для той эпохи процессы художественного развития. Небольшие по размеру, обиходные, не кажущиеся значительными изделия древних мастеров, тем не менее, характеризуют важнейший период в истории отечественного искусства — начало русской государственности.

Такие артефакты известны в основном по археологическим материалам, в искусствоведении они рассматриваются довольно общо — сведения о них выглядят скорее как введение к подлинному искусству, начинающемуся со строительства православных храмов, создания фресок и икон. При изучении художественных изделий периода Древней Руси многие отечественные исследователи, как правило, делают акцент на констатации их сходства с работами скандинавских, моравских и византийских мастеров. Но говоря о внешних влияниях, недоста-

точно их только отмечать, надо еще и увидеть их роль внутри славяно-русской культуры. Для формирования целостного представления об этом этапе нашего прикладного искусства более важно сосредоточиться на его внутренних закономерностях. Предпримем такую попытку.

СЛАВЯНСКАЯ ОСНОВА

В УГ—ГХ вв. в восточно-славянском обществе выделилась богатая знать, обладавшая более дорогими и красивыми вещами, чем рядовое население. Но несмо-

тря на неуклонное формирование искусства элитарного, прикладное в целом оставалось близким народному уровню. Крупные и тяжелые мужские и женские украшения из металла — шейные гривны, браслеты, височные кольца — были просты и естественны по формам, соответствовали пропорциям тела, вторили очертаниям головы, шеи и рук. Способы их изготовления и обработки — ковка, литье, простейшая насечка, штампование — не давали еще возможности для возникновения каких-либо отличительных особенностей художественного оформления. Поэтому можно сказать, что оно в эти века оставалось в основном «до» или «вне» стиля. Правда, в VII—УШ вв. начинают вырабатываться устойчивые приемы орнаментации металлической пластины с использованием тиснения: на подвесках появляются выпуклые полусферы разной величины, располагающиеся одиночно или складывающиеся в узоры. Это уже свидетельства зарождения стиля.

К VIII в. произошли изменения в славянском костюме: для основного платья перестали использовать драпированную конструкцию, т.е. составленную из полотнищ, поддерживаемых на теле с помощью крупных застежек — фибул. Вместе с литыми плечевыми застежками из художественного металла ушли в прошлое своеобразные варианты общеевропейских и евразийских стилей прикладного искусства, выработанные в славянской среде. Надо заметить, это были очень яркие и роскошные внешне, но не слишком дорогие украшения из бронзы или латуни с рельефным орнаментом.

Немногочисленные клады IX в. (всего их известно 16) найдены как на севере и в центре, так и на юге Восточно-Европейской равнины, т.е. практически на всей потенциальной территории формирования древнерусского государства. Однако судя по присутствующим в них вещам и монетам, они относятся в

основном к периоду, предшествовавшему официально принятой дате его образования — 882 г.

Обнаруженные при раскопках вещи личного убора характеризуют славянскую знать: военных князей-предводителей и богатых дружинников. Клады довольно богаты, но не включают золотых монет и украшений. Среди последних встречаются привозные, полученные от ближайших соседей — финно-угров и кочевников. Это предметы такого же элементарного достилевого художественного уровня, например, литые объемные серьги с подвесками — славянские женщины носили их вместе с собственными украшениями. Появились лучевые височные кольца — одни из первых восточно-славянских ювелирных изделий. По мнению большинства специалистов, в их формах отражены стилистически переработанные византийские серьги.

В конце IX в. и на протяжении X в. славянские мастера овладевают сложной техникой — филигранью*. Убор из украшений переходит от металлической, более простой стадии, к ювелирной: тонкие приемы декора позволяют создавать разнообразие орнаментации, формировать стили. В искусстве зерни орнаментация складывается из геометрических по форме элементов: ромбов, треугольников, полос. Возникают предпосылки для появления целой группы геометрических стилей.

ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО СЛАВЯН И СКАНДИНАВОВ В Х в.

К концу IX в. сформировалось государство Русь, объединившее северную и южную территории Вос-

* Филигрань (скань и зернь) — ювелирная техника, использующая напаянный на металлический фон или ажурный узор из тонкой золотой или серебряной проволоки и зерни, представляющей собой металлические мельчайшие шарики (прим. ред.).

Скандинавские филигранные подвески к ожерелью X в.: в завитковом стиле (вверху), в стиле Борре (в центре), в стиле перегородчатой зерни (внизу слева),

в стиле Еллинг (внизу справа). Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. (Из книги А.С. Гущина «Памятники художественного ремесла Древней РусиХ-Х!!! вв.». М.;Л., 1936)

Скандинавская кольцевидная фибула с Рюрикова Городища под Великим Новгородом, !Х-Х вв. (Из книги «Новгородская Русь. Рождение державы». СПб., 2012)

точной Европы. Археологический материал X в. — безусловно «государственного» столетия — свидетельствует об усложнении иерархии внутри общественной элиты.

С прежней социальной верхушкой, которую представляли потомки славянских князей, ассоциируются клады с традиционными тяжеловатыми литыми и коваными украшениями, отличающиеся от кладов более раннего периода (IX в.) использованием золота. Правда, таких комплексов довольно мало — их известно всего 4. Например, это клад, найденный в Киеве в 1913 г., в его состав входят литые и витые золотые браслеты. В Х в. меняется общий облик драгоценностей элиты. В большинстве кладов присутствуют украшения, выполненные в тонких ювелирных технологиях — зерни и тиснении. Их можно связывать с новым высшим социальным слоем — дружинниками, опорой центральной княжеской власти. Быт знатных воинов был тесно связан с торгово-реме-сленной средой: качественно выполненные оружие, предметы экипировки и украшения личного убора требовались знати не только для непосредственного осуществления ее общественной роли. Предметы роскоши обеспечивали княжеским дружинникам и членам их семей престижный, соответствующий высокому статусу внешний облик.

Но и эти клады, в целом ассоциируемые со служилой знатью, неоднородны и делятся на две группы. В шести из них, происходящих в основном из Среднего Поднепровья, скано-зерненые изделия ювелирного убора имеют славянский облик: подвески к ожерелью лунничной формы (с очертанием полумесяца), бусины, височные кольца и подвески в форме грозди к головному убору. В других шести наряду со

славянскими есть иноземные изделия — в основном скандинавские (Верхнее Поднепровье, а также Новгородская область) и отдельные византийские. Особенности двух выделенных групп кладов объясняются составом княжеской дружины, включавшей как этнических славян, так и варягов (правда, не следует исключать и интереса со стороны первых к эффектным иноземным украшениям).

Декоративное оформление местных и иноземных ювелирных изделий стилистически отличается. На вещах традиционно-славянского типа распространены геометрические орнаменты зерни. К Х в. существовал целый ряд разновидностей таких стилей: в объемно-геометрическом украшение формируется из спаянных между собой гранул и отрезков филиграни, а в плоскостных (линейно-геометрическом и геометрическом) создается тиснением корпуса изделия с последующей орнаментацией поверхности зернью в виде линий, ромбов и треугольников.

Для изделий скандинавской школы характерен за-витковый стиль филиграни с композициями в виде розеток, составляемых из завитков, хотя встречаются и более ранние растительно-древовидные мотивы. Очень выразителен стиль перегородчатой зерни, также известный в основном по искусству Северной Европы, хотя, впрочем, не исключено его распространение и в Византии. Филигранной проволокой мастер формировал контур изображения, а фон внутри него заполнял шариками зерни — это позволяло создавать интересные изобразительные композиции. В отображении животных сказывались элементы германских звериных стилей, основное развитие которых связано со скандинавской культурой. Популярными оказываются подвески к ожерелью с изобра-

Скандинавские скорлупообразные фибулы: стиль Борре, X в., Гнездово, Смоленская область (слева); стиль Еллинг, вторая половина X — начало XI в., Витебская область, Беларусь (справа). (Из книги «Путь из варяг в греки и из грек...». М., 1996)

жением распластанной птицы. Но в целом на Руси произведений в перегородчатом стиле зерни очень мало — к X в. он уже уходит в прошлое.

Среди женских украшений в кладах преобладают славянские: височные кольца, подвески гроздевидной формы к головному убору, лунничные и полусферические подвески к ожерелью, сферо-коничес-кие пуговицы. Массового перехода к скандинавскому убору не наблюдается. Русские женщины, относящиеся к элите общества, в костюме и уборе сохранили традиционно-славянский облик.

ВЛИЯНИЕ СКАНДИНАВСКИХ СТИЛЕЙ

Скандинавские стили искусства отразились главным образом в предметах поясного набора, вооружения, конского снаряжения, т.е. в облике знатных и состоятельных мужчин-дружинников. Об этом свидетельствуют погребения могильника Гнездово в Смоленской области (археологи изучают его с конца XIX в.), а также клад, найденный в 1969 г. на городище Супруты в Тульской области. Мощные кольцевидные фибулы с иглой, орнаментированные звериными изображениями, использовавшиеся преимущественно в мужской одежде, выполнены в зверином стиле Борре*. Он характеризуется скульптурным декором,

*Стиль Борре назван по бронзовой упряжи с позолотой, обнаруженной в ку

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком