научная статья по теме ЧЕРТЫ ВОЗВЫШЕННОЙ АНТИЧНОЙ КРАСОТЫ СТИЛИСТИКА АНТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЭЗИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХIX ВЕКА1 Языкознание

Текст научной статьи на тему «ЧЕРТЫ ВОЗВЫШЕННОЙ АНТИЧНОЙ КРАСОТЫ СТИЛИСТИКА АНТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЭЗИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХIX ВЕКА1»

«Черты возвышенной античной красоты»

Стилистика антологической поэзии второй половины XIX века1

© Л.К. ГРАУДИНА, доктор филологических наук

Славянизмы уже и в поэзии XVIII века, а в дальнейшем с каждым новым поколением поэтов все более стали восприниматься не как биб-леизмы, а совершенно в другой роли - как определенное универсальное средство создания стиля в новых содержательных контекстах. В русских антологических стихотворениях славянизмы благодаря своему высокому стилистическому обертону создавали особый колорит художественных образов античного мира.

Четвертая особенность поэтики антологистов связана с приемами и способами формирования образной системы стихотворных произведений. Поэты XIX века одушевляли и персонифицировали богов, богинь, всех других мифологических существ античности и подавали их как реальных, конкретно-чувственных героев художественных произведений. Такого рода переложения древних мифов и способов видения мира на новый лад обогащали палитру поэтов новыми тропами, фигурами, сравнениями, параллельными образами, так формировалась особая форма поэтического сознания, отделенная от обыденности и серой повседневности. В новой эстетической реальности ставились важные и вечные вопросы о жизни и смерти, любви и ненависти, о небесной благодати, земном счастье и красоте. Особенно популярны были малые стихотворные формы в антологическом роде с философскими названиями: «Справедливость», «Время», «Сон и смерть», «Настоящее», «Ум и мудрость», «Радость и красота» и т.п. В качестве иллюстрации можно привести некоторые стихотворения А.Н. Струговщикова (курсив здесь и далее наш. - Л.Г.):

1 См.: Русская речь. 2009. № 4.

Современный век

Век современный, торгующий, враг Пиерид вдохновенных,

Эрмию служит, увы, верой и правдой своей:

Гения, вкуса созданья, варвар, на вес покупает,

И прометеев огонь - глупой игрушкой зовет!

(В греч. мифологии Пиериды - Музы, Эрмий - покровитель купцов и торговли).

Во многих кратких афористических шедеврах антологического рода поэты придавали тропам и фигурам значение символа. В этом случае художественный образ был использован для того, чтобы ярче, хотя и условно, передать некую идею, сообщить читателю определенное широкое обобщение. Таковы, например, две параллельно выстроенные метафоры в двустишии Н. Струговщикова:

Две эпохи жизни

Смело, на всех парусах, юноша в море несется;

Тихо, на утлой ладье, к пристани тянет старик.

А вот другое отношение к возрастным поколениям, выраженное в двустишии М.Л. Михайлова с помощью великолепного хиазма:

Наше поколение

Ты непонятно мне, племя! Иль было и прежде, как ныне?

Молоды старцы теперь, юноши стары у нас!

М.Л. Михайлову особенно удавались антологические философские сентенции, остроумно представленные им в форме зеркальной фигуры:

Ключ

Хочешь себя изучить - посмотри на людей и дела их;

Хочешь людей изучить - в сердце к себе загляни!

Выразительные фигуры, пришедшие в русскую поэзию из античности, помогали поэтам на малом пространстве стихотворного текста в афористически отточенном стиле затрагивать большие темы, ставить глубокие и серьезные гражданские и философские вопросы.

Подытожим сказанное о характерологических чертах антологической поэзии. Почти в любом антологическом стихотворении более крупного формата, чем дистих, мы обнаруживаем все те особенности, о которых шла речь. Это: 1) античная тема, часто сопровождающаяся размышлениями автора о современном и насущном; 2) имитация античного ритма и размера; 3) использование языка, в котором оживляются слова и обо-

роты античного мира (прежде всего, имена собственные - мифологизмы и этнонимы), так же как и лексика повышенной экспрессии (стилистические славянизмы); 4) создание образов, которые в контексте стиха зачастую приобретали значение художественного символа.

Прочитаем антологическое стихотворение Д.С. Мережковского «Рим» именно с этой точки зрения:

Рим

Кто тебя создал, о Рим? Гений народной свободы!

Если бы смертный, навек выю под игом склонив, В сердце своем потушил вечный огонь Прометея,

Если бы в мире дух человеческий пал, -Здесь возопили бы древнего мира священные камни:

«Смертный, бессмертен твой дух; равен богам человек!»

По жанру это стихотворение относится к области философской медитативной лирики. Написано шестистопным дактилем с цезурой после третьей стопы, разделяющей стих на два равных полустишия (античный шестимерный гекзаметр). Возвышенная стилистика произведения создается за счет высокой лексики и фразеологии: выю под игом склонив; дух человеческий пал; возопили... священные камни. В семантическом центре стихотворения - Рим как «гений народной свободы» и «вечный огонь Прометея».

Многие критики и писатели, в частности В. Брюсов и М. Горький, отмечали тот факт, что легенды и классические мифы античного мира сами по себе построены по принципу символа, чем и были привлекательны для поэтов. М. Горький называл образы Прометея и Геракла гениальными символами.

При всей общности, целостности, четкой очерченности и жанровой определенности русской антологической поэзии, развивавшейся в послепушкинское время особенно бурно в 40-е годы, поэты-антологи-сты не были похожими друг на друга. Школа антологической поэзии существовала, и в то же время представители этой школы не были лишены творческой индивидуальности. Как писал Н.Ф. Щербина, «подражания древним» «будут всегда интересными и новыми, если на них увидят печать самобытной личности поэта, если они согреты будут его пафосом и огнем таланта» [1].

«Печатью самобытной личности» было отмечено в особенности антологическое творчество А.Н. Майкова, А.А. Фета, Л.А. Мея, Н.Ф. Щербины и др. Эта тема заслуживает особого внимания и специального исследования. Трудно удержаться, однако, чтобы не привести в качестве примера одно из лучших антологических стихотворений А.А. Фета -«Диана» (1847), в котором явственно ощутилась характерная для его поэзии «тоска по идеалу», «моление перед совершенством красоты», как писал о нем Ф.М. Достоевский. Это стихотворение вошло в фонд

русской антологической классики как одно из редких и совершенных сочинений.

Диана

Богини девственной округлые черты, Во всем величии блестящей наготы, Я видел меж дерев над ясными водами. С продолговатыми, бесцветными очами Высоко поднялось открытое чело, -Его недвижностью вниманье облегло, И дев молению в тяжелых муках чрева Внимала чуткая и каменная дева. Но ветер на заре между листов проник, -Качнулся на воде богини ясный лик; Я ждал, - она пойдет с колчаном и стрелами, Молочной белизной мелькая меж древами, Взирать на сонный Рим, на вечной славы град, На желтоводный Тибр, на группы колоннад, На стогны длинные... Но мрамор недвижимый Белел передо мной красой непостижимой.

Ф.М. Достоевский был покорен стихотворением: оно навеяло ему мысли о сути жизни поэта, вечных исканиях и творческих помыслах: «Мы знаем одно стихотворение, которое можно почесть. страстным зовом, молением перед совершенством прошедшей красоты и скрытой внутренней тоской по такому же совершенству, которого ищет душа, но должна еще долго искать и долго мучиться в муках рождения, чтобы отыскать его. Последние две строки этого стихотворения полны такой страстной жизненности, такой тоски, такого значения, что мы ничего не знаем более сильного, более жизненного во всей нашей русской поэзии. Это отжившее прежнее, воскресающее через две тысячи лет в душе поэта, воскресающее с такою силою, что он ждет и верит, в молении и энтузиазме, что богиня сейчас сойдет с пьедестала и пойдет перед ним.

Молочной белизной мелькая меж древами. Но богиня не воскресает, и ей не надо воскресать, ей не надо жить; она уже дошла до высочайшего момента жизни; она уже в вечности, для нее время остановилось; это высший момент жизни, после которого она прекращается, - настает олимпийское спокойствие. Бесконечно только одно будущее, вечно зовущее, вечно новое, и там тоже есть свой высший момент, которого нужно искать и вечно искать, и это вечное искание и называется жизнию, и сколько мучительной грусти скрывается в энтузиазме поэта! Какой бесконечный зов, какая тоска о настоящем в этом энтузиазме к прошедшему» [2].

Стихотворение «Диана» считалось «перлом антологической поэзии». «Это высочайший апофеоз не только ваяния, но и всего мифологического мира», отмечал критик В.П. Боткин.

В последние десятилетия XIX и в ХХ веке в антологическом роде писали Д.С. Мережковский, Д.П. Шестаков, И.Ф. Анненский, В.И. Иванов, В.Я. Брюсов, Ю.Н. Верховский, А.А. Блок, М.А. Волошин, О.Э. Мандельштам, К.К. Вагинов.

Эта новая эпоха отличалась тем, что уже не наблюдалось прежнего пышного «цветенья» антологического жанра. В творчестве поэтов Серебряного века в целом представления об античности не воспринимались как нечто органичное, свежее и новое. Появлялись пародии и эпиграммы на тему об «античной глупости».

Прав был В.Я. Брюсов, когда писал о неизбежности эволюции: «Все земное, как человек, родится, переживает юность зрелый возраст, старится, умирает. Так возникают и изживают себя государства, народы, нации; так создаются, крепнут, дряхлеют и исчезают различные явления в экономической и духовной жизни человечества. Та же аналогия верна и по отношению к литературным школам: все они являются на свет в силу исторических условий, отвечая определенным потребностям жизни, выражая собою определенный склад отношений в обществе, и все должны умереть своей смертью после того, как эти условия и отношения изменятся» [3].

Судьба антологического рода русской поэзии соответствовала неизбежному ходу всего процесса исторической эволюции, однако по-прежнему воспринимается как неотъемлемая часть истории русской лирики XIX века: «Художественные приемы, выработанные антологической поэзией, нанесли свой особый отпечаток на общий характер русской классической лирики. Соприкоснувшись с гармонией и пластикой древнегреческой антологической поэзии, русская лирика приобрела некоторые из качеств, составивших существенные особенности ее классического стиля» [4]. В этом и состоит значение всех тех высоких идей античного мира, отразившихся в отечес

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком