научная статья по теме ЧТО НОВОГО ПРИВНОСИТ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПАРАДИГМА В ОБРАЗОВАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ Языкознание

Текст научной статьи на тему «ЧТО НОВОГО ПРИВНОСИТ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПАРАДИГМА В ОБРАЗОВАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ»

ЧТО НОВОГО ПРИВНОСИТ

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПАРАДИГМА

В ОБРАЗОВАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Личностно-ориентированный подход к общему среднему образованию, начавший пробивать себе дорогу в последнее десятилетие XX века призван сменить действовавший в индустриальную эпоху учебно-дисциплинарный, авторитарно-информационный подход к образованию с установкой на «среднего ученика». Личностно-ориентированный подход представляет собой не что иное, как человеко / ребенко-ориентированный подход, нацеленный на личностное развитие каждого ученика, на его самоопределение и самореализацию. Именно смена ценностных ориентаций в постиндустриальном информационном обществе привела к тому, что в качестве самой большой ценности в соответствии с провозглашенными принципами гуманизации и демократизации общества стала признаваться свободная, развитая и образованная личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира.

Выпускник школы должен обладать нужными для этого знаниями, составляющими целостную картину мира, навыками и умениями осуществлять различные виды деятельности: учебную, трудовую, эстетическую, исследовательскую; обладать критическим мышлением и соответствующими ценностными ори-

Ключевые слова: личностно-ориенти-рованная парадигма, содержание образования, культуросообразность, компетент-ностный подход.

ентациями, а также опытом творческой деятельности. Он должен уметь пользоваться новыми информационными технологиями, быть готовым к межличностному и межкультурному сотрудничеству как внутри своей страны, так и на международном уровне, стремиться избегать и преодолевать конфликты, быть патриотом своей страны и гражданином мира.

Все это может быть достигнуто лишь при личностно-ориентированном подходе к образованию и воспитанию подрастающего поколения, когда учитываются потребности, возможности и склонности школьника и он сам выступает в качестве активного субъекта деятельности учения, ответственного наряду с учителем за результаты этой деятельности.

Все вышесказанное позволяет рассматривать личностно-ориентированный подход как исходный подход к современному образованию. Это дает основание говорить о личностно-ориентированной парадигме образования. Как отмечает И.А. Зимняя, «под парадигмой по определению социолога К. Бейли понимается ментальное окно (mental window), через которое исследователь рассматривает мир» [3, с. 35].

Личностно-ориентированная парадигма образования и воспитания позволяет гуманизировать весь учебно-воспитательный процесс.

Исследователи считают, что подходы к образованию и воспитанию и, в частности, концепции содержания образования связаны с трактовкой места и функций человека в мире и обществе. Так В.В. Краевский пишет: «Истоки противостояния и гуманизма с одной стороны, и авторитарных позиций - с другой, в конечном счете, восходят к разному пониманию этих функций: человек - цель или средство, общество для него или он для общества, для государства? Даже временная уступка, теоретическая или практическая в пользу концепции человека как средства, а не цели общественного развития, не абсолютной ценности, с неизбежностью уводит в сторону от гуманизма. Таков трагический урок, преподанный уходящим веком» [5, с.7 - 8].

На протяжении многих десятилетий в нашей стране образование и воспи-

тание были нацелены «на приобщение школьников к науке и производству», но не к полноценной самостоятельной жизни <...>. Фактически человек выступает здесь в ряду средств производства, как "производительная сила". С точки зрения мировоззренческой ориентации, такое понимание содержания образования и других педагогических реалий можно охарактеризовать как сциентистское*» [там же].

В.В. Краевский отмечает, что «Гуманизацию образования в самом общем плане можно охарактеризовать как построение отношений участников образовательного процесса на основе смены стиля педагогического общения - от авторитарного к демократическому. При этом главное - принцип уважения к личности воспитанника и учета в содержании образования его духовного потенциала путем приобщения к человеческой культуре, взятой в аспекте социального опыта. Сущностью образовательного процесса при этом становится целенаправленное превращение социального опыта в опыт личный, приобщающий человека ко всему богатству человеческой культуры» [5, с.6].

Как считает В.В. Сериков, «Центральным понятием концепции личностно-ориентированного образования является понятие личности <...>. Только уяснив, в чем состоит специфический опыт быть личностью, мы можем вести речь о педагогических условиях становления этого опыта» [6, с. 166].

В научной литературе даются разные определения этого понятия, например:

ЛИЧНОСТЬ, 1) человек как субъект отношений и сознательной деятельности. 2) Устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности. Понятие личности следует отличать от понятий «индивид» (единичный представитель человеческого рода) и «индивидуальность» (совокупность черт, отличающих данного индивида от всех др.). Личность определяется данной системой общественных отношений, культурой и

* Сциентистское (от англ. science - наука) - зд. знаниецентристское.

обусловлена также биологическими особенностями [ 1 ].

Личность - относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включенности в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других [ 7 ].

Можно, пожалуй, обобщить приведенные здесь определения, выделив, как представляется, наиболее значимое. Личность - это человек с точки зрения его социально значимых черт характера, поведения, способов деятельности, отношений в социуме и к самому себе.

В.В. Сериков полагает, что «феномен быть личностью представляет собой особую форму социального бытия человека, его ориентировки в социуме, своеобразную приспособительную реакцию на специфические условия жизнедеятельности человека» [6, с. 166].

Далее справедливо утверждается, что «Личностно-ориентированное образование - это не формирование личности с заданными свойствами, а создание условий для полноценного проявления и, соответственно, развития <. > воспитанников» [там же].

По сути дела речь идет о таких качествах личности, как самостоятельность, способность к саморазвитию, самонаблюдению и самооценке, к самоутверждению и самореализации.

В.В. Сериков приходит к выводу: «Есть только один способ реализовать личностный подход в обучении - сделать обучение сферой самоутверждения личности» [6, с. 181]

Таким образом, именно становление личности рассматривается В.В.Сериковым как цель личностно-ориенти-рованного образования.

Е.В. Бондаревская также рассматривает образование «как становление человека, обретение им себя, своего индивидуального человеческого образа. <. > Для выявления сущности личностно-ориентированного образования важно понять, на какой образ человека оно ориентировано» [2, с.118]. Опираясь на достижения современной антрополо-

гии, она обосновывает, что человек -это единство трех сущностей: природной, социальной, культурной, причем основным противоречием его развития на всех возрастных этапах признается противоречие между социальным и природным (биологическим) началами.

Е.В. Бондаревская рассматривает целый ряд философских концепций, предлагающих пути преодоления этого противоречия, и усматривает в них нечто общее. Все авторы едины, по существу, в главном - в утверждении, что «единственно возможным способом разрешения противоречий его развития является интеграция человека в культуру, в социально-культурное творчество, создание культурных ценностей» [там же, с.126 - 127]. Автор делает вывод, что целью личностно-ориентированного образования является человек культуры, которого Е.В. Бондаревская характеризует следующим образом*:

Человек культуры - свободная личность, обладающая высоким уровнем самосознания, чувством собственного достоинства, самоуважения, самостоятельности, самодисциплины, независимости суждений (сочетающихся с уважением к мнению других людей), способностью к ориентировке в мире духовных ценностей и в ситуациях окружающей жизни, умением принимать решения и нести ответственность за свои поступки, осуществлять свободный выбор своей жизнедеятельности, способов своего развития.

Человек культуры - гуманная личность, проявляющая желание и волю к самосовершенствованию, сочетающая любовь к людям и всему живому с милосердием, добротой, способная к сопереживанию, альтруизму, готовая оказывать помощь близким и дальним, понимающая ценность и неповторимость каждого человека, неприкосновенность человеческой жизни, стремящаяся к миру, согласию, добрососедству, умеющая проявлять терпимость и доброжелательность ко всем людям, независимо от их расы, национальности, вероисповедания, положения в обществе, личных свойств,

* Дается со значительными сокращениями.

т.е. личность, обладающая высокой нравственностью.

Человек культуры - духовная личность, обладающая предпосылками для развития творческой индивидуальности, в частности потребностями в познании и самопознании, рефлексии, стремлением к красоте, общению с родными, друзьями, природой, к творчеству, к автономии своего внутреннего мира, к поиску смысла жизни, счастья, идеала.

Человек культуры - личность творческая и адаптивная. Это личность вариативно мыслящая, постоянно сомневающаяся, не удовлетворяющаяся достигнутым, с развитым чувством нового, стремлением с созиданию. Творчество проявляется во всех сферах ее жизнедеятельности: в учении, труде, быту, организации досуга, общении и т.д.

Человек культуры - целостный человек. В нем представлены и природные особенности человека (здоровье, способность мыслить, чувствовать, действовать), его социальные свойства (быть гражданином, семьянином, тружеником, сотрудничать и общаться с другими людьми) и его свойства как субъекта культуры (культурная идентичность, свобода, гуманность, духовность, творчество).

Целостный человек культуры в современном представлении - это не набор свойс

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком