научная статья по теме ЧТО ТАКОЕ SYNERGEIA? СИНЕРГИЯ КАК УНИВЕРСАЛЬНАЯ ПАРАДИГМА: ВЕДУЩИЕ ПРЕДМЕТНЫЕ СФЕРЫ, ДИСКУРСИВНЫЕ СВЯЗИ, ЭВРИСТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ Философия

Текст научной статьи на тему «ЧТО ТАКОЕ SYNERGEIA? СИНЕРГИЯ КАК УНИВЕРСАЛЬНАЯ ПАРАДИГМА: ВЕДУЩИЕ ПРЕДМЕТНЫЕ СФЕРЫ, ДИСКУРСИВНЫЕ СВЯЗИ, ЭВРИСТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ»

ФИЛОСОФИЯ, КУЛЬТУРА, ОБЩЕСТВО

От редакции. В этом году исполнилось 70 лет известному российскому философу С.С. Хоружему. Всем нам хорошо знакомы его глубокие и интересные работы по истории русской философии и мистико-аскетической традиции православного исихазма. Опираясь на последнюю, Сергей Сергеевич разрабатывает проект синергийной антропологии, который по его мысли должен послужить новой концептуально-эпистемологической основой для всего комплекса гуманитарных наук. Кроме того, как человек разносторонних талантов, Хоружий - доктор физико-математических наук, переводил на русский язык произведения Джеймса Джойса, в том числе, его знаменитый роман "Улисс".

Сергей Сергеевич - постоянный автор нашего журнала. Редакция сердечно поздравляет юбиляра и желает ему дальнейших творческих успехов.

Что такое ЗУШКвЕМ? Синергия как универсальная парадигма: ведущие предметные сферы, дискурсивные связи, эвристические ресурсы1

С. С. ХОРУЖИЙ

Обозревается и анализируется все поле значений и приложений парадигмы синергии как в ее истории, так и в современном религиозном, философском, научном дискурсе. "Территория синергии" складывается из трех крупных областей: в богословии, антропологии и синергетике. Описываются виды синергии, отвечающие каждой из этих областей, и изучаются взаимоотношения этих видов. Показано, что из всех репрезентаций синергии наиболее важная роль сегодня принадлежит синергии в антропологии, где изначальное богословское понятие синергии принимает форму парадигмы "онтологического размыкания" человека. Эта парадигма "антропологического размыкания" делается ядром антропологии нового типа - радикально неклассической, не-эссенциалистской и бессубъектной.

© Хоружий С.С., 2011 г.

Проводится анализ отношения "теолого-антропологического мейнстрима" в предметном поле синергии к тому понятию синергии, которое соответствует синергетике. Указаны неустранимые эпистемологические различия, в силу которых синергетические механизмы способны играть лишь вспомогательную роль в конституции феноменов и процессов антропологической и гуманитарной сферы. Вместе с тем антропологическая и синергетическая области территории синергии имеют общую часть, где соответствующие репрезентации парадигмы синергии согласуются между собой. Достигается общий вывод, что вся территория синергии отвечает единой универсальной парадигме с разветвленной структурой и далеко еще не исчерпанным эвристическим ресурсом.

Systematic survey of all the field of meanings and applications of the paradigm of synergy, both in its history and modern religious, philosophical and scientific discourse, is presented. The "territory of synergy" formed by all its meanings includes three main domains, resp., in theology, anthropology and synergetics. Corresponding versions of synergy are described, and their mutual relations are elucidated. It is shown that of all versions, the most important role belongs to synergy in anthropology: the original theological notion of synergy can be translated to anthropology as a paradigm of man's "ontological unlocking". This paradigm of the "anthropological unlocking" becomes a core of anthropology of a new type, nonclassical, nonessentialist and subjectless.

Analyzing the relation of the "theological-anthropological mainstream" in the subject field of synergy to synergy as it is conceived in synergetics, we stress epistemological factors, due to which synergetic mechanisms can play only an auxiliary part in the constitution of phenomena and processes in the sphere of anthropology and the humanities. On the other hand, we find overlapping parts of the anthropological and synegetic domains and show that the corresponding representations of the paradigm of synergy are in mutual accordance there. The general conclusion is drawn that all the territory of synergy corresponds basically to one universal paradigm with ramified structure and great heuristic resource which is not yet exhausted by far.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: антропология, синергетика, богословие, онтология, персоно-логия, личность, идентичность, бессознательное, синергия

KEY WORDS: anthropology, synergetics, theology, ontology, personology, personality, identity, unconscious, synergy

"Было бы неразумным отбрасывать с порога идею о том, что мировые религии... еще несут в себе семантический потенциал, способный к высвобождению энергии развития всего общества".

Юрген Хабермас2

0. Картография территории

В сознании научного сообщества наших дней понятие синергии прежде всего ассоциируется с синергетикой. В согласии с этим и программа нашего симпозиума: львиная доля докладов, что нам предстоит выслушать, посвящена синергетике в многочисленных ее ветвях и аспектах. В такой ситуации естественно ожидать, что информацию о том, что такое синергия, следует искать, в первую очередь, в синергетике. Но здесь нас встречает первый парадокс проблемы синергии: задав вопрос: Что такое синергия? - в синергетике мы не найдем на него ответа. Понятие синергии в синергетике не определяется и не используется. Как отлично известно, связь синергия - синергетика никоим образом не случайна: как разъяснял многократно Герман Хакен, эта связь была изначально заложена им в идею и название основанной им новой дисциплины. Но в то же время Хакен указывает, что греческое слово ouvepyeia служило ему лишь в своем буквальном, этимологическом смысле: как источник интуитивных идей о "кооперации", коллективных явлениях, координированных действиях и взаимодействиях... - так чтобы новая дисциплина могла бы

мыслиться как "наука о кооперации". Слово помогло найти имя для синергетики - и затем более не требовалось, новая наука не вводила его в число своих терминов и концептов. Но с другой стороны, однако, оставался тот факт, что явления и процессы, изучаемые в синергетике, имеют свойства, характеризуемые синергией, даже если это слово понимается лишь интуитивно, не превращаясь в понятие. Иными словами, синергия, несомненно, присутствует-таки в синергетике, однако это присутствие имплицитно. И отсюда возникает проблема: выявить отчетливо это присутствие или, иначе говоря, реконструировать концепт или же парадигму синергии, неявно заключенную в синергетике.

Наряду с этим, у синергии имелась и совершенно другая жизнь, вполне явная и открытая, начавшаяся за много веков до появления синергетики и длящаяся, с некоторыми перерывами, до наших дней. Эта другая жизнь протекала и в другой сфере, не столь известной и популярной как синергетика: в сфере Восточно-христианской мысли. Здесь ее история была богатой и роль ее весьма значительной: синергия - одно из ключевых понятий Восточно-христианской духовности и мировидения. Это понятие рождается в греческой патристике и раннехристианской аскетике и обладает особою природой, в которой соединяются богословское и практическое, то есть опытное и антропологическое, измерения. В поздневизантийской культуре оно делается одним из краеугольных камней углубленного богословского и философского учения, базирующегося на аскетическом опыте и на дискурсе энергии, вместо эссенциализированного Аристотелева дискурса западной мысли. После крушения Византии это учение оказалось почти забытым, но, начиная с ХУШ-Х1Х вв. оно постепенно возрождалось; с середины же XX в. оно тщательно реконструировалось на современной богословско-философской основе, а затем получило дальнейшее развитие.

Параллельно, в последние десятилетия понятие синергии анализировалось пристально в своем антропологическом содержании; и было выяснено, что в данном аспекте оно заключает в себе определенную парадигму конституции человека. Этот вывод послужил началом новой антропологической концепции, названной синергийной антропологией. Отправляясь от аутентичной византийской концепции синергии, трактуемой как антропологическая парадигма, синергийная антропология совершает ряд последовательных обобщений этой парадигмы, расширяя ее до некоторой универсальной парадигмы конституции человека - "парадигмы антропологического размыкания". В свою очередь, эта парадигма делается производящим ядром неклассической антропологии нового типа, в перспективе продвигающейся к тому, чтобы стать интегрирующим дискурсом или основою эпистемы для всего комплекса гуманитарного знания.

Итак, подобно Галлии в книге Юлия Цезаря, территория синергии оказывается состоящей из трех крупных частей. Первая из них - синергия в изначальном смысле, древняя парадигма православного богословия и исихастской практики. Вторая часть - обобщение этой парадигмы в синергийной антропологии, прямое, но далеко идущее: парадигма антропологического размыкания. Часть же третья и последняя - гипотетическая синергия, заключенная имплицитно в синергетике. Это - наиболее необследованная территория, и ее отношение к двум другим частям является открытой проблемой. В дальнейшем мы бегло опишем все три ареала синергии, а также и рассмотрим указанную проблему, выявляя концептуальные связи между всеми ареалами. Суммарный вывод будет таков: существует единая универсальная парадигма синергии, обладающая значительной эвристической мощностью и способная стать одним из основных элементов возникающей сейчас постсе-кулярной и неклассической формации знания.

1. Ареал богословия

Начать мы должны, бесспорно, с греческого слова, общего истока всех версий синергии. Синкретический разум поздней античности действовал по преимуществу в модусе слияния и синтеза, собрав для этого модуса огромный запас слов, начинающихся большею частью с префикса syn-: synousia, synesis, synaisthesis, syneinai, etc. etc. Synergia

(соработничество, согласованное действие) - типичный элемент этого запаса, не из самых распространенных; философские и мистические учения, изобиловавшие в ту эпоху, почти не использовали его, и концептуализация его начинается лишь в христианском дискурсе. Термин изначально прилагался к отношениям Бога и человека, и надо отметить, что его концептуализация (как указывает, в частности, "Словарь греческой патристики" Лампе) включала два разных значения: кроме вышеназванного, также помощь, содействие. Разли

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком