научная статья по теме ЧУВАШИ В МЕЖЭТНИЧЕСКОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ В ЗАКАМЬЕ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ЧУВАШИ В МЕЖЭТНИЧЕСКОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ В ЗАКАМЬЕ»

ЭО, 2010 г., № 6 © Е.А. Ягафова

ЧУВАШИ В МЕЖЭТНИЧЕСКОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ В ЗАКАМЬЕ*

Ключевые слова: чуваши, межэтническое взаимодействие, адаптация, ассимиляция, аккультурация, интеграция, изоляция, этнокультурная ситуация, межэтнические браки, межкультурная компетентность

В статье рассмотрены этнически смешанные селения, в которых одной из контактных групп являются чуваши. Автором сделан акцент на выявлении характерных для них моделей межэтнического взаимодействия, отражающих степень влияния различных факторов на развитие ситуации, механизмы взаимной адаптации этнических групп, приоритетные параметры их культуры и т.д. В статье показано преобладание в настоящее время модели интеграции с признаками ассимиляции чувашей численно или культурно доминирующей соседней этнической группой, хотя исторически в ряде селений развивались иные модели взаимодействия: взаимной изоляции, диалога и аккультурации.

Проблема межэтнического взаимодействия, формирования контактных зон и межкультурного пограничья - одно из традиционных исследовательских направлений в отечественной этнологии. Существенный вклад в разработку теоретических вопросов внесли С.А. Арутюнов (1989), Ю.В. Бромлей (1979, 1983), В.С. Агеев (1990), а в изучение конкретных проявлений межкультурного взаимодействия в Волго-Уральском регионе - К.И. Козлова (1976), В.В. Пименов (1979), Т.С. Гузенкова (1983), Р.Г. Кузеев (1992), А.Д. Коростелев (2005) и др. Следует особо отметить интерес российских этнологов к этой теме в рамках VI-VIII конгрессов этнографов и антропологов (VI конгресс, VII конгресс, VIII конгресс), а также в ходе реализации проектов по изучению этнически смешанных селений в Урало-Поволжском регионе1. Исследователями рассматривались факторы, тенденции и результаты межэтнического взаимодействия, изучались вопросы развития языковых, религиозных и социокультурных процессов, предлагались различные способы типологизации взаимодействия культур и народов. Примечательно, что наряду с глобальными вопросами данной темы изучались особенности взаимодействия на микроуровне (семьи, сельского поселения и округи). Оптимальным "полем" для данного исследовательского ракурса являются этнически смешанные селения Урало-Поволжья, региона с высокой степенью дисперсности в расселении народов.

Актуальная проблема исследования таких селений - выявление характерных для них моделей межэтнического взаимодействия, отражающих степень влияния различных факторов на развитие ситуации, механизмы взаимной адаптации этнических групп, приоритетные параметры их культуры и т.д.. В целом речь идет о соотнесении этих моделей с некими "идеальными" типами взаимодействия социальных групп и культурных систем, такими как активный обмен (диалог), аккультурация, адаптация, интеграция, ассимиляция, взаимоизоляция и др. (Арутюнов 1989: 155-157; Кузеев, Ба-бенко 1992: 30; Лебедев: 21-37). Безусловно, предложенный выше перечень не исчер-

Екатерина Андреевна Ягафова - доктор исторических наук, профессор, заведующая кафедрой истории и теории мировой культуры Поволжской государственной социально-гуманитарной академии (Самара); e-mail: yagafova@yandex.ru

* Статья подготовлена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проекты № 06-01-00204а и № 08-01-00284а).

пывает возможных способов типологии этнических процессов, но отражает наиболее значимые направления их развития в полиэтничной среде2.

В данной статье представлена этнокультурная ситуация в ряде смешанных селений Закамья, в которых одну из контактирующих этнических групп составляют чуваши. В основу исследования легли полевые материалы автора, собранные в 2008 г. в этнически смешанных селениях на западе Республики Башкортостан (РБ), в закам-ских районах Республики Татарстан (РТ) и северных районах Самарской обл. В маршрут экспедиции были включены чувашско-русские селения Бугабашево Бакалинско-го р-на РБ и с. Русская Васильевка Кошкинского Самарской обл., чувашско-кряшен-ское с. Верхняя Кондрата Чистопольского р-на РТ, чувашско-татарское с. Салдакаево Нурлатского р-на РТ, мордовско-чувашское с. Тимяшево Шенталинского р-на и русско-мордовско-чувашское с. Старое Эштебенькино Челно-Вершинского р-на Самарской обл. Таким образом, география "этнографического поля" охватила шесть селений в трех крупных регионах, относящихся к культурно-географической зоне Закамья. При подборе селений были учтены типичные для данной зоны варианты межкультурного взаимодействия.

По исходным параметрам (численность, этническая и конфессиональная принадлежность и число контактирующих групп) большинство селений относится к моноконфессиональным бикультурным сообществам православных чувашей и мордвы/ русских/кряшен. Исключение составляют села Салдакаево и Старое Эштебенькино, в первом из которых проживают православные чуваши и "язычники" с татарами-мусульманами, во втором - чуваши с мордвой и русскими. Наиболее часто встречающийся этнический партнер чувашей - русские, проживающие в трех из шести изученных селений.

Современная этнокультурная ситуация в обозначенных селениях обусловлена влиянием целого ряда факторов: исторического, лингво-культурного, конфессионального, территориального, демографического, социально-экономического, внешнего окружения. Сочетание этих факторов специфично для каждого селения или их групп и формирует в конечном итоге ту или иную модель межкультурного взаимодействия.

Модель аккультурации, имеющая выраженные тенденции к ассимиляции чувашей соседями, может быть рассмотрена на примере чувашско-русского сел.

Бугабашево. Предпосылки для указанного выше вектора этнических процессов были заложены с момента основания чувашами Бугабашево в середине XIX в. (1865 г.), т.е. на столетие позже большинства чувашских селений в Башкирии, что послужило причиной для взаимного неприятия и даже столкновений местных чувашей с так называемыми башкирскими чувашами (пушкарт чавашсем) - потомками переселенцев XVIII в. Да и с более поздними мигрантами начала XIX в. (совр. Бакалинского и Ша-ранского районов) контакты были нечастыми.

Существенным фактором внутриэтнического противопоставления и обособления явилась религия, в первую очередь в отношениях с некрещеными чувашами д. Юль-тимировка того же района. Но и в сравнении с православными чувашами других окружающих селений бугабашевцы демонстрировали большую степень религиозности. Ярким проявлением этого было открытие в 1901 г. женского православного монастыря (уникальный случай в чувашской деревне!), поводом к которому стало обретение местным жителем Титом Табаковым чудотворной иконы на камне, названной впоследствии иконой Смоленской Божьей Матери Бугабашской (Наша святыня). Чудеса, происходившие с ней и ее обладателем, о которых и сегодня рассказывают в селении, свидетельствуют о глубине веры его жителей. Несмотря на религиозные гонения в советское время, монахини и жители селения сохранили почтительное отношение к иконе и уберегли ее саму. 10 августа 2008 г. был освящен уже восстановленный монастырь, с которым бугабашевцы связывают надежды на увеличение благосостояния деревни. Показательно, что приоритетное место в праздничной культуре местного

населения занимают именно дни православного календаря: Рождество, Крещение, Пасха, Петров день, Ильин день, Николы летний и зимний и др.

Позиции православия в селении значительно усилились с появлением в конце XIX - начале XX в. русских переселенцев, в их числе и староверов. К началу XX столетия они составляли уже треть населения (33%) Бугабашево (Наиболее важные: 168). Однако на протяжении XX в. численно преобладали чуваши (БАССР 1: 58; БАССР 2: 52; БАССР 3: 72; ВПН: 55); такая же ситуация сохраняется и в настоящее время -50,8% населения составляют чуваши и 38,5% - русские; остальные 10,7% распределены между татарами (3,5%) и представителями других национальностей (башкирами, марийцами) (ПМА 1). Появление других малых этнических групп в Бугабаше-ве следует, вероятно, расценивать как знак толерантного отношения к иноэтничным сообществам со стороны так называемых коренных жителей, русских и чувашей, постепенно интегрировавшихся на основе православной религии и русского, в качестве языка межэтнического общения, в единый социум. Вот как характеризует этот процесс, к примеру, местная жительница, чувашка Е.Т. Васильева, 1927 г.р.: "Мы учились по-русски, друзья и подруги тоже были русские. Русские жили среди чувашей... С русскими в молодости вместе были. По-русски разговаривали. И русские по-чувашски разговаривали... Русские не обижали, вместе работали" (ПМА 1: Васильева). Не менее важную роль в формировании и развитии православного окружения сыграли кряшены, проживающие в соседних селениях.

Интеграционные процессы обусловили частые межэтнические брачные контакты с середины XX в. В настоящее время смешанными являются 46,1% браков, подавляющее большинство из которых (15 из 18) составляют пары с участием чувашей; наиболее часто брачными партнерами чувашей оказываются русские - в 13 случаях из 183. Именно межэтнические браки наряду с другими факторами (религия, язык) усилили ассимиляционные тенденции в селении в последней трети XX в. Вместе с тем важнейшим показателем собственно ассимиляции и одновременно фактором ее развития стал язык, а именно переход с чувашского на русский язык общения не только в смешанных, но и в моноэтничных семьях, на долю которых приходится почти половина (48%) всех чувашских брачных пар. Причина этого - незнание родителями родного языка. На уровне разговорного чувашский язык бытует среди старшего поколения (1930-1940-е годы рождения), на уровне понимания - в поколении их "детей" (1950-1970-е годы рождения), в то время как у "внуков" (с 1980-х годов рождения) знания языка отсутствуют полностью. Обучение детей чувашскому языку в начальной школе родители считают нежелательным, так как он, по их мнению, мешает усвоению других предметов. Не зная родного языка, молодые бугабашевцы самостоятельно, без влияния родителей и к их удивлению, овладевают татарским языком, распространенным в соседних селениях.

Аккультурация чувашей была подготовлена длительным про

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком