научная статья по теме ДАНИИЛ ЗАТОЧНИК ОБ ОБРАЗЕ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «ДАНИИЛ ЗАТОЧНИК ОБ ОБРАЗЕ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ»

УДК 340 ББК 67

ДАНИИЛ ЗАТОЧНИК ОБ ОБРАЗЕ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ

Ольга Олеговна СЕМЕНЮК, аспирант Университета Российской академии образования, преподаватель Московского финансово-юридического университета (МФЮА) E-mail: semenyuk-88@yandex.ru

Научная специальность: 12.00.01 — теория и история права и государства;

история учений о праве и государстве

Аннотация. В статье рассказывается о загадочном памятнике «Слово — Моление» Даниила Заточника. Произведения, приписываемые Даниилу, получили широкую известность и популярность. Наибольшее внимание уделено желаемой форме правления. Возвышая значение единой, сильной верховной власти, Даниил традиционно полагает, что управлять страной князь обязан совместно с Советом, который он впервые называет Думой.

Ключевые слова: «Моление», «Слово», Дума, князь, сильная княжеская власть, дворянство, ограниченная монархия, боярское самоуправство, войско.

Annotation. This article is about mysterious monument «Word — Praying» of Daniil Zatochnik. The creations of Daniil got a huge popularity and fame. The big attention was made for a desired form of government. Raising the value of a single strong supreme power, Daniil traditionally believes that its necessary for a prince to control the country with a Soviet, which he calls «Duma».

Key words: «Praying», «Word», Duma, prince, strong power of the prince, nobility, limited monarchy, lordly arbitrariness, army.

Научный руководитель и рецензент — Н.М. Золотухина, доктор юридических наук, профессор

Традиции русской политической мысли домонгольского периода нашли свое отражение в произведении, появившемся в период феодальной раздробленности, которое приписывается Даниилу Заточнику или Данилу Заточенному. По-видимому, это было в конце XII или в начале XIII в., когда центры русской политической жизни переместились из Южной Руси в Северо-Восточную.

Слух о завоевательных походах монгольского государства уже распространился по русским землям, и страх перед этим событием выражен Даниилом в заключительных словах «Моления»: «Не дай же, Господи, в полон земли нашей языком, не знающим Бога, да не рекут иноплеменницы: где есть Бог их...».

Все рукописи, атрибутируемые Даниилу Заточнику, в его историографии принято разделять на две редакции. Одну из них, обычно называемую «Словом» Даниила Заточника, исследовате-

ли относят к XII в., а другую — «Моление», адресованную Ярославу Всеволодовичу, — к XIII в.1.

Однако вопрос о хронологическом происхождении редакций не разрешен и по настоящее время.

Центральной политической фигурой памятника служит образ идеального великого князя. Он привлекателен внешне («глас сладок», а «образ красен»)2, он милостив (рука его всегда «сог-бена на подаяние убогим»)3, его управление крепко и справедливо («дуб крепок множеством ко-рения, тако и град наш твоею державою»)4.

Князь не жесток, он украшен милостью («весна украшает землю цветами, а ты нас, княже, украшаешь милостью своею»); он не дает своих людей в обиду и защищает их «страхом грозы своей, аки оградом твердым»5. Всем, кто неправедно «от богатых потопляем», князь оказывает «заступничество теплое». Термин «гроза» также употребляется Даниилом в традиционном клю-

ЗАКОН И ПРАВО • 09-2015

че. Он означает надежность и дееспособность верховной власти, способной защитить своих подданных «яко оградом твердым» от всех, кто «беззаконовает» и обижает маленьких и беззащитных, а во внешней сфере «гроза» связана с силой князя, способного «отгрозить» врагам родной земли.

Для выполнения этой функции князь должен иметь надежное и боеспособное войско. Хвалиться князю следует не золотом и серебром, а большим и хорошим войском, возглавляемым мудрыми полководцами.

Войску следует быть многочисленным и предводительствуемым мудрым полководцем, а самому князю — хорошим воином. Поражения часто бывают от «безнарядия» (беспорядков) и от глупых полководцев.

«Как зверь велик, а главы не имеет», так и многие полки без доброго князя, ибо «у мудрых полки крепки, и грады тверды, а храбрых полки сильны, а безумны: и на тех, бывает победа».

Войско князю необходимо иметь не для захвата чужих земель, а только для защиты своей страны, ибо «многие ополчаются на большие грады и со своих меньших сседают». Завоевательная политика опасна и непредсказуема.

Князь обязан заботиться о процветании своей страны и обеспечить ей хорошее управление. Он подобен кормчему корабля, который должен указывать ему путь. «Земля дает плод и овощ, а ты нам богатство и славу» и избавление от нищеты.

Следует князю позаботиться и о народонаселении, причем не только сохраняя численность своего народа, но приглашая людей и из других стран. Если в государстве будет порядок и не будет беззакония, то люди придут к нам из других стран, надеясь на милость князя и хорошее управление.

Наибольшее внимание уделено Даниилом описанию желаемой формы правления.

Возвышая значение единой, сильной верховной власти, он, тем не менее, традиционно полагает, что управлять страной князь обязан совместно с Советом, который он впервые называет Думой.

Роль Думы и думцев велика, поэтому надо уметь подбирать думцев, так как именно они представляют честное имя князя как у себя на родине, так и «по многим странам».

С умными боярами князь перед многими людьми будет честен и во многих странах прославится, а «с лихой Думой думу думая» может и своей власти лишиться. Советников следует

подбирать не по богатству, а по уму. «Вот я, — представляет себя Даниил, — одеянием скуден, но разумом обилен; юн возраст имею, но стар смысл во мне. И летаю мыслью своею как орел по воздуху».

Нищий человек тоже может быть по мудрости своей подобен золотому сосуду, а богатый да не умный («не смысленый») подобен наволочке, набитой соломой, да еще и в грязь втоптанной6. Очи мудрого в голове, а безумного — во тьме. Мудрый муж умным друг, а глупцам недруг. Сердце мудрого там, где печаль, а безумного — в доме пира. Если мудрого куда пошлешь, мало ему указывай, а глупого — сам в след не ленись пойти. Лучше слышать упреки мудрых, нежели похвалы глупцов. Обвини мудрого и он умнее станет, а дурака хоть кнутом бей от этого он не поумнеет7.

Главная мысль Даниила в рассуждениях о подборе думцев заключается в том, что князю следует остерегаться дураков, ибо от них можно ожидать только неприятностей.

«Прилепляйся к мудрым, — советует Даниил князю, — и сам мудр будешь. Мужа лукава избегай и совета его не слушай».

Необходимость Думы в качестве советного органа при князе Даниил не подвергает сомнению; главная задача состоит в том, чтобы осмотрительно подобрать советников и решать все дела с умными людьми, тогда в стране установится порядок и укрепятся «грады и полки».

«От думцев многое зависит, — предупреждает он князя. — Не море топит корабли, но ветер... тако же и князь не сам впадает в вещь, но думцы вводят»8.

Сам Даниил хочет служить у князя, даже если и не будет для него материальной выгоды. «Лучше мне ноги свои видеть в лаптях в твоем дворе, нежели в червленых сапогах ходить на боярском дворе, лучше мне в дерюге служить тебе, нежели в багрянице на боярском дворе. лучше мне воробей испечен принимать от твоей руки, нежели баранье плечо от господарей злых»9.

Он представляет князя единым главой всего государства, подобно тому, как «орел — птица царь надо всеми птицами, а осетр над рыбами, а лев над зверьми, а ты, княже, над переяславца-ми... тело крепится жилами, а мы, княже, твоею державою»10.

Однако это совсем не означает, что Даниил желал бы видеть «во главе государства неограниченного господина»11 или «ничем не ограниченной власти князя»12.

ЗАКОН И ПРАВО • 09-2015

Традиционное настояние Даниила на необходимости наличия советного органа при князе, скорее, свидетельствует о некотором предвидении модели ограниченной монархии, когда в Думе будут заседать не только родовитые бояре, но и представители других сословий (в частности дворян), подобранных по уму и способностям, а не по родовитости.

Вряд ли следует согласиться и с тем, что Даниил выступал против боярства как сословия вообще. «Бояре как неотъемлемая часть феодального государства, как советники князя не только не отрицаются, но и сравниваются с яркой вышивкой, украшающей ткань»13. Он отводил вельможам почетное, но подчиненное место, ставя во главе государства князя и усматривая в его власти основу порядка в государстве.

Даниил критикует не только боярское самоуправство, которое, по его мнению, представляет опасность для страны, но и порочность духовенства. Такое смелое обличение корыстолюбивого и порочного монашества — «ласкосердых псов», причем не только простых монахов, но и сановных святителей — чернецов, впервые появляется в отечественной публицистической литературе.

«Многие, принимая иноческий постриг, — утверждает он, — лгут Богу, так как в монашеском чине возвращаются в мир «аки пес на свои блевотины», обижают села и дома простых людей. Где пир, тут черницы и беззаконие: ангельский на себе имея образ, а блудный нрав, святительский на себе имея сан, а обычаем похабен»14.

Кем бы не был этот загадочный автор, совершенно ясно, что он желает видеть свою страну сильной, хорошо защищенной, возглавляемой и управляемой мудрым князем, опирающимся в решении всех государственных дел на Думу, состоящую из разносословных и разновозрастных членов, отличающихся умом и хорошей подготовкой для реализации такого служения.

Поддержка Даниилом сильной великокняжеской власти соответствовала тенденциям времени и предполагала определенное ограничение крупноземельной феодальной аристократии и объединение всех русских земель под единой властью великого князя.

И действительно, Даниилу удалось нарисовать широкое социальное полотно, на фоне которого он разрешал наиболее острые политические проблемы эпохи «с ярко выраженным национально-историческим своеобразием»15.

В его произведении получил отражение уровень социально-политической культуры периода русского средневековья накануне татаро-монгольского нашествия.

Никто до Даниила не возлагал на государство личных надежд в такой публичной форме. Он обратился к князю как к главе госуда

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком