научная статья по теме ДАНН М. ХРИСТИАНИЗАЦИЯ АНГЛОСАКСОВ, 597-700 ГГ. ДИСКУРСЫ О ЖИЗНИ, СМЕРТИ И ЗАГРОБНОЙ ЖИЗНИ. ЛОНДОН: КОНТИНУУМ, 2010. 280 С История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ДАНН М. ХРИСТИАНИЗАЦИЯ АНГЛОСАКСОВ, 597-700 ГГ. ДИСКУРСЫ О ЖИЗНИ, СМЕРТИ И ЗАГРОБНОЙ ЖИЗНИ. ЛОНДОН: КОНТИНУУМ, 2010. 280 С»

лена отечественная литература на русском языке; к примеру, сослаться на 1-й том «Истории Италии» и работы М.Л. Абрамсон было бы уместно в разделе о Южной Италии, как, впрочем, и в разделах о Флоренции, Папском государстве и Венеции.

Однако все указанные недостатки не влияют на общее благоприятное впечатление от рецензируемого труда и могли бы быть легко исправлены при переиздании, которое крайне желательно, учитывая, что этот труд будет широко привлекаться при подготовке и чтении общих и специальных курсов по политической проблематике истории Средних веков.

О.Ф. Кудрявцев

Dunn M. THE CHRISTIANIZATION

OF THE ANGLO-SAXONS, c. 597 - c. 700.

DISCOURSES OF LIFE, DEATH AND AFTERLIFE.

London: Continuum, 2010. 280 p.

Данн М. ХРИСТИАНИЗАЦИЯ АНГЛОСАКСОВ, 597-700 гг.

ДИСКУРСЫ О ЖИЗНИ,

СМЕРТИ И ЗАГРОБНОЙ ЖИЗНИ.

Лондон: Континуум, 2010. 280 с.

В рекламной аннотации на обложке новой книги старшего преподавателя Эдинбургского университета Мэрилин Данн1 ее издатель заявляет, что она является «первым исследованием темы, сочетающим исторический подход с выводами, предоставленными этнографией и антропологией». Как это часто бывает с подобными аннотациями, данное утверждение представляется некоторым преувеличением. Почти все появляющиеся сегодня англоязычные исследования по истории раннего Средневековья, не говоря уже о работах, посвященных религиозно-церковной истории этого периода, написаны, в большей или меньшей степени, под сильным влиянием антропологических и этнографических штудий, а воздействие последних на археологию раннего Средневековья еще более велико2. Это не означает, конечно, что новое рассмотрение истории обращения англосаксов к христианству, содержащееся в рецензируемой книге, не имеет права на существование. Наоборот, сразу же следует совершенно определенно

1 Последняя крупная публикация М. Данн датирована 2003 г. См.: Dunn M. The Emergence of Monasticism: From the Desert Fathers to the Early Middle Ages. Oxford, 2003.

2 См.: The Oxford Handbook of Anglo-Saxon Archaeology / Ed. H. Hamerow, D.A. Hinton, S. Crawford. Oxford, 2011.

подчеркнуть, что М. Данн создала вполне новаторское произведение, в котором отмеченный выше этно-антропологический подход прекрасно сочетается с искусным использованием обширного корпуса письменных и археологических источников, а также новейшей исследовательской литературы предмета. Одновременно эту книгу отличает глубокое авторское убеждение в том, что в основе приобщения англосаксов к новой вере лежало резкое изменение отношения раннесред-невекового социума к смерти, связанное с влиянием так называемой «пандемии Юстиниана»3, волны которой прокатились по всей Европе в VI-VII вв.

Важнейшие методологические проблемы избранной темы детально рассматриваются во введении, носящем подзаголовок «Теоретические подходы к проблеме христианизации англосаксов». Основным исследовательским инструментарием автора здесь становится ныне весьма популярная в западном гуманитарном знании когнитивная антропология, которая понимается М. Данн как взаимовлияние между этнографией и когнитологией с целью изучения тех всеобщих ментальных структур, которые скрепляют общество воедино. Ссылаясь на работы Паскаля Бойера и Харви Уайтхауза4, автор вслед за ними проводит различие между «доктринальными» религиями, к которым относится христианство, и традиционной «образной» формой религиозности, основанной на спорадических коллективных ритуалах. При этом автор настаивает на том, что при использовании антропологических наблюдений для исследования обществ раннего Средневековья предпочтительней обращаться отнюдь не к тем народам, которые могут предоставить самые близкие параллели изучаемому социуму, а напротив, к тем, которые в наибольшей степени отстоят от него хронологически и этнографически. Не приходится удивляться поэтому, что М. Данн значительно чаще обращается к сравнению религиозных представлений англосаксов VI-VII вв. с современными верованиями полинезийцев острова Тикопия, нежели к сопоставлениям с исторически и культурологически более близкими им кельтам севера Британии и Ирландии. Именно с этих точек зрения она предполагает рассмотреть зачастую расплывчатые свидетельства раннесредневековых источников о христианизации англосаксов.

В первой главе - «Дискурсы о смерти: народные верования, христианское учение и эпидемия» - автор детально останавливается как на

3 Plague and the End of Antiquity: The Pandemic of 541-750 / Ed. L.E. Little. Cambridge, 2006; Rosen W. Justinian's Flea: Plague, Empire, and the Birth of Europe. N.Y., 2007.

4 Boyer P. Religion Explained. The Human Instincts that Fashion Gods, Spirits and Ancestors. L., 2002; Whitehouse R. Arguments and Icons: Divergent Modes of Religiosity. Oxford, 2000; Idem. Modes of Religiosity: A Cognitive Theory of Religious Transmission. Walnut Creek, 2004; Religion, Anthropology and Cognitive Science / Ed. H. Whitehouse, J. Laidlaw. Durham, 2007.

представлениях о душе, так и на отношении к мертвым в раннесредне-вековом европейском обществе. Изучение этих сюжетов приводит ее к выводу о том, что между подходами к их трактовке между христианством и нехристианскими религиями эпохи Поздней империи и раннего Средневековья существовали фундаментальные различия. Христианская концепция души противопоставляется языческим представлениям о ее двойственности и языческому же пониманию смерти, как некоего переходного периода, в течение которого нужно тщательно отправлять необходимые ритуалы, с помощью коих та душа, которая пребывает с телом покойного, могла бы освободиться, не причинив при этом вреда живущим. Последовательно и убедительно М. Данн прослеживает, каким образом «отцы церкви», включая блаж. Августина, пришли к разработке идей чистилища и молитв по усопшим, резко контрастировавших с традиционными погребальными практиками. Глава завершается обстоятельным рассмотрением того, как указанные идеи распространялись св. Колумбаном и другими ирландскими миссионерами во Франкском королевстве в VI - начале VII в.

Главы вторая («Миссия Григория Великого в Англию») и пятая («Распространение христианства и становление англосаксонской церкви») представляют собой подробное изложение самого процесса христианизации англосаксов и формирования у них церковной организации. Несмотря на то что, по вполне понятным причинам, в этих частях монографии М. Данн приходится пересказывать хорошо известный фактический материал, сделано это увлекательно и с элементами новизны. Так, в частности, большой интерес вызывает предпринятая автором аргументированная попытка объяснить решения синода в Уитби (663 г.), введшего в англосаксонской церкви единую дату празднования Пасхи, не своекорыстными мотивами короля Нортумбрии Освью (654670 гг.), как это считается большинством современных исследователей, а дипломатическим искусством нортумбрийского епископа Уилфрида. Некоторое недоумение, однако, вызывает отсутствие в этих главах не только содержательных упоминаний, но даже и ссылок на известную монографию Николаса Хайема «Короли-неофиты: власть и приобщение к религии в ранней англосаксонской Англии»5, которая анализирует те же сюжеты с точки зрения политического контекста христианизации, включая взаимосвязь внутренней политики франкских королей с перипетиями обращения англосаксов.

Главы третья («Англосаксонское язычество и жизнь») и четвертая («Англосаксонское язычество и смерть») книги М. Данн целиком посвящены критическому рассмотрению сохранившихся свидетельств о представлениях язычников-англосаксов о жизни и смерти. Они также отличаются применением междисциплинарных методов исследования;

5 Higham N. The Convert Kings: Power and Religious Affiliation in Early AngloSaxon England. Manchester; N.Y., 1997.

12. Средние века. Вып. 73 (1-2)

особый интерес при этом вызывает стремление автора установить корреляции между письменными и археологическими памятниками. При этом М. Данн серьезно критикует археологов второй половины XX в. за «функционалистский» подход к исследованию погребальной практики. Ему противопоставляются работы нового поколения британских археологов, таких как Салли Кроуфорд, Сара Семпл и Говард Уильямс6, которые, напротив, кладут в основу интерпретации погребальных обычаев языческой эпохи религиозные представления англосаксов. Вслед за ними М. Данн рассматривает похоронную обрядность англосаксов почти исключительно с духовно-религиозной точки зрения, явно преуменьшая ее значение для определения социального статуса погребенного.

Необходимо учесть и то, что отдельные толкования автором письменных источников об англосаксонском язычестве находятся под сильным влиянием книг известного филолога Ричарда Норта, многие лингвистические интерпретации которого, основанные на спорных параллелях древнеанглийского с древнескандинавским, представляются недостаточно аргументированными7. Так, например, следуя за Нортом, исследовательница из Эдинбурга приводит как доказанный факт тезис о том, что перед своим обращением в христианство король Нортумбрии Эдвин (616-633 гг.) ввел в своем королевстве культ скандинавского Одина (р. 163). Беда Достопочтенный, на которого ссылается М. Данн8, разумеется, ничего подобного не пишет, а весь вывод строится на авторской расшифровке неких «скрытых смыслов» его текста и стиля. В этих частях монографии читатель вправе был бы ожидать анализа того, каким образом религиозная жизнь постримской Британии повлияла на язычество англосаксонских переселенцев, особенно на севере острова, где местное население численно многократно превосходило германцев. К сожалению, такой анализ отсутствует, что заметно обедняет собственную аргументацию М. Данн.

Глава шестая - «Христианизация: вызовы и ответы» - посвящена изучению социально-политических и духовных итогов христианизации

6 Crawford S. Companions, Co-incidences or Chattels? Children and their Role in Early Anglo-Saxon Multiple Burials // Children, Childhood and Society. IAA Interdisciplinary Series. Vol. I: Studies in Archaeology, History, Literature and Art. Oxford, 2007. P. 83-92; Idem. Special Burials, Special Buildings? A

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком