научная статья по теме «ДАННЫЙ РОССИИ ВОЕВОДО И ЧУДОТВОРЧЕ ПРЕДИВНЫЙ»: СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ В ЛИТЕРАТУРЕ МОСКОВСКОГО БАРОККО Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему ««ДАННЫЙ РОССИИ ВОЕВОДО И ЧУДОТВОРЧЕ ПРЕДИВНЫЙ»: СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ В ЛИТЕРАТУРЕ МОСКОВСКОГО БАРОККО»

Славяноведение, № 2

© 2015 г. Л.И. САЗОНОВА

«ДАННЫЙ РОССИИ ВОЕВОДО И ЧУДОТВОРЧЕ ПРЕДИВНЫЙ»:

СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ В ЛИТЕРАТУРЕ МОСКОВСКОГО БАРОККО

В статье впервые анализируются труды Симеона Полоцкого, Сильвестра Медведева и др., участвующие в литературном оформлении культа Сергия Радонежского. Установлено авторство ряда произведений. Появление этих сочинений актуально в контексте русско-турецких войн и идет в русле активизации почитания русских святых при Алексее Михайловиче и его наследниках.

The article is a pioneering analysis of the works by Simeon Polockij, Sylvester Medvedev and others involved in the literary design of the cult of St. Sergius of Radonezh. The article proves the authorship of several works. Appearance of these works was relevant in the context of the Russian-Turkish wars and related to the veneration of the Russian saints under Alexey Mikhailovich and his heirs.

Ключевые слова: Сергий Радонежский, Симеон Полоцкий, Сильвестр Медведев, проповедь, силлабика, гимнографические жанры, историко-культурный контекст.

Не только исторические источники, церковное предание (житие, служба), иконопись запечатлели образ Сергия Радонежского. Образ этот получил широкое отражение в русской литературе и культуре. Особый интерес к нему наблюдается в последней четверти XVII в. в культуре московского барокко. В этот период раннего Нового времени, отмеченного новациями в системе жанров и в поэтике (см. подробно [1]), появляется ряд произведений, участвующих в литературном оформлении культа самого почитаемого русского святого. О преподобном Сергии писали не только в жанре проповеди, но и в силлабических стихах. Авторы - писатели-поэты - и те, чьи имена хорошо известны в истории литературы, и оставшиеся безымянными.

Несколько сочинений посвятил Сергию Радонежскому придворный поэт и проповедник, учитель царских детей Симеон Полоцкий (1629-1680). В 1675 г. он поднес царю книгу под названием «Словеса похвалная купно же и нравоучител-ная на двадесять и един праздник угодников Божиих»: «Государю царю и великому князю Алексию Михайловичю [...] всесмиренно врученная от сложившаго я трудолюбне мно[го]грешнаго иеромонаха Симеона Полоцкаго в царствующем граде Москве [...] В лето от создания мира 7183, от Рождества же по плоти Господа нашего Иисуса Христа 1675» [2. № 130. Л. 231]. В нее вошли торжественные слова на дни памяти святых, тезоименных членам царской семьи, а также наиболее почитаемых святителей русской православной церкви. Сборник до нас не дошел, но представление о его составе дает эпиграмматический цикл под названием «Еленхос» (лат. elenchus - оглавление), имеющий функцию стихотворного

Сазонова Лидия Ивановна - д-р филол. наук, главный научный сотрудник Института мировой литературы РАН.

«Оглавления слов, в книзе сей содержимых» (опубликовано: [1. С. 754-758]) и включающий четверостишные эпиграммы - двадцать одну по числу похвальных слов. Одна из них свидетельствует о том, что Слово двадцатое было посвящено Сергию Радонежскому:

Двадесятое слово СЕРГИЮ святому

преподобно пожившу отцу пречюдному, Наставнику иноков, егоже молбами

и ходатайством теплым буди, Христе, с нами

[2. № 130. Л. 233]

По-видимому, книга «Словеса похвалная...» была использована Симеоном при составлении им в 1676 г. сборника «Вечеря душевная» [3. С. 152-202], составленного из торжественных проповедей на праздники «господские», «богородичные», на дни памяти святых и на разные случаи церковной и светской жизни.

Слово похвальное Сергию Радонежскому вошло уже в первоначальное ядро «Вечери душевной», оно присутствует в авторской рукописи [2. № 658. Л. 22-26об.], кстати, наряду со Словами на дни памяти равноапостольного князя Владимира и святителей русской православной церкви - Саввы Сторожевского, митрополитов Петра, Филиппа, Алексея, Ионы. В процессе работы Симеон добавил в сборник проповеди об основателях Киево-Печерской лавры Антонии и Феодосии. В автографе (на верхнем поле 22-го листа, слева) есть помета рукой Симеона «przepisane», означающая, что текст Слова о Сергии Радонежском был переписан писцами в промежуточную рукопись [2. № 657. Л. 57-65]. В нее Симеон также внес правку, отметив записью «correcta» (л. 57, вверху справа). В 1683 г. беловая рукопись «Вечери душевной» [4] была опубликована (уже после кончины автора) под наблюдением Сильвестра Медведева в Верхней типографии. «Слово в день преподобного отца нашего Сергия чюдотворца, игумена Радонежского» помещено в «Вечере душевной» в соответствии с календарным принципом композиции книги на день его памяти - 25 сентября [5. Л. 55-64об.].

Пространное, торжественное Слово выдержано в риторических традициях барокко с использованием в целях убеждения (persuasio) примеров и параллелиза-ций, приемов логизации, систематизации и аргументации с отсылками к Библии. Проповедующий голос возвещает, разъясняет, убеждает. Жизнь Сергия Радонежского, как и других святителей, являет собой пример нравственного совершенства и служит источником правильного богопознания. Его подвижнический путь изображается как неуклонное восхождение по «ступеням совершенства» (их семь), своего рода по лествице, на верх горы, увенчанной храмом добродетели. На путь иночества отец Сергий встал, следуя наставлению Вседержителя: «Аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имения твоя и даждь нищым, и имети имаши сокровище на небеси, и гряди вослед мене». Сергий Радонежский, «яко же юноша он евангельский», принял «совет совершенства» и пошел «вослед Христа Господа радостно».

Первая ступень к совершенству - всегда иметь Господа «пред очима своими» и ходить перед ним, «яко сын пред отцем, яко ученик пред учителем, яко воин пред воеводою, и готов быти вся повеления его делом совершати». Преподобный отец Сергий ходил вослед Господа, ибо «ниществовал добровольно», и все свои дела совершал во славу Его, учил людей как добрый наставник врученного ему «стада нищенствующих» истинной вере и благочестивому житию, очищая сердца людей «от терний грехов, от блата нечистоты, от каменей соблазна».

Вторая ступень к совершенству - во всяких делах, радостных и печальных, подчиниться воле Божией и «глаголати: Да будет воля Твоя». Тот же, кто следует своей воле, никогда не сможет достичь совершенства, ибо «воля наша, прелщен-ная от лукавого демона, противных воли Господней обыче желати». Преподоб-

ный отец Сергий еще в юности отрекся от своей воли и в знак «отсечения ея» постригся - «и бысть монах, подавый себе воли Божией».

Третья ступень к совершенству - «умерщвление плоти». Прохождение через нее, описанное особенно обстоятельно, отмечено чудотворениями, о которых повествует Житие святого, получившее широкое распространение в рукописной традиции ХУ-ХУ11 вв., а в 1646 г. впервые опубликованное [6] и вскоре, в 1653 г., переизданное. В детстве в среду и в пятницу Сергий не принимал «сосца и млека», что стало знаком начала его постнического жития. Жил он духовно, «подобяся великому святителю Николаю», на земле - небесно, в человечестве -ангельски, в младенчестве - мужественно. В детстве принял благословение от ангела, явившегося в образе старца. После кончины родителей создал молитвенный дом и, собрав братию, устроил общежительную обитель во славу Живоначальной Троицы. За добродетельное свое житие получил от Господа «силу многих чюдес творения». Воскресил мертвого отрока, как некогда Елисей вернул вдовице сына. Как Илия в Сарепте Сидонской умножил вдовице муку и елей, так и Сергий, помолившись Господу об оскудевшей обители, получил «обилие велие [...] во препитание братии». Подобно тому, как Моисей жезлом высек из камня источник неоскудевающий, так и Сергий «изведе» к обители далеко отстоящую от нее воду. Наделенный даром пророчества, он предрек великому князю Димитрию победу «над агаряны». Во время богослужения замечен был ангел, «сослужяй ему». На божественной литургии екклисиарх Симон видел Сергия, объятого огнем, словно живущего в Боге, который и есть огнь. Преподобный отец Сергий удостоился также видеть Царицу Небесную, посетившую его с апостолами Петром и Иоанном и обещавшую неотступно хранить обитель Живоначальной Троицы и после преселения его «во обитель вечную».

Четвертая ступень к совершенству - смирение, при котором человек не хочет иметь «славу мира сего», как некогда Моисей, усыновленный дочерью египетского царя, отказался «нарицатися» сыном дочери фараона, или Иоанн Предтеча, когда его принимали за Христа, «не похищал» славы Господа своего. Доказывая, что смирение присуще и отцу Сергию, Симеон Полоцкий использует прием этимологизации имени собственного: Сергий означает «славный», «славен». Данное значение зафиксировано в «Лексиконе» Памвы Берынды (в изд. 1653 г.): Сергий - «славен», приведенная здесь дата памяти «сея[темвриа] 25» указывает на то, что имеется в виду Сергий Радонежский [7. С. 231]. И действительно, рассуждает проповедник, святитель «славно прославися благочестным житием». Однако, даже когда слава о многих его чудесных деяниях просияла, как солнце, он «во ничтоже вменяше себе пред Богом». Не искал отец Сергий хвалы перед людьми, но только от Бога. И так благополучно прошел четвертую ступень.

Пятая ступень - отречение от страстей суетного мира. По слову евангелиста Иоанна: «Не любите мира, ни яже в мире». Зная это, отец Сергий «отвратил очи своя от мира» и от всей души возлюбил «единаго Господа». Так он «добре» преодолел пятую ступень совершенства.

Шестая ступень - все свои намерения полагать в Боге и все совершать ради его обретения, как сказано у псалмопевца: «Взыщите Бога и жива будет душа ваша» (Пс 68:33). Если кто постится или милостыню творит, либо труды тяжкие подъемлет, - все это должно совершать ради Бога, но не ради уловления славы человеческой. Во все дни своей жизни преподобный Сергий лишь в Боге «всяких дел своих намерение полагал».

И, наконец, седьмая ступень к совершенству - целиком вручить себя божественному промыслу, по слову Псалма 54: «Возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает» (Пс 54:22). Господь всех питает - и птиц небесных, которые не сеют, не жнут, не собирают в житницы, и св

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком