научная статья по теме ДЕКОРАТИВНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ УБРАНСТВО И НАИМЕНОВАНИЕ КОРАБЛЕЙ Машиностроение

Текст научной статьи на тему «ДЕКОРАТИВНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ УБРАНСТВО И НАИМЕНОВАНИЕ КОРАБЛЕЙ»

ИСТОРИЯ СУДОСТРОЕНИЯ

ДЕКОРАТИВНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ УБРАНСТВО И НАИМЕНОВАНИЕ КОРАБЛЕЙ

Ю. М. Попов -

В составе европейских военных флотов в начале XVII века находились главным образом корабли га-леонного типа. Отличительными особенностями их архитектуры было наличие высоких носовых и кормовых надстроек, седловатая, т. е. несколько приподнятая в носу и корме палуба, зауженная из-за сильно заваленных внутрь бортов, и высокая (из-за надстройки) кормовая оконечность. К концу XVI века в ходе эволюции парусного корабля «вместо... кормы, которая... плавно переходила в ахтерштевень, стали строить... п л о с к у ю (разрядка моя. — Ю. П.) корму... преимущество такого типа кормы... в том, что в кормовой части судна оказывалось теперь значительно больше места, чем на судах прежней постройки» [1].

Значительным событием для кораблестроения в XVI веке стало появление и использование в ходе работ строительных чертежей. В XVII веке на основе достижений математики и физики начинает создаваться определенная научная база для поиска и обоснования форм и конструкции корабля. Начинает исчезать зауженность в сторону кормы, появляется все меньше кораблей с высокими надстройками в корме, носовые надстройки пропадают, сед-ловатость палубы уменьшается. В результате у кормовой оконечности меняется внешний вид — она становится гораздо шире и ниже, а носовая оконечность становится более «затупленной».

В начале XVII века особенно быстро развивалось английское судостроение. Англичане, можно сказать, стали первопроходцами в создании нового типа военного корабля. Постройка в 1610 г. английского корабля «Prince Royal» и в 1637 г. еще более крупного «Sovereign of the Seas» (другое имя — «Royal

Sovereign») стала наглядным подтверждением происходящей эволюции парусного корабля, и хотя они еще сохранили все признаки галеонов, кораблей переходного типа, тем не менее по ряду особенностей конструкции и пластического убранства их можно считать этапными в истории парусного флота.

Огромное влияние на развитие кораблестроения, а также тактики морского боя оказали англо-голланд-

ские войны (1652—1654 гг., 1665— 1667 гг., 1672—1674 гг.). Известный русский ученый-кораблестроитель А. П. Шершов так оценил их влияние: «...военные корабли получают то оформление, каковое они, с теми или иными изменениями, сохранили до конца деревянного судостроения. Эти суда не являются нефами, а кораблями, специально по-

строенными для войны и резко отличающимися от торговых» [2]. С постройкой английского корабля «МаэеЬу» в 1655 г. боевой корабль принял форму, которая сохранялась в течение 200 лет... Это делало корабль более пригодным к плаванию в штормовую погоду и более устойчивым при артиллерийской стрельбе [3]. Следует отметить, что большинство кораблей, строившихся для флотов европейских стран, приняло ту же форму в период между 1-й и 2-й англо-голландскими войнами (1654—1665 гг.). В это время повсеместно стали переходить «от судов прежде неуклюжих и нескладных конструкций к стройным, длинным судам». Пора расцвета сверхвысоких

надстроек, особенно в корме, миновала.

В ходе эволюции в устройстве кораблей разных стран имелись свои различия. В частности, голландские боевые корабли были меньших раз-мерений, имели небольшую осадку и плоское днище (из-за небольших глубин в прибрежных водах Голландии, хотя торговые корабли были не мень-

Галеон. Конец XVI в. Все рисунки в статье взяты из книги Lothar Eich, Johannes Wend. Schiffe auf druck graphischen Blättern. Rostock. Veb Hinstorff Verlag. 1980.

10 Судостроение № 4, 2000 г.

ИСТОРИЯ СУДОСТРОЕНИЯ

СУДОСТРОЕНИЕ 4'2000

Голландские корабли Вест-Индской (вверху) и Ост-Индской компаний

ше, чем в других странах). Кроме того, они имели транцевую (плоскую) корму в отличие от закругленной кормы английских кораблей. Испанские и португальские галеоны сохраняли развитые кормовые надстройки вплоть до середины XVII века.

К середине XVII века наряду с формой и конструкцией корабля, изменилась и форма кормы — с течением времени она стала более низкой и широкой, из-за чего значительно увеличилась ее площадь. В результате этого на кормовой оконечности появилось больше свободных, ничем не занятых, поверхностей.

В это же время, на рубеже XVI —XVII веков в искусстве Европы, в том числе в архитектуре и живописи, происходило утверждение нового стиля — барокко. Этому способствовали такие особенности этого стиля, как торжественность,

величественность, совмещение реализма и фантазии, что полностью соответствовало его определению (bаrocco, в переводе с итальянского — причудливый). Наиболее полно характеризовал архитектуру барокко пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм, а основными признаками были «повышенная и подчеркнутая монументальность, представительность» [4]. Присущая парусному кораблю динамичность и изначальная криволинейность формы, в том числе силуэта кормы, вполне соответствовали этому стилю и способствовали его внедрению в пластическое убранство корабля, где он проявлялся «в общем характере рельефов, в повышенной экспрессии форм, в свободном и многоплановом расположении фигур на плоскости», что «по своему

содержанию и форме, было передовым для своего времени искусством» [5].

Наличие больших свободных поверхностей как нельзя лучше подходило для размещения декоративных рельефов, выполненных в этом стиле, скульптур и изображений, вплоть до разнообразных, вырезанных из дерева многофигурных аллегорических композиций с чертами сильно выраженной динамики на всем пространстве кормовой плоскости, что придавало изображению пространственный размах и монументальность. Это обстоятельство выделяло и подчеркивало для наблюдателя особенности пластических форм рельефов кормы на фоне остального убранства корабля. «Рельефы, состоящие из большого количества фигур и значительного орнамента, покрывали почти всю плоскость кормы и несли основную смысловую нагрузку в общем убранстве судна... именно в кормовых композициях проявлялась индивидуальность мастера и его творческий почерк» [5].

Таким образом, роскошное убранство кормы (хотя украшались и другие части корпуса) объяснялось рядом объективных причин: во-первых, корма стала плоской, что способствовало появлению и размещению на ней различных отличительных признаков корабля; во-вторых, кормовая оконечность ввиду особенностей устройства, а также отсутствия крепления рангоута и такелажа имела хорошую обозреваемость, в то время как в бортах прорезались в большом количестве пушечные порты, хотя в ряде случаев они также украшались резьбой.

Носовая же конечность была заужена и имела специфическую форму, кроме того была насыщена рангоутом и такелажем, что не давало возможность использовать все многообразие украшений и затрудняло ее обозрение. Выбор украшений и их расположение в носовой оконечности были ограничены, поэтому оформление этой части корабля стало в достаточной степени канонизированным. Как правило, нос украшала фигура льва или мифологического персонажа. Это

СУДОСТРОЕНИЕ 4'2000

ИСТОРИЯ СУДОСТРОЕНИЯ

носовое украшение сохранялось практически до последней четверти XVIII века. В военных флотах Англии, Голландии и России наиболее распространенной носовой фигурой стал лев, прекрасно сочетавшийся с искусством зрелого барокко [6].

Итак, эволюция парусного корабля изменяла его архитектуру и соответственно декоративно-художественное убранство, выполнявшееся в духе эпохи.

Утверждение барокко в кораблестроении вызвало отход (но не отказ!) от традиционных форм украшения центра кормы, характерных для начала XVII века (геральдическая символика и изображения на религиозную тематику). В рамках этого стиля появился большой диапазон новых, самых разнообразных изображений, украшавших корму корабля: фигуры людей, животных, мифологических персонажей, различные предметы и т. д. Этому способствовала также массовая постройка кораблей. Многообразие же кормовых украшений было следствием индивидуальности оформления, отличительным признаком каждого корабля, по которому осуществлялась их распознавание.

В это же время кораблям давали самые различные наименования. Для этого использовались религиозная тематика, мифология, имена высокопоставленных особ, географические названия, названия зверей и птиц и т. п. Наименование корабля служит также для его идентификации. Поэтому неизбежно должна была возникнуть определенная взаимосвязь между наименованием корабля и его кормовыми украшениями, в частности, с центральным изображением, расположенным на кормовой плоскости.

На данном этапе эволюции парусного корабля стало наблюдаться воспроизведение его наименования в виде определенного изображения — визуального аналога имени, т. е. украшения стали приобретать утилитарное значение. Если в начале XVII века изображения на кормовой плоскости чаще всего не соответствовали имени, то к концу XVII

Кормовые украшения голландского корабля. Конец XVII века. (С гравюры-аллегории Ныстердана)

века они стали все в большей степени выполнять и функцию раскрытия наименования корабля.

В результате и характер изображений также претерпел эволюцию. В качестве главных украшений кормовой оконечности в зависимости от величины и значимости корабля к концу XVII века сформировались два вида изображений: масштабная аллегорическая многоплановая и многофигурная пластическая композиция, смысл которой раскрывал наименование корабля; более простое «однофигурное» изображение, т. е. один какой-либо персонаж или предмет, давший имя кораблю.

Сложность понимания общего смысла изображений первого вида вызвала появление специфического явления, затруднявшего правильную идентификацию корабля. Оно заключалось в том, что при индивидуальном словесном выражении смысла изображения неизбежно возникали разночтения в наименовании, пусть даже незначительные. Эти разночтения приводили к появлению многовариантности имени, т. е. корабль мог иметь несколько имен. Например, построенный в 1637 г. английский корабль «Sovereign of the Seas» имел еще один вариант имени — «Royal Sovereign», что не толь-

ко затрудняло его идентификацию, но и вело к путани

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком