научная статья по теме ДЕЛО О ПРОЛЕТАРСКОМ ТЕАТРЕ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ДЕЛО О ПРОЛЕТАРСКОМ ТЕАТРЕ»

Лоренцо снадобье и погружается в глубокий сон, похо- обстановки такого интерьера. Чтобы в спектакле сохра-

жий на смерть. нить образ и в то же время сделать мизансцену удобной

Как видим, спальня в балетном спектакле - отнюдь для исполнителей. не редкость. Но художник должен знать закономерности

1 См. об этом: Мишель Доменик. Ватель и рождение гастрономии. М.: Новое литературное обозрение, 2002. С. 145.

2 Воспоминания г-жи Виже-Лебрен о пребывании ее в Санкт-Петербурге и Москве. 1795-1801. С приложением писем ее к княгине Куракиной. СПб.: Искусство-СПб., 2004. С. 89.

3 Воспоминания Полины Анненковой. М., 1929. С. 72, 73; Цит. по: Соколова Т.М., Орлова К.А. Глазами современников. Русский жилой интерьер первой трети XIX века. Л.: Художник РСФСР, 1982. С. 156.

4 Желвакова И.А. Дом в Сивцевом Вражке. М.: Московский рабочий, 1982. С. 25.

5 Сологуб Ф. Червяк // Сологуб Ф. Свет и тени. Минск: Мастяцкая лггература, 1988. С. 244.

6 Сологуб Ф. Свет и тени // Сологуб Ф. Там же. С. 233.

ИРИНА АЛЕКСАНДРОВНА ЛАПИНА

кандидат исторических наук наук, доцент, доцент кафедры истории Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург) Тел.: (812) 742-83-46; E-mail: lapina_ir@inbox.ru

На основе архивных документов и малоизвестных материалов периодической печати революционной эпохи излагается история раскола, происшедшего в 1919 г. в Петроградском Пролеткульте в результате конфликта между его Театральным отделом и Президиумом. Выясняется роль Наркомпроса в конфликте, позиция ЦК Всероссийского Совета Пролеткультов и его идейного руководителя - А.А. Богданова - в этом вопросе.

Ключевые слова: Петроградский Пролеткульт, Наркомпрос КСО, Арена Пролеткульта, Революционный героический театр, А.А. Богданов, П.К. Бессалько, А.И. Маширов-Самобытник, А.А. Мгебров, Л.Р. Менжинская, В. Чекан.

ДЕЛО О ПРОЛЕТАРСКОМ ТЕАТРЕ

История Петроградского Пролеткульта, как это ни странно, остается малоизвестной страницей советского периода. Реконструкция этого фрагмента, предпринятая и изложенная автором в нескольких публикациях1, должна способствовать формированию целостного представления об истории становления и содержании советской культуры. Предлагаемая вниманию читателей статья является продолжением этой работы.

Зимой и весной 1918-1919 гг. деятельность Петроградского Пролеткульта была сосредоточена в театральном и музыкально-вокальном отделах. К этому времени уже сложилось ядро театрального коллектива, профессиональные участники которого обучали студийцев: Ада Корвин - пластике, Виктория Чекан - декламации, И.И. Морелли - постановке голоса. Главным режиссером был А.А. Мгебров, техническим руководителем - сначала Г.П. Назаров, затем - Н.И. Заболоцкий. Поэтические вечера У. Уитмена, А. Гастева, В. Кириллова начали чередоваться со спектаклями - «Взятие Бастилии» Р. Рол-лана, «Восстание» Э. Верхарна и «Каменщик» П. Бессалько2 . А. Мгебров и его жена В. Чекан были горячими проповедниками революционного театра, призванного строить нового человека в планетарном масштабе. «Мы -пионеры. Мы - пролетарии художественной арены. Мы посягнули первыми... Отойдем от дома прекрасного, но мертвого, как говорил Уитмен, и создадим Храм Пролетарской Арены», - писала В. Чекан3. «Ваша Арена - весь мир! Она - везде. Она - в вас, прежде всего!» - обращался А. Мгебров к участникам театральной студии4.

Пролетарское искусство оказалось мощным агитационным инструментом в идеологическом строительстве Красной армии. В декабре 1918 г. две группы артистов Пролеткульта впервые отправились с концертами в прифронтовую полосу. Хор поехал на Северный фронт, к Архангельску, театральная труппа из 86 человек - на Западный. Маршрут пролегал через Псков, Валк, Юрьев, Двинск и Ригу. В рассказе В. Чекан об этой поездке запечатлелась обстановка в городах, где давались представления: «Обыватель Риги встретил враждебно наш первый спектакль - "Взятие Бастилии". Но 9 января Арена участвовала в шествии городского пролетариата с плакатом "Да здравствует всемирный Пролеткульт!" и

пением революционных гимнов. На площади Коммунаров хоронили убитого коменданта Юрьева. И этот последний день стал "днем единения Красной Латвии и Красной России". На вечере в Народном доме "пели без конца и публика, и Арена... Пели на латышском и на русском... Это был первый истинный пролетарский праздник»5.

Но уже с зимы 1919 г. началась «эра снижения жизни Пролеткульта». Во время поездки случилось несчастье: заболела тифом и умерла в городской больнице в Риге одна из ведущих актрис А.А. Корвин. А вернувшиеся артисты застали Дворец Пролеткульта замерзающим. Техническое состояние дворца становилось катастрофическим: здание перестало отапливаться, трубы лопнули, в подвалах стояла вода. Знаменитая столовая Пролеткульта была закрыта, и теперь вместо нее открылась очень скромная на четвертом этаже. Сотрудники Пролеткульта включались в состав продотрядов6. Вся работа пролетарской Арены сосредоточилась в двухэтажной комнате-кухне, где продолжалось чтение лекций о литературе и театре7.

В феврале театральному отделу была поручена разработка плана проведения «Красноармейской недели». На утверждении его 19 февраля присутствовали члены Исполкома Совета Петроградского Пролеткульта А.И. Маширов, И.И. Садофьев, И.И. Никитин, К.Я. Озоль-Преднек, Я. Озолин, А.А. Мгебров, П.К. Бессалько, П.Ф. Куделли и Ф.Н. Сирвинт. Была утверждена программа концертов на 23 и 24 февраля и тексты лозунгов: «Все трудящиеся - под Красное Знамя», «Да здравствует Всемирный Пролетариат, путь которому расчистит Красная армия!», «В Красной армии нет места трусам!». Протокол зафиксировал бурный характер обсуждения: собрание закончилось досрочно из-за «трений на личной почве между т.т. Машировым и Садофьевым»8.

Причин для нервозности во Дворце Пролеткульта было много. Все больше давала себя знать неурегулированность отношений с Комиссариатом народного просвещения. Сферы деятельности Наркомпроса и Пролеткульта совпадали, отделы Пролеткульта финансировались через соответствующие отделы, но в 1919 г. Наркомпрос был ограничен в средствах9. Приоритет в фи-

нансировании отдавался Отделу общесоциалистического образования, пытавшемуся создать Пролетарский Университет. Это вызывало недовольство театрального отдела. Президиум был вынужден прибегать к заимствованию денег на общие нужды из суммы, целенаправленно выделенной ООСО10. Пролетарские писатели, составлявшие президиум, не имели организационного и хозяйственного опыта и компенсировали это командными методами работы. Еженедельные собрания театрального отдела протоколировались, затем протоколы рассматривались на заседаниях президиума, который вносил изменения в решения ТЕО11. Так, президиум не утвердил В. Чекан в качестве секретаря ТЕО, требовал сократить репетиционные сроки и др.12 Жизнь Дворца Пролеткульта, как и всего города, была подчинена обстановке военного времени, мобилизация вырывала из рядов театрального коллектива необходимых людей. О нарастании внутреннего конфликта свидетельствуют заявления Мгебро-ва с выражением протеста по разным поводам13.

Тем временем кольцо фронтов сужалось, бои приближались к городу. 6 марта 1919 г. коллектив коммунистов боевого участка Нарвского фронта обратился с просьбой прислать декламаторов и певцов14. Такое же заявление о посылке артистов на Уральский фронт поступило от Фронтовой комиссии Петросовета. ЦК Пролеткульта также попросил прислать двух представителей для агитации на фронте15. 27 марта коллегия Наркомпроса приняла постановление о культурно-просветительной, пропагандистской и художественной работе в Красной армии и создании при Наркомпросе Военного бюро.

Деятельность Петроградского Пролеткульта А.В. Луначарский пытался контролировать через своего уполномоченного П.К. Бессалько, с которым был хорошо знаком по парижскому периоду эмиграции. Павел Бессалько был назначен заведующим Отделом Пролеткульта в Наркомпросе Коммун Северной области, редактором журнала «Грядущее» и должен был принять должность управляющего делами Петроградского Пролеткульта16. Президиум, отстаивая организационную независимость, всячески сопротивлялся этому назначению17. И все же Бессалько был избран председателем театрального коллектива Арены. В воспоминаниях Мгеброва их знакомство, состоявшееся в мае 1918 г., названо «Роковая встреча»18. Бессалько был влюблен в Викторию Чекан. В его пьесе «Каменщик», поставленной в декабре 1918 г., происходило строительство башни-коммуны, символизирующей новый мир. Лирическая тема была представлена треугольником: Архитектор, Каменщик и Жена архитектора. Гордый Каменщик - новый тип рабочего, похожий на идеал Ф. Ницше, не боится покорять самые высокие вершины и заменяет осторожного Архитектора в строительстве башни. Их спор разрешает женщина, олицетворяющая жизненную стихию. Павел Бессалько горел идеей революционного театра. В апреле 1919 г. Мгебров и Чекан переехали в его квартиру в Наробразе, и уже здесь проходили все заседания Театрального отдела.

На III конференции Петроградского Пролеткульта 2426 апреля П. Бессалько делал доклад «О пролетарской литературе», А. Мгебров - «О пролетарском театре», В. Чекан - «Арена и революция». Председателем президиума вновь был избран А. Маширов19. Решение конференции закрепляло создание при Пролеткульте постоянного творческого коллектива, задачей которого было «объединение всех родов искусства в пролетарском театре». Текст заканчивался призывом: «Да здравствует третья революция: Революция пролетарской культуры и искусства!»20.

Основные положения программы Пролеткульта постепенно принимались на вооружение государством. Об этом, свидетельствуют, например, резолюции коммунистической фракции по рабоче-крестьянскому театру Всероссийского съезда по внешкольному образованию, проходившего в начале мая в Москве. Одна из них гласила: «В противовес индивидуалистической, анархической, авторитарной, расслабленной и собственнической культу-

ре капиталистического мира новая культура отличается печатью коллективизма, товарищеской организацией сотрудничества, творческой бодростью радости и а

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком