научная статья по теме ДЕМОКРАТИЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ: АКТУАЛЬНАЯ РЕТРОСПЕКТИВА Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «ДЕМОКРАТИЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ: АКТУАЛЬНАЯ РЕТРОСПЕКТИВА»

Размышляя над прочитанным

УДК 3.32

ДЕМОКРАТИЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ:

АКТУАЛЬНАЯ РЕТРОСПЕКТИВА

*

© 2011 г. В.В. Согрин

Институт всеобщей истории РАН, Москва

В статье проанализированы основные положения нового исследования Э.Я. Баталова, посвящённого постижению демократии американской политической мыслью. Исследование оценено как в высшей степени актуальная и полезная ретроспектива осмысления демократии академическим сообществом США.

Ключевые слова: учение о демократии, классическая модель, ревизионистская модель, демократия в США, демократия в России.

Последние 25 лет слово демократия в России у всех на слуху. Нет сомнения, оно входит в десятку наиболее часто используемых политических понятий и в массовом, и в элитарном политическом сознании. Но вот отношение к нему не оставалось неизменным: от преклонения перед этим понятием российское общественное сознание дрейфовало к его неприятию, осуждению, оскорбительному переиначиванию (самое известное - дерьмократиЯ). Изначально провозглашённое построение демократии по классическому западному образцу не заладилось и в конечном итоге с треском провалилось. В первом десятилетии XXI века российский правящий класс объявил, что классического образца демократии вообще не существует, у каждого государства и народа он свой, а у России, соответственно, есть и будет своя суверенная демократия. Критический отклик - у нас ведь уже была одна суверенная советская демократия, а каков результат? - был проигнорирован.

Очевидна и установка российского правящего класса игнорировать многовековой опыт западного демократического строительства. Есть, однако, отечественные политологи, которые игнорируют саму эту установку, пытаясь всё глубже и разностороннее изучать западный опыт и извлекать из него полезные уроки и рецепты для своей страны. Среди этих политологов Эдуард Яковлевич Баталов - один из наиболее пытливых, авторитетных, квалифицированных. Новое тому свидетельство - блестящее (не побоюсь этого слова) рас* СОГРИН Владимир Викторович - доктор исторических наук, профессор, руководитель Центра Североамериканских исследований Института всеобщей истории РАН, главный редактор журнала «Общественные науки и современность».

крытие теоретических разработок американских политологов XX века по проблемам демократического строительства .

Начну с главного: Э.Я. Баталову, первому среди российских учёных, удалось показать, что в американской политологической мысли существует настоящий кладезь разнообразных (глубоких, менее глубоких, противоречивых, порой взаимоисключающих, но неизменно оригинальных и заслуживающих внимания) теорий, концепций, программ демократии. Политикам, учёным, интеллигенции тех стран, которые нацелены на демократическое обустройство, полезно их знать, соразмерять с возможностями своих народов и культур, критически осмысливать, воспринимать всё рациональное и полезное, что найдётся в них для любой нации, желающей быть демократией. Исследование Э.Я. Баталова предстаёт как в высшей степени актуальная и полезная ретроспектива постижения демократии академическим и в целом интеллектуальным сообществом Соединённых Штатов, по праву считающихся её первым и на протяжении вот уже двухсот лет наиболее стабильным выразителем и носителем. Каковы же наиболее значимые результаты теоретических поисков американских исследователей демократии - значимые как для США, так и для всех её сторонников в других странах.

Э.Я. Баталов показывает, что единой демократической модели американская политическая мысль не признаёт и никогда не признавала, но при этом с самого возникновения Соединённых Штатов она разделилась в своих предпочтениях на две главные трактовки - джефферсоновскую и мэдисоновскую. Джефферсоновская модель стремилась развивать в новых исторических условиях классическую модель прямой демократии древнегреческого полисного образца. Она не отрицала того, что в такой крупной стране, как США, большая часть государственной власти должна быть делегирована избранникам народа, но в то же время проповедовала возможность и необходимость непосредственного народоправства на уровне сельских общин, городов, дистриктов. В последующем джефферсоновская модель получила лапидарное выражение в крылатой демократической максиме А. Линкольна: «Правление народа, посредством народа, для народа». Мэдисон же доказывал, что такая модель в США нежизнеспособна и даже опасна, и государственная власть должна быть полностью делегирована народом компетентной и достойной политической элите. То была модель элитарной демократии. Впрочем, сам Мэдисон и его сторонники демократией её вообще не называли, предпочитая понятие республика. Но в последующем политическая мысль обозначила её

* Баталов Э.Я. Проблема демократии в американской политической мысли ХХ века. М.: Прогресс — Традиция, 2010. 374 с.

ЭЛ.БАТАЛОВ

ПРОБЛЕМА ДЕМОКРАТИИ

6 американской политической мысли xx века

как ревизионистский вариант демократии, а за джефферсоновсой моделью сохранилось определение классической. В диапазоне классического - ревизионистского вариантов, по сути, и шли поиски оптимальной демократической модели для США.

Указав на важное различие между джефферсоновской и мэдисоновской моделями, Э.Я. Баталов, вместе с тем, показывает и наличие у них принципиально схожих компонентов, которые признавались и признаются неотъемлемыми составляющими демократии в любом варианте. Назовём их, поскольку, как представляется, без этих компонентов ни одна национальная модель не может признаваться полноценной демократией. Это регулярные перевыборы всех органов власти. Это разделение и полнокровная независимость законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, без чего, как соглашались Джефферсон и Мэдисон, любая власть - хоть выборная, хоть назначаемая -выродится в тиранию. Это наличие сдержек и противовесов во взаимоотношениях самих ветвей власти, что предотвращает опасные эксцессы и злоупотребления любой из них. Это защита прав меньшинств и личности от воли большинства, олицетворяющего народный суверенитет в любом варианте демократии. Данный компонент, воплотившийся зримо и весомо в Билле о правах, придал американской демократической модели характер либеральной. Подобный её характер с самого начала явился и остаётся поныне неотъемлемой чертой как классической, так и ревизионистской модели.

Основная часть монографии Э.Я. Баталова посвящена эволюции классической и ревизионистской моделей демократии в XX веке. Она прослежена на примере целой плеяды политических мыслителей, мы же уделим внимание тем из них, кто внёс наиболее весомый вклад в развитие демократической мысли и заслуживает быть поименованным классиком, независимо от того, какую модель отстаивал. Таковых также немало, при этом взгляды большей части российскому читателю до сих пор оставались неизвестны или - в лучшем случае - мало известны.

Первым ярким защитником классической модели в XX веке предстаёт Джон Дьюи (1859-1952). В отношении демократии знаменитый философ-энциклопедист высказал кредо, которое, как представляется, имеет непреходящее значение для её поборников в любой стране: «демократия - нечто большее, чем просто определённая форма правления. Прежде всего это форма совместной жизни, форма взаимообмена опытом» (с. 65). Демократия как форма совместной жизни - именно это придаёт демократии естественно органическую основу, делает её в обществе и государстве непоколебимой. По-видимому, это идеал, который ещё не достигнут даже в высокоразвитых странах, включая США, но без продвижения к которому создание подлинно демократического общества невозможно. В России же подобные суждения о естественно органических основаниях демократии не высказываются, не говоря уже о попытках воспитания демократического образа жизни у граждан. Сколько лет ведутся разговоры о реформе школьного и высшего образования, но в его социально-гуманитарную составляющую никто подобной цели не включил. Те же цели, которые включаются, в первую очередь - воспитание

патриотизма, имеют важное значение для упрочения и поддержки государственной власти, однако к продвижению демократии отношения не имеют.

Дьюи отверг отношение к демократии как к меньшему злу среди известных форм правления (подобную оценку высказывал У. Черчилль: «Демократия - наихудшая форма правления за исключением всех остальных форм»). Американский мыслитель считал её идеальной для жизнедеятельности общества, в том числе снятия конфликтов любого толка: «При демократии в обществе постоянно растёт число людей, готовых согласовывать свои действия с действиями других и учитывать чужие интересы, определяя цель и направления своих собственных. Всё это способствует разрушению барьеров класса, расы и национальной территории, которые не дают людям осознать до конца смысл своих действий» (с. 65). Дьюи отвергал элитарную концепцию демократии, доказывая в спорах с её приверженцами, что политическая и профессиональная некомпетентность масс может снижаться путём соответствующего образования и воспитания народа, реформирования существующих политических и экономических институтов. Передача же государственной власти элитам, пусть и с помощью демократических выборов, может снижать её отчуждение от народа, но никогда такого отчуждения не снимет.

Двумя другими авторитетными выразителями классической модели демократии были Чарлз Мерриам и Гаролд Лассуэлл, представители Чикагской школы политической науки. Мерриам (1874-1953), которого многие в США почитают как родоначальника профессиональной политологии, относился к демократии коленопреклоненно: «Демократия - это наилучшая форма правления, когда-либо придуманная человеком...», «Демократия может заставить зацвести пустыню.», «.это знак и символ хорошей жизни» (с. 72). Будучи сторонником власти большинства, или мажоритарной демократии, как часто говорят политологи, Мерриам вместе с тем подчёркивал, что демократия предназначена прежде всего быть средством обеспечения достойного существования каждого человека. Как и в случае с Дьюи, это ярко выраженная гуманистическая трактовка смысла и назначения демократии. Оригинальный вклад

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком