научная статья по теме ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА И ЭТНИЧНОСТЬ (НАЦИОНАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ КАБАРДИНЦЕВ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД) Комплексные проблемы общественных наук

Текст научной статьи на тему «ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА И ЭТНИЧНОСТЬ (НАЦИОНАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ КАБАРДИНЦЕВ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД)»

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

2008 • < 1

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

МИ. АПШЕВА

Демократизация общества и этничность

(Национальное движение кабардинцев в постсоветский период)

Демократические перемены и подъем этнического самосознания

Хотя цель данной работы вполне конкретна - исследовать логику и пределы развития национального движения на примере кабардинского этноса, - целесообразно предварительно рассмотреть некоторые общие моменты сложнейшей проблемы воздействия демократического транзита на этничность. Сложный и длительный процесс перестройки в СССР привел, в частности, к тому, что заложенный в ней демократический потенциал способствовал резкому подъему национального самосознания всех народов огромной советской империи. Как оказалось, ни один этнос не был удовлетворен уровнем своего социально-экономического развития и положением, занимаемым в составе страны. По сути, можно утверждать, что именно неразрешенность национальных проблем стала одной из главных причин развала огромной махины Союза.

И это естественно, поскольку межэтнические трения в любой империи на фазе ее более-менее стабильного развития латентны. Когда же начинается процесс распада государства такого типа, напротив, происходит их ревитализация, нередко переходящая в вооруженные столкновения между народами, населявшими его социально-политическое пространство. Пока Центр силен, он воспринимается национальными районами как общий и наиболее опасный враг, так как большинство из них было включено в состав империи, как правило, силой. Когда же Центр слабеет и народы обретают политическую независимость, резко актуализируются их претензии и к Центру, и друг к другу. Причем чаще всего почвой для возникновения трений между этносами становится политика, проводившаяся тем же Центром.

В нашем конкретном случае такого рода политика объясняется совокупностью факторов: своеобразно понимаемой справедливостью, интернационализмом, грядущей победой коммунизма, необходимостью повышения эффективности административного управления. Однако то, что целесообразно с точки зрения управления государством, не всегда соответствует интересам народа. Эту мысль подтверждают примеры с Османской империей, когда в процессе ее распада произошли три Балканские войны между народами, входившими ранее в ее состав; конфликты между Индией и Пакистаном и Пакистаном и Бангладеш после их освобождения от власти Великобритании; войны между бывшими республиками Югославии. Подобных примеров в мировой истории достаточно много. И если сравнить процесс распада СССР и других империй, то можно

Апшева Мадина Исуфовна — соискатель отдела этнологии Института гуманитарных исследований при правительстве Кабардино-Балкарской Республики и Кабардино-Балкарского научного центра РАН (Нальчик).

сказать, что он в этом ряду исключение: крушение Союза произошло гораздо менее болезненно и с меньшей кровью, чем в других подобных ситуациях.

Вероятно, это можно объяснить наличием двух важных первопричин. Во-первых, для распада страны существовали реальные, достаточно острые социально-экономические предпосылки. Во-вторых, для этого сложились и необходимые политические условия: формально распад СССР произошел по договоренности группы политиков, то есть регулировался "сверху". Иначе говоря, этот политический процесс стал лишь выражением уже сложившихся реалий. В результате при распаде союзного пространства выраженный территориальный подтекст имели только "горячий" конфликт между Азербайджаном и Арменией (из-за Нагорного Карабаха) и политическая напряженность между Россией и Украиной (из-за Крыма).

Хотя вся логика существования Советского Союза делала неизбежной демократическую революцию, подобную перестройке, следует подчеркнуть, что не все типологически схожие общественно-политические трансформации сопровождаются подъемом национального самосознания. Данный вариант как раз характерен для государств-империй, где, помимо территориального, действует немало иных факторов (культурных, социальных, политических), порождающих напряженность в межнациональных отношениях. Поэтому крах советского строя и демократизация стали предпосылкой актуализации этничности на постсоветском пространстве.

Конечно, в Советском Союзе идеологическая и пропагандистская работа была очень хорошо налажена и поэтому достаточно эффективна. Людей долго убаюкивали уверениями в том, что они живут в самой благополучной разумно организованной стране, в которой нет никаких социальных и тем более национальных противоречий, и многие в это поверили. Или, как минимум, сделали вид, что поверили: так было удобнее и безопаснее. Вдобавок процесс ассимиляции в новую "историческую общность - советский народ" зашел достаточно далеко, так что по аналогии с термином "раскрестьянивание" можно говорить о "разнационаливании", то есть деэтнизации определенной части каждого народа.

Однако никакая пропаганда не могла устранить существовавший в СССР этнический дискомфорт, поэтому в той же Кабардино-Балкарии, где никогда не было сколь-нибудь заметного диссидентского или иного политического движения, национальные организации появились лишь с началом демократических преобразований. Вероятно, не начнись перестройка, резкого роста национального самосознания в республике не происходило бы еще долго. Новая ситуация, выводя из-под спуда многочисленные этносоциальные проблемы (вопросы функционирования национальных языков, образования на них, пересмотр исторических стереотипов и клише и т.д.), моментально вызывала к жизни структуры, готовые такие проблемы решать.

Кабардинские национальные организации, республиканские власти и общественное мнение

Процессы зарождения и функционирования национальных движений протекают в соответствии с универсальными социально-психологическими законами. Во-первых, они создаются достаточно узкой группой национальных интеллигентов-идеалистов. Во-вторых, первые объединения данного типа - по своему характеру культурно-просветительские общества. В-третьих, параллельно происходят процессы расширения сфер их деятельности, политизация и рост числа их членов и сторонников. Это, в свою очередь, ведет к расколу национальных движений (как идейному, так и организационному). Схематически их историю (как, впрочем, и любого социального явления) можно представить в виде параболы, нижние точки которой соответствуют периоду зарождения и упадка движения, а верхняя - периоду наибольшей его влиятельности. В полном соответствии с этими законами развивалось и кабардинское национальное движение.

Первой организацией такой направленности, возникшей в Кабардино-Балкарии с началом перестройки, стало объединение "Ашамаз" (зарегистрировано в 1985 г.). Его основала небольшая группа национальной интеллигенции, мечтавшая о возрождении традиционной культуры, изучении родного языка и истории. Это было культурно-просве-

тительское общество, не ставившее политических целей. "Ашамаз" периодически проводил заседания, на которых выступали историки, этнографы и другие специалисты в различных областях. Они говорили о неизвестных событиях адыгской истории, о состоянии национальной культуры и языка. Присутствовать и выступать на этих собраниях могли все желающие: атмосфера там была очень демократичная. Созданием "Аша-маза" интеллигенция выполнила свою историческую миссию передового социального слоя, раньше других осознавшего и сформулировавшего проблемы и чаяния своего народа и начавшего действовать для их решения.

После длительного пребывания общества в тисках тоталитарной идеологии, сам факт существования "Ашамаза" был для своего времени глотком свежего воздуха. Эта организация впервые публично сказала правду о русско-кавказской войне и геноциде адыгов, о том, в каком социально-экономическом положении оказались эти народы к концу советского периода. В результате была деидеологизирована адыгская история, и в национальной историографии появились работы, в которых освещались закрытые ранее темы по Кавказской войне или по-новому интерпретировались хорошо известные события (например, российско-кабардинский договор 1557 г.). Это способствовало подъему национального самосознания всего народа, и власти уже не могли игнорировать такие настроения общества. В учебных заведениях республики от школ до вузов стали, наконец, преподаваться история Кабардино-Балкарии и традиционная культура кабардинцев и балкарцев. Эти предметы стали обязательными для изучения на всех факультетах.

Подобный успех способствовал быстрому росту популярности "Ашамаза" и расширению его социальной базы. Между тем по мере изменения ситуации в стране и расширения демократии появились реальные возможности политического переустройства республики. В этих условиях культурно-просветительская организация, сменив название на Адыгэ Хаса, стала активным участником политического процесса. Новая ее программа уже не ограничивалась поддержкой развития культуры кабардинского народа и предусматривала решение на общедемократических принципах социально-экономических и политических проблем всей республики: "формирование правового государства; развитие политической активности и самодеятельности граждан; обеспечение полновластия Советов народных депутатов; развитие кооперативной, индивидуальной и других эффективных форм экономической деятельности; налаживание экономических и культурных связей с соотечественниками за рубежом" [Этнополитическая... 1999, с. 105-107].

Пиком наибольшей активности и успешности Хасы стали 1990-1993 гг. - период наиболее бурных событий в республике. Организация разработала свои проекты договора о разграничении полномочий между Кабардино-Балкарской Республикой (КБР) и РФ, Декларации о государственном суверенитете КБР и представила их на рассмотрение ее Верховного совета. Во всех своих документах Хаса заявляла о поддержке процессов демократизации и отстаивании не узконациональных интересов, а общедемократических целей1.

Стремление к демократии стало причиной первого острого и открытого столкновения Хасы и официального руководства. То, что Верховный совет КБР фактически поддержал ГКЧП, вызвало недовольство и возмущени

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком