научная статья по теме ДЕНЬГИ И КУЛЬТУРА БОГАТСТВА: ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИЙ Социология

Текст научной статьи на тему «ДЕНЬГИ И КУЛЬТУРА БОГАТСТВА: ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИЙ»

© 2008 г.

H.H. ЗАРУБИНА

ДЕНЬГИ И КУЛЬТУРА БОГАТСТВА:

ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИЙ

Зарубина Наталья Николаевна - доктор философских наук, профессор кафедры социологии МГИМО(У) МИД РФ.

В России постепенно формируется культура богатства. Она подразумевает социально приемлемое использование богатства, которое, в свою очередь, зачастую сводится к социальной ответственности и благотворительности [1, с. 381-382]. Подчеркнем, эта культура только начинает формироваться, причем многие указывают на "бескультурье богатства", присущее, увы, слишком многим представителям высших страт российского общества.

При общем согласии с этими оценками, представляется необходимым рассмотреть культуру богатства более основательно, уделяя при этом особое внимание ее интерпретации в контексте специфических современных социально-экономических реалий, прежде всего особенностей современного богатства, основной формой которого являются деньги. Именно в контексте этих реалий имеет смысл говорить о том, что общество может ожидать от своих богатых членов, а на что рассчитывать уже не приходится. Возможно ли сегодня появление новых выдающихся меценатов, подобных известным предпринимателям конца XIX - начала XX вв.? И вообще, стоит ли ожидать, что "привыкнув к большим деньгам", люди «перестанут "пальцы веером распускать", "купаться в богатстве"» [1, с. 382], перестанут отгораживаться от общества "высокими заборами" в прямом и переносном смысле? Что означает на фоне растущего отчуждения богатых от общества повышение интереса к ним? Может ли глобализация бизнеса, в том числе и отечественных компаний, привести к росту их социальной ответственности и развитию культуры богатства в целом?

Ответы на эти и другие вопросы можно дать на основе анализа социально-экономических и культурных процессов в современном обществе, прежде всего динамики социальных функций денег как основной формы современного богатства.

Символическое содержание богатства

По существу, пионером анализа культуры богатства в истории социологии был Т. Веблен, посвятивший ему известную работу "Теория праздного класса" (1901 г.). Для каждого общества существует, по определению Т. Веблена, своя "престижная денежная норма" [2, с. 80], превышение которой можно считать богатством. Богатство представляет собой социальное качество и отношение: это не просто отношение человека к объектам, а отношения и со-отношения между людьми и социальными группами, и именно это делает богатство столь вариативным и относительным. С точки зрения экономической науки, богатства как такового не существует - есть доход, при-

Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (грант № 07-06-00186).

быль, рентабельность и т.д. Представление о богатстве возникает именно при переходе на социальный и социокультурный уровень понимания.

Ж. Бодрийяр утверждает, что наиболее универсальным, хотя именно поэтому и наиболее абстрактным, определением богатства является избыточность чего-либо, что "находится по ту сторону необходимого" [3, с. 69]. При всей относительности "необходимого" для жизни в различных обществах, такое определение богатства фиксирует его главную особенность: это всегда изобилие, излишек, который дает возможность располагающим им индивидам и социальным группам совершать социальные действия, выходящие за рамки доминирующего стиля жизнеобеспечения. Там же, где речь идет лишь об элементарном выживании, нет ни сложных социальных и культурных потребностей, ни возможностей для их удовлетворения. Богатство и богатые социальные группы возникают на определенной стадии исторического развития общества, они демонстрируют избыточность материальных и символических ресурсов, которая способствует возникновению разнообразных социальных и культурных отношений. Поэтому богатство выполняет важнейшую социальную функцию, суть которой в придании символической значимости действиям, приносящим и демонстрирующим избыточность, превышение пределов необходимого, поскольку общество существует не просто с целью обеспечения банального выживания индивидов, но и для придания их жизни индивидуального и коллективного смысла [3, с. 68-72].

Культура богатства пока не имеет однозначного определения. Можно в целом согласиться с тем, что это социально приемлемые способы использования богатства, но при этом пояснить, что они включают символические коды, во-первых, его демонстрации, во-вторых, его легитимации. Из социокультурной относительности богатства следует, что его культура различается в обществах разных типов в зависимости от преобладающих форм - натуральных или денежных. С обеими составляющими культуры богатства тесно связаны ориентации на благотворительность и социальную ответственность.

Демонстрация богатства как составляющая его культуры: особенности натуральных и денежных форм

Культура богатства включает в себя символы и поведенческие коды, которые используются человеком или социальной группой, считающимися богатыми в конкретном обществе, для демонстрации богатства: "Богатство или власть нужно сделать очевидными, ибо уважение оказывается только по предоставлении доказательств. И свидетельство богатства не только служит тому, чтобы внушить людям представление о своей важности и поддерживать ощущение своей значимости в других людях, -оно едва ли не так же полезно в поддержании своего самодовольства" [2, с. 84]. Таким образом, демонстрация богатства как составная части его культуры предполагает акцент на собственном превосходстве перед другими социальными группами, порождает то, что принято называть социальным нарциссизмом.

В традиционных, по преимуществу аграрных обществах избыточность, а значит богатство, определяется объемом натуральных благ, находящихся в распоряжении индивида или группы. После возникновения денег в качестве средства обмена и меры стоимости их важнейшей функцией становится накопление богатства, однако вплоть до утверждения рыночных капиталистических отношений богатство в форме денег остается, главным образом, средством для его накопления в натуральной форме. Как замечает известный медиевист и семиотик У. Эко, в Италии XIII в. не хозяйство велось ради денег, а деньги были нужны для ведения хозяйства. В России еще в XIX в. помещики закладывали свои имения - земли и крепостных - ради получения денег, которые, в свою очередь, были нужны для приобретения избыточности в ее натуральной, потребляемой форме предметов роскоши, престижных трат на развлечения и т.д.

Деньги, таким образом, были вторичны по отношению к богатству в его реальном выражении. И сейчас у тех групп, которые ведут традиционный образ жизни, представления о богатстве остаются на уровне его натуральных форм [4, с. 70]1.

В архаичных обществах культура богатства состоит, по преимуществу, в его демонстративной потребительской растрате, - от потлатча североамериканских индейцев и других архаичных народов до специфических типов времяпрепровождения, означающих целую гамму отношений социального первенства и превосходства. Среди них значительное место занимает демонстрация покровительства, передачи окружающим вместе с реальными благами и благ символических - частицы харизмы их обладателя [5, с. 230-233; 255-257]2.

Развитие рыночной экономики приводит к преобладанию в хозяйстве производства, ориентированного на обмен с целью извлечения денежной прибыли. Основной формой богатства становятся деньги, не сберегаемые как сокровища и не потребляемые через приобретение различных продуктов, а работающие, участвующие в обороте и приносящие новый доход. Тогда же появляется принципиально новая норма поведения богатых людей, состоящая не в демонстративном расточительстве, а, напротив, в демонстративном самоограничении, экономии не от бедности и недостатка, а ради дела, как следствие нежелания выводить деньги из оборота, лишать их возможности прирастать. Такое поведение становится одним из одобряемых символов рациональной поведенческой стратегии, наиболее наглядно свидетельствующим о том, что в обществе с доминированием рыночных отношений именно деньги, а не другие объекты, составляют основу богатства и являются наиболее значимой ценностью, и их наличие и даже избыток нет необходимости демонстрировать какими-либо дополнительными потребительскими практиками [2, с. 204]3. Одним из наиболее известных, но далеко не единственным проявлением подобной культуры является описанная М. Вебером протестантская аскетика.

Главная же особенность культуры богатства в условиях доминирования рыночной экономики состоит в том, что все социальные возможности воспринимаются как производные от денег. Поскольку за деньги становится возможным купить все, они постепенно начинают выступать в качестве символа всех возможностей и достоинств личности, а также универсального критерия ее эффективности и состоятельности. Т. Веблен отмечал: "Обладание богатством, которое сначала ценилось просто как свидетельство проявленных способностей, само по себе становится в представлении людей похвальным делом. Само богатство теперь по сути своей почетно, поскольку оно наделяет почетом своего обладателя" [2, с. 78].

На этом основана особенность культуры богатства, тесно связанная с рыночной мифологией денег. В контексте этой мифологии деньги превращаются в универсальный метаязык для описания не только хозяйственно-экономических, но и всех социальных, культурных, нравственных и прочих реалий. Буржуазный миф денег делает их из простого средства приобретения конкретных благ подлинной "мерой всех вещей", поскольку лишь успех в денежном выражении представляет собой самый верный знак и правоты, и справедливости, и ума, и добродетели, и даже, как показал М. Вебер, богоизбранности и спасения души. Соответственно, рыночная буржуазная мифология предписывает людям, преуспевающим в накоплении денег, не только испытывать чувство превосходства над теми, кто не обладает подобными способностями, но и оправдывать свой успех, приписывая обираемым неудачникам разные негативные качества - глупость, трусость, нерасторопность, лень, необразованность и т.п. [6, с. 17-18]4.

Обладание богатством

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком