научная статья по теме «ДЕВОЧКА, ХОЧЕШЬ СНИМАТЬСЯ В КИНО?» BVS В ДЕТСКОЙ БИБЛИОТЕКЕ Культура. Культурология

Текст научной статьи на тему ««ДЕВОЧКА, ХОЧЕШЬ СНИМАТЬСЯ В КИНО?» BVS В ДЕТСКОЙ БИБЛИОТЕКЕ»

АННА БОРИСОВА

«Девочка, хочешь маться в кино?»

VS в детской библиотеке

В НЕКОТОРЫХ библиотеках страны создание видеопродукции поставили на поток, несмотря на высокую трудоёмкость этой работы. Почему такое происходит? Мы для себя определили следующие аргументы.

Создание библиотечной видеопродукции — это требование времени. Не секрет, что быстрое развитие цифровых источников информации и развлечений вытесняют из жизни современных людей книгу, а мы, библиотекари, призваны её продвигать. Видеопродукция бывает агрессивной и навязчивой, но она легче цепляет и удерживает внимание, чем чтение.

Мы решили, что можно взять на вооружение сильные стороны видеороликов, которыми пестрит интернет. И стали снимать своё видео — о библиотеке, книгах и чтении. При этом мы одновременно убиваем нескольких зайцев:

1) сами делаем себе рекламу и распространяем её в Сети;

2) предлагаем детям оригинальный, увлекательный вид досуга — участие в создании видеоролика, причём этот досуг построен на синтезе развивающих библиотечно-педагогических методик;

3) расширяем свои знания в области визуальной культуры, проводя методические учёбы в коллективе. Просто раньше мы говорили только о библиотечных стендах, плакатах, искусстве оформления выставок; теперь к этому перечню прибавилась видеопродукция;

4) мы создаём то, что украшает и делает эксклюзивными наши мероприятия — собственную, авторскую видеопродукцию. Здесь срабатывает эффект

личной сопричастности: дети и взрослые, видя на экране своих знакомых и ровесников, не остаются равнодушными. Часто наши библиотечные ролики распространяются по Сети самими читателями, точно так же они распространяются в городе — их используют педагоги на уроках, ими делятся с друзьями гордые родители «детей-кинозвёзд» нашей BVS.

Мы надеемся, что библиотечное видео вызовет интерес к книжке, про которую оно снято, или к тому, что происходит в библиотеке.

Но даже если процент воздействия на стороннего наблюдателя будет ничтожно мал, есть ещё дети, которые участвуют в этих съёмках. А значит — читают, размышляют, рефлексируют и выдают свои креативные идеи о том, как сделать видеоролики о книгах лучше. Именно это наша приоритетная задача — развивающая индивидуально-групповая работа с читателями, личностное общение с ними, живой разговор о книгах, о чтении, о библиотечной жизни. По сути, это библиотечный клуб. Задумывалось всё именно для этого, хотя эффект оказался шире — проект BVS из числа тех, которые находятся на пересечении реальной и виртуальной жизни библиотеки и эффективно действуют в обоих направлениях.

Я озвучила плюсы, которые мы видим в работе Библиовидеостудии. Но, конечно, есть и минусы. Решение заняться видеосъёмкой в библиотеке влечёт за собой расширение списка профессий, навыки которых придётся осваивать. И, если педагог, психолог — это близкие нам, смежные профессии,

В последние пять лет создание библиотечной видеопродукции приобрело большой размах. Это подтверждают многочисленные конкурсы буктрейле-ров, а также включение в различные библиотечные тематические конкурсы номинации «видеоролики». Да и библиотечные интернет-представительства пестрят собственной видеопродукцией.

Анна Сергеевна Борисова, библиотекарь отдела «Отрочество» МКУК «ЦГДБ им. А. С. Пушкина» г. Саров

-Ъ23£

#05 [239] 2015 Д Л О ^¡{¿Й

то журналист, видеорежиссер, оператор, монтажёр видео — совершенно «из другой оперы».

Ещё два существенных нюанса:

1. Для освоения навыков последних трёх профессий необходим определённый уровня технических знаний, которых, чаще всего, у библиотекарей нет;

2. Как правило, совмещать все три роли — видеорежиссёра, оператора, монтажёра видео — в библиотеке приходится одному человеку, решившему проявить инициативу и начать самостоятельное создание библиотечных видео. Ему придётся самостоятельно отве-

чать на возникающие в процессе работы вопросы: с помощью каких приёмов донести до зрителя свою идею? Как правильно держать камеру в руках, выставлять свет при съёмке и компоновать кадры при монтаже? Каким образом сделать видеонарезку, чтобы из часового отснятого материала получился трёхминутный ролик, логически завершённый и цепляющий внимание зрителя?

Всё это требует массу времени и беспрестанного самообразования. Но с

опытом многие процессы отлаживаются, заранее предусматриваются возможные ошибки и времязатра- ^ ты значительно сокращаются.

За три года существования нашей'' ВУ8 (библиовидеостудии) мы научились:

• заранее обговаривать библиотечными актерами нюансы съёмки, ребята теперь играют лучше и выполняют свои I задачи более чётко;

• у нас меньше бракованных кадров, которые приходится вырезать при монтаже, а иногда по- -лучается снять нужный сюжет с первого раза и вовсе без монтажа;

• натренированный мозг на лету выдаёт идеи новых проектов и отдельных роликов для ВУЯ сценарии уже практически не прописываются, а рождаются экспромтом по ходу съёмок.

Мы поняли, что библиотечные видеоролики могут быть разных жанров, и подход к съёмкам одного жанра может кардинально отличаться от другого. К примеру, видеорепортаж требует навыка работы экспромтом, умения ловить момент. Съёмки же буктрейлера или рекламы мероприятия ведутся на основе сценария, здесь можно заранее продумать мизансцены, отрепетировать.

Вот примерный перечень жанров библиотечного видео:

• видеоанонсы мероприятий,

• мультимедийное оформление к ним,

• видеоотчёты,

• видеоинтервью, опросы;

• видеопоздравления;

• буктрейлеры;

• творчество детей на тему книги и библиотеки (выразительное чтение, театрализацию произведений, клипы на авторские стихи и песни...).

За последние два года нашей ВУ8 реализовано несколько крупных проектов:

• новогодняя творческая видеомастерская (ноябрь-декабрь 2011, 7 роликов)

• серия буктрейлеров (апрель-август 2012, 4 ролика)

• ЗОЖ_Sarov.ru (февраль-март 2013, 10 видеороликов)

• «В десятку!» (июнь-август 2013, 7 роликов)

«ВНИИЭФ вчера, сегодня, завтра» (сентябрь-ноябрь 2013, 5 видеороликов).

Эти проекты сыграли свою роль в жизни библиотеки, в развитии социального партнёрства не только в нашем городе, но и за его пределами. Так, ролики проекта ЗОЖ_8агоу.ги снимались в тесном сотрудничестве со спортивными школами, этот проект стал победителем областного конкурса «Здоровый я — здоровая страна!» Проект «В десятку!» реализовывался совместно с московским объедине-

нием детских писателей и издательством «ЖУК», от которого мы получили книги на призы участникам. Конкурс видеороликов «ВНИИЭФ вчера, сегодня, завтра» был ключевой составляющей грантового проекта, ставшего победителем конкурса социальных проектов РОСАТОМа. Это позволило заработать библиотеке 165 тыс. рублей.

Недостатка в актёрах мы не испытываем — детям это интересно. Библиови-деостудия — увлекательная, комбинированная форма работы, которая начинается с обсуждения идеи будущего фильма, совместного написания сценария, отбора реквизитов, чтения необхо-

димой литературы, репетиции, озвучивания и всего прочего, что связано с видеосъёмками.

BVS хороша и как вариант каникулярной, летней работы, причём она может быть и индивидуальной, и групповой. У нас уже стало традицией, что площадка видеостудии включается в список каникулярных мероприятий и библиотечных квест-игр. Задания предлагаются самые разные: экспромтом сыграть литературного героя, озвучить видеоролик, на камеру дать интервью и т. п. Так что за три года Библиовидеостудия стала неотъемлемой частью жизни нашей библиотеки.

С автором можно связаться: csdb-borisova@yandex.ru

О библиотечной видеопродукции и реализации проекта BVS Центральной городской детской библиотеки им. А. С. Пушкина г. Саров. Буктрейлеры, библиотечные видеоролики, визуальная культура

The article is about library video and the project BVS of the Central City Children's Library named after Alexander Pushkin. Book trailer, library video, visual culture

Д Л О #05 [239] 2015

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком