научная статья по теме Диагностика и развитие инновационного потенциала у студентов инженерного вуза в условиях реализации театральной коммуникации Биология

Текст научной статьи на тему «Диагностика и развитие инновационного потенциала у студентов инженерного вуза в условиях реализации театральной коммуникации»

ники рационального знания. Поэтому последним, по нашему твердому убеждению, не мешает прислушаться к мнению эзотериков, расширяя пространство конструктивного диалога, способного предложить методы предупреждения патологического развития души, адекватные современной картине мироздания.

Список литературы

1. Афанасьев, А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. В трех томах [Текст] / А.Н. Афанасьев. - М.: Современный писатель, 1995. Т.3. 416 с.

2. Брюс, Р. Психическая защита: Руководство по изучению и преодолению невидимых влияний [Текст] / Р. Брюс. - М.: ООО Издательство «София», 2011. 320 с.

3. Штейнер, Р. Воспитание ребенка с точки зрения духовной науки [Текст] / Р. Штейнер. - М.: «Парсифаль» (Издательство Московского Центра вальдорфской педагогики), 1993. 40 с.

диагностика и развитие инновационного потенциала у студентов инженерного вуза в условиях реализации театральной коммуникации

Смаковская Н.и.

Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева, Россия

diagnosis and development of innovative potential have students of engineering university in the implementation of theatrical communications

smakovskaya N.I.

Nizhny Novgorod State Technical University R. Alekseeva, Russia

В статье рассмотрен образовательный потенциал гуманитарных арт-технологий, определены возможности их интегрирования в практику высшего профессионального образования. Автором спроектированы и апробированы театральные арт-технологии как инструменты развития инновационного профессионально-личностного потенциала студента в условиях особой образовательной среды.

ключевые слова: личностные компетенции; гуманитарные технологии; инновационные образовательные технологии; арт-технологии; театральное путешествие; арт-конференция; театральный флешмоб.

The article described the educational potential of the humanities art technology, identify opportunities to integrate them into the practice of higher education. Author designed and tasted theatrical art technology as tools for developing innovative professional and personal potential of the student in terms of special educational environment.

Keywords: personal competences, human technology, innovative educational technologies, the art technology, theatrical journey, art conference, theaterflashmob.

Переосмысление содержания высшего образования в контексте компетентстного подхода, понимание роли личностных компетенций в становлении профессиональной успешности современного специалиста требуют от преподавателей вуза проектирования эффективных образовательных технологий, актуализирующих инновационный профессионально-личностный потенциал обучающихся. Результаты многочисленных зарубежных и отечественных психолого-педагогических и социологических исследований определяют причину неуспешности подавляющего большинства руководителей незрелостью их личностных компетенций, а также отсутствием «ядерных» компетенций как особого качества специалиста, которое возможно развить лишь в условиях уникальной образовательной среды [2].

Как известно, с глубокой древности исследователями отмечается глубокая связь между личностным развитием человека и опытом его художественно-эстетической деятельности, художественным восприятием. Важнейшим в контексте нашего исследования является положение о полифоническом взаимодействии творческих и нетворческих форм активности субъекта в процессе художественной перцепции (Л.С. Выготский, Л.Я. Дорфман, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, Е.Б. Моргунов, П.А. Флоренский). А.Я. Дорфман определяет взаимодействие человека и произведений искусства как цепь взаимопереходов психического в художественное, связывающих воедино субъективный и объективный полюса единого пространственно-временного континуума, в котором «субъективный полюс психического уходит своими корнями в телесные ощущения, а объектный восходит к объектам в плане погружения в них и наделения их психологическими свойствами. Психическое обнаруживает внешние формы и способы существования, а их носителями могут становиться материальные (прежде всего искусственные) объекты, в отношения с которыми вступает человек» [1, с. 119], [10].

Среди многих работ сошлемся на практический опыт внедрения некоторых аспектов искусства в преподавание естественных наук на младшей ступени в вузе, представленный Л.А. Бордонской, В.А. Попковым и А.В. Коржуевым. Авторы рассматривают такие направления взаимодействия искусства и науки, как исследование особенностей и физико-химических свойств материалов для создания произведений искусства, технологии отлива скульптуры, художественного литья, эмали; физико-математическое знание и разнообразные направления живописи (кубизм, импрессионизм, сюрреализм); изучение происхождения теории музыки, акустики зданий, возможности компьютера в сочинении музыки; математика, физика, механика в театре; научная фантастика и научно-технический прогресс и т. д. [5, с. 247-248].

Объектом нашего эмпирического исследования явилось взаимодействие искусства и человека, репрезентированное процессом художественного восприятия в условиях особой образовательной среды, в которую интегрированы театральные арт-технологии. Под арт-технологиями автор понимает гуманитарные образовательные технологии, создающие максимально благоприятные условия для реализации творческого потенциала всех субъектов образовательного процесса, их профессионально-личностного совершенствования средствами искусства [6], [7, с. 103].

Экспериментальной площадкой для апробации театральных арт-технологий явилось пространство гуманитарного проекта «Театр + Мы», действующий в техническом университете с 2006 года. Миссия данного проекта - создать открытую площадку, где встречаются зритель / студент и театр. За данный период участниками данного проекта стало более 600 человек, студентов различных направлений обучения ФХПИ и ФАТЭ технического университета. Для достижения данной цели мы разработали и реализовали на различных этапах работы проекта театральное путешествие, арт-конференцию, театральный флешмоб. Мы полагаем, что данные гуманитарные театральные арт-технологии

позволяют преодолеть «жесткую» алгоритмизацию, «заорганизован-ность» учебного процесса, повысить уровень готовности к инноватике у студентов, создать максимально благоприятные условия для различных инновационных компонентов (мотивационного, когнитивного, нравственно-волевого, гностического, организационного, коммуникативного) в ситуациях взаимодействия студентов и преподавателя в диалоге и полилоге как на предметном, так и на общедидактическом уровнях [7]. Результаты диагностики уровня готовности к инновации представлены в таблице 1. Данные получены методом фокус - группы в ЭГ (участники проекта), самодиагностики (адаптация опросника Т.В. Морозовой).

Таблица 1

Готовность студентов к инновационной деятельности

у студентов ЭГ (по 10-балльной шкале)

№ критерии оценки 2011 год 2012 год 2013 год

1. Мотивационный компонент 6,2 6,3 6,35

2. Когнитивный компонент 5,1 5,17 5,23

3. Нравственно-волевой компонент 6,3 6,38 6,4

4. Гностический компонент 5,25 5,34 5,4

5. Организационный компонент 5,7 5,78 5,9

6. Коммуникативный компонент 6,1 6,23 6,3

7. Средний показатель по всем компонентам 5,77 5,86 5,93

Театральное путешествие мы определяем как технологию, в которой необходимым условием является создание ситуации непосредственной встречи студента (зрителя) с театральным спектаклем. Благодаря этому участники проекта переживают максимально яркие художественные эмоции в силу интимно-личностного общения с миром театральных образов, ситуациями, автором. Путешествие позволяет студентам являться зрителями театров в различных городах. Реализация технологии театрального путешествия проходит поэтапно. Данные этапы

условно обозначены нами как информационный (подготовительный); этап непосредственного погружения в мир образов театрального спектакля; аналитический (этап художественной и личностной рефлексии -от внутреннего монолога к созданию эссе, фотоэссе и фотоотчетов); моделирующий (воплощение в условиях аудиторных занятий моделей и ситуаций театрального спектакля).

Реализации проекта театральной арт-конференции состоялась в стенах Нижегородского государственного академического театра кукол (научно-практическая арт-конференция «Кукла как историко-культурный и коммуникативный феномен»). По-нашему мнению, именно формат арт-конференции позволяет органично интегрировать научное знание и театральное действие, реализованные в форме доклада, презентации, авторского видеофильма, театрализованной кукольной миниатюры, фотоэссе, музыкальной иллюстрации, перформанса, мастер-класса. Данные инструменты создают уникальное пространство для конструирования содержательного и увлекательного арт-полилога. Дискуссия конференции развернулась по таким направлении, как культурно-исторический феномен куклы; национальные особенности кукольной традиции; эстетическая природа куклы как модель социокультурных отношений; кукла в современной семье; реализация гендерных архетипов в кукле; индустрия кукол психическое здоровье человека, театральная коммуникация в политике; эстетика куклы в сфере бизнес-коммуникации.

Арт-конференция получила одобрение со стороны участников проекта. Событие стало образовательным не только для зрителей, но и для телекорреспондентов нижегородских СМИ. Научным итогом научно-практической конференции явились курсовые и дипломные работы, публикации, а также коллективная монография «Коммуникативные практики современности: кукла и кукольный театр» [3].

Театральный флешмоб в образовательном пространстве технического вуза - явление редкое и необычное. Театральный флешмоб мы рассматриваем как технологию, реализация которой в образовательной

практике способствует развитию интеллектуально-творческого и организационно-коммуникативного ресурса студентов, что обеспечивается коллективной спецификой его создания и воплощения. Театральный флешмоб можно рассматривать как акт коллективного художественного творчества, предполагающий актерское перевоплощение всех его участников. В полифоничной тка

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком