научная статья по теме ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ М.М. РУБИНШТЕЙНА Психология

Текст научной статьи на тему «ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ М.М. РУБИНШТЕЙНА»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ, 2009, том 30, № 6, с. 103-109

ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ М.М. РУБИНШТЕЙНА

© 2009 г. Л.Ф. Баянова

Кандидат психологических наук, доцент, декан факультета социальной педагогики и психологии Бирской государственной социально-педагогической академии, Республика

Башкортостан; е-та11:Ьа1ап7@уапёех.гы

Приводятся основные биографические сведения и факты творческого пути Моисея Матвеевича Рубинштейна (1880-1953) - одного из отечественных психологов первой половины XX века. Выделены и проанализированы три этапа использования им диалектического метода в теории творческого антропоцентризма, в трактовке взаимодействия субъекта и мира.

Ключевые слова: диалектический метод, взаимодействие человека и мира, субъект, творчество, культура.

В философской и социологической мысли России первой трети XX века проблема взаимодействия человека и мира определилась как одна из приоритетных, трансформировавшихся в дальнейшем в проблему субъекта и культуры. Общее направление этих исследований связано с преобразованием ее гносеологического смысла в онтологический. Сама проблема возникла из противопоставления человека и мира в рамках гносеологического анализа познающего мир субъекта. С.Л. Франк в известной работе "Душа человека" в 1917 г. пишет, что "проблема человека возникает как общефилософская проблема живого и непосредственного субъекта, соотносительного миру эмпирической действительности" [19, с. 24]. Познающий мир субъект в своей объективации теряется в этом мире, что приводит к угрозе самосохранения субъектности человека. Для философской мысли тех лет возникает необходимость трансляции проблемы субъекта и мира из гносеологии в онтологию. В книге "Я и мир объектов" Н.А. Бердяев четко обозначает необходимость такой трансляции. "Человек, - пишет он, - был превращен в субъект гносеологический лишь по отношению к объекту, к объективированному миру и для этой объективации. Вне же этой объективации, вне стояния перед бытием, превратившимся в объект, субъект есть человек, личность, живое существо, само находящееся в недрах бытия" [4, с. 51]. Этот перенос для Бердяева очевиден. Он пишет, что "вся безысходность теории познания, которая противополагает субъект объекту, познание - бытию, в том, что она изымает субъект из бытия и объективирует бытие" [там же, с. 59].

Важнейшее значение для всей последующей гуманитарной мысли имел не столько перенос проблемы взаимодействия субъекта и мира из гносеологии в онтологию, сколько возникновение психологического понимания этого взаимодействия. Переход с гносеологического на онтологический, а затем и на психологический уровень анализа стал возможным благодаря использованию диалектического метода, направленного на выделение противоречий в анализируемых явлениях. Становление психологического уровня трактовки взаимодействия субъекта и мира наиболее отчетливо проявилось в творчестве М.М. Рубинштейна. Именно диалектика как метод исследования взаимодействия субъекта и мира позволил ему выделить психологический аспект данной проблемы.

Моисей Матвеевич Рубинштейн малоизвестен современной психологической общественности страны, хотя он является автором многих трудов в области гуманитарного знания, написанных в начале прошлого века. Биография и судьба ученого представляют несомненный интерес, поскольку несут в себе отпечаток тех сложных переломных лет в истории России, с которыми совпали годы жизни и работы этого ученого.

М.М. Рубинштейн родился 28 июня 1880 г. в селе Захарове Верзнеудинского уезда Забайкальской области Восточной Сибири. Обучался он сначала дома, а затем в уездном училище и в Иркутской губернской гимназии, которую окончил в 1899 г. В том же году поступил в Казанский университет, но в 1900 г. уехал в Германию, где в течение двух лет изучал естествознание в

Берлинском университете, позже перешел на философский факультет Фрейбургского университета в Бадене и специализировался у Риккерта -основателя баденской школы неокантианства. В 1905 г. Рубинштейном защищена докторская диссертация на тему "Логические основы философской системы Гегеля (1770-1831) и вопросы философии истории" [22]. В графе "образовательный ценз" биографической анкеты им указано следующее: "магистрант Московского университета (1912 г.), доктор философии Фрейбургского университета в Германии (1905 г.)". Особого внимания заслуживает тот факт из архивных записей, что в графе "специальность" им указана "педагогика и философия". Действительно, все годы своей профессиональной деятельности ученый очень активно работал на поприще образования. Так, с 1909 по 1918 гг. он преподавал на Высших женских курсах, основанных В.А. Полторацкой, а годом позже начинает вести занятия и на Московских педагогических курсах имени Тихомирова. С 1912 по 1918 гг. преподает также в Московском университете. С 1911 года он - действительный член Московского психологического общества при Московском университете.

В истории старейшего университета Восточной Сибири - Иркутского государственного университета - имя ученого значится в должности его первого ректора. В мае 1918 г. по директиве наркома просвещения А.В. Луначарского Рубинштейн выезжает из Москвы в Иркутск для создания там госуниверситета. Сам ученый в анкете указывает следующее: "В 1918 г. был вызван Иркутским культурно-просветительским отделом при городском управлении для основания университета в городе Иркутске". Несмотря на сложные политические условия гражданской войны и военной интервенции в Восточной Сибири, шла напряженная работа местной интеллигенции по организации университета. И вскоре он был открыт, а его ректором стал М.М. Рубинштейн. Однако в 1920 г. он по собственному желанию освободился от должности, а по поручению Сибнархо-за осенью 1920 г. основал Восточно-Сибирский педагогический институт, который уже через год слился с университетом. При этой реорганизации создается педагогический факультет, деканом которого был назначен Рубинштейн.

В 1923 г. М.М. Рубинштейн возвращается в Москву, где работает в институте педологии и дефектологии, на Высших педагогических курсах Московского высшего технического университета, в университете Шанявского и в ряде других вузов. Рубинштейн был действительным

членом Германского философского общества "Kantgesellschaft". В 1927 г. он был включен в методическую комиссию по педагогическим высшим учебным заведениям при Отделе вуз Наркомпроса1.

Краткий анализ творческой биографии ученого показывает, что круг его интересов был многогранен, а сфера деятельности весьма широкой. Начав с философии, он в дальнейшем переходит в область педагогической психологии. В предисловии к работе "О смысле жизни" он пишет об этом следующее: "Естественная сама по себе дума над жизнью и миром нашла себе решительное подкрепление в моем интересе к педагогике" [12, с. 6].

В первый германский период творчества Рубинштейном были опубликованы три философские работы, относящиеся к анализу творчества Гегеля и Риккерта. Затем, по возвращении в Россию, он сосредотачивается на исследованиях проблем педагогики и психологии. Переломным моментом его фактического "ухода" от философской проблематики личности в сферу педагогики и психологии стал 1927 г. Вначале возникли трудности с опубликованием работы "О смысле жизни". Она вышла с пометкой "Издание автора". Позже было отказано в публикации его объемного труда "Теория образования. Очерки". И хотя имелось решение о публикации данной работы Издательским советом Высших педагогических курсов при Московском Высшем техническом училище, ее так и не опубликовали. Проблема личности была ключевой в творчестве Рубинштейна. Развивая данную проблему в своих философских работах германского периода, он приходит к идее творческого предназначения человека в культуре. После 1929 г. Рубинштейн прекращает свои исследования проблемы человека и культуры и публикует работы, не характерные для его главной проблематики. Это публикации по стахановскому движению [11], по обучению шоферов на тренажерах [10] и т.п. И только через много лет выходит работа, посвященная воспитанию читательских интересов школьников [7].

Сохранившиеся в архиве Института психологии РАН дневниковые записи Рубинштейна последних лет жизни отражают чувства горечи и одиночества. Он с грустью называет себя "человеком не у дел". От полного отчаяния ученого спасает мысль о творчестве и возможности тво-

1 Фактологический материал по биографии М.М. Рубинштейна приводится по материалам Российского государственного архива литературы и искусства [17].

рить как единственном источнике жизненных сил личности и ее свободы. В архивных записях октября 1952 г. Рубинштейн многократно повторяет идею диалектики развития личности как субъекта культуры: "По Шопенгауэру, истинным символом природы всегда и во всем считается круг. Да, но не для индивида, тем более для человека. Удивительно: берут какой-нибудь один изолированно-отвлеченный признак и на этой основе легко устанавливают "круг". А человек уходит, и он уже никогда не вернется! Полное игнорирование того, что человек не только есть, но он и творит себя, свою сущность, и его существование не исчерпывается одной природой. Поэтому он и не может не страшиться небытия" [9]. Рубинштейн говорит о своем философском мировоззрении как "о теории творческого антропоцентризма - теории творчества сущности" [12, с. 6].

В первую треть XX века философско-психоло-гическая мысль в России была сосредоточена на переосмыслении диалектики Гегеля относительно понимания личности, поскольку этот вопрос предполагает оценку взаимодействия человека и мира. Начав свое научное творчество с исследования диалектики Гегеля, Рубинштейн на протяжении многих лет, вплоть до переломного для себя 1927 г., сохранял интерес к диалектике и личности. К диалектическому методу Рубинштейн обращался трижды. Отношение к нему менялось по мере развития взглядов ученого на личность и ее взаимодействие с миром. Условно мы выделяем три этапа использования диалектического метода в научном творчестве М.М. Рубинштейна.

Первый этап - аксиологический, где мир рассмотрен к

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком