научная статья по теме ДИАЛЕКТИКА НРАВСТВЕННОСТИ И ПРАВА В ФИЛОСОФИИ ВЛАДИМИРА СОЛОВЬЕВА Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «ДИАЛЕКТИКА НРАВСТВЕННОСТИ И ПРАВА В ФИЛОСОФИИ ВЛАДИМИРА СОЛОВЬЕВА»

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО, 2009, № 9, с. 73-79

ПРАВОВАЯ, ПОЛИТИЧЕСКАЯ И РЕЛИГИОЗНАЯ МЫСЛЬ

ДИАЛЕКТИКА НРАВСТВЕННОСТИ И ПРАВА В ФИЛОСОФИИ ВЛАДИМИРА СОЛОВЬЕВА

© 2009 г. А.С. Автономов1

Себя в другом в толпе увидеть И, как чужого, ненавидеть, Потом понять, в конце простить, Войти в себя и снова жить.

В.С. Нерсесянц

Данная статья задумывалась как тема для обсуждения в ходе Третьих философско-правовых чтений памяти академика В.С. Нерсесянца, прошедших в Институте государства и права РАН в октябре 2008 г., в связи с которыми В.Г. Графский по складывающейся традиции чтений подготовил и разослал заблаговременно тезисы "Философия права в России: история и современность". Хотя дискуссия в ходе чтений, к сожалению, пошла не по указанным тезисам, они, представляя собой краткий, но весьма емкий очерк истории отечественной философии права, дают богатую пищу для размышления. Невозможно не обратить внимания на то, что в данном очерке, разделенном на семь непоименованных частей, в первых четырех частях В.С. Соловьев является одним из немногих неизменно упоминаемых мыслителей, несмотря на невозможность причисления его к тем, кто специализировался, если так можно выразиться, на философии права. И такое неоднократное обращение к идеям В.С. Соловьева в коротком очерке истории отечественной философии права отнюдь не выглядит неуместным или нарочитым, а наоборот, органически вписывается в эту историю. По словам В.Г. Графского, "заслуга Вл. Соловьева в том, что он возвысил и укрепил духовное начало в философии права, и сделал это не только с помощью Канта и Шеллинга, но не в последнюю очередь - Хомякова и Киреевского. В этом смысле он является синтезатором западной и российской философско-правовой позиции"2. В связи с этим представляется интересным и важ-

1 Главный научный сотрудник Института государства и права РАН, главный редактор журнала "Государство и право", доктор юридических наук, профессор.

2 Графский В.Г. Философия права в России: история и совре-

менность (Тезисы для обсуждения за "круглым столом").

2008. Архив автора. С. 5.

ным остановиться на рассмотрении некоторых идей В.С. Соловьева.

Обратим внимание на то, что В.С. Соловьев первоначально осуждал право, противопоставляя его однозначно нравственности в религиозном понимании. Не отказываясь от принципиальных установок своей философской системы, В.С. Соловьев прошел довольно сложный эволюционный путь в осознании объективности права как явления и в результате этого в поисках смысла его существования и соотношения права с нравственностью. Именно переход от осуждения права к его оправданию и предлагает в своей диссертации Е.А. Прибыткова в качестве основы для периодизации философии права В.С. Соловьева (1874-1882 гг. - осуждение права, 1883-1900 гг. -оправдание права)3. Ограниченный объем статьи не позволяет подробно рассмотреть указанную эволюцию взглядов русского мыслителя. Вместе с тем, принимая во внимание органическое единство принципиальных основ взглядов раннего и зрелого периодов в творчестве В.С. Соловьева, попробуем разобраться в подходах к соотношению нравственности и права в период наивысшего развития его философской системы. Наиболее значимыми произведениями, в которых излагаются философско-правовые взгляды позднего В.С. Соловьева, являются его книга "Оправдание добра. Нравственная философия" и практически одновременно с ней изданная и созвучная ей работа "Право и нравственность".

Одна из проблем, которая привлекла его пристальное внимание, - соотношение права и нравственности. "Взаимное отношение между

3 См.: Прибыткова Е.А. Философия права Владимира Сергеевича Соловьева. Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2007. С. 11, 16 и др.

нравственною областью и правовою, - пишет В.С. Соловьев в книге "Оправдание добра. Нравственная философия", - есть один из коренных вопросов практической философии"4. Таким образом, речь идет о реальной жизненной проблеме, требующей философского разрешения. И проблема стоит так: может ли право быть безнравственным, а нравственность - антиправовой? Надо сказать, что такая постановка проблемы уже давно известна человечеству, по-видимому, со времени осознания, что наличествуют такие явления, как право и нравственность, и сохраняться она тоже будет, скорее всего, до тех пор, пока указанные явления существуют. Вместе с тем в XIX - начале XX вв. интерес к данной проблеме обострился в силу потребностей осмысления того нового, что происходило в правовой сфере в Европе, Америке, некоторых странах Азии и Африки: внедрение практического конституционализма, кодификации отраслевого законодательства, существенное обновление законодательства в ходе революций, реформ, контрреволюций и контрреформ.

В то же время вместе с изменениями в общественной жизни шла и смена нравственных ориентиров. Однако трансформации в правовой и нравственной сферах происходят асимметрично и асинхронно, что особенно заметно в эпохи коренной ломки устоявшихся общественных отношений и глубоких преобразований практически во всех сферах человеческой жизнедеятельности. Как известно, право обеспечивается государством. Юридические нормы действуют только в том случае, если признаются государством в качестве таковых: они либо содержатся в актах, получивших одобрение соответствующих государственных органов, либо санкционируются государством, когда формируются вне государственных органов (например, нормы обычая). Государство же обеспечивает и действенность правовых норм. Конечно, это позволяет государству оказывать сильное воздействие на развитие права, причем государство способно оказывать на развитие права целенаправленное воздействие. Обратим внимание на то, что нет института, который воздействовал бы на развитие нравственности аналогично тому, как государство воздействует на развитие права. В особенности явственно роль государства в развитии права заметна в условиях проведения преобразований, а в XIX в., как уже отмечалось, во многих странах происходили существенные изменения в политической, экономической, социальной и других сферах.

4 Соловьев В.С. Соч. В 2-х т. Т. 1. М., 1990. С. 446.

Возможно, именно в силу возросшей роли государства к концу XIX в. юристы ряда стран континентальной Европы встали на позицию, согласно которой источником права могут быть признаны только нормативные акты, а за обычаями и судебными прецедентами не признавались свойства источников права, хотя в Средние века не только в Англии, но и в странах континентальной Европы и к обычаям, и к судебным прецедентам часто прибегали как к источникам права. Обратим внимание на то, что и В.С. Соловьев, когда пишет о конкретных проявлениях права, ведет речь исключительно о законе, у которого он выделяет три отличительных признака: во-первых, публичность, т. е. доведенность до всеобщего сведения; во-вторых, конкретность, состоящая в отражении реальных отношений, а не провозглашении абстрактных истин; в-третьих, реальная применимость, под которой понимается удобоисполнимость в каждом единичном случае5. К концу XIX столетия также довольно популярным стало такое направление правовой мысли, как юридический позитивизм. При этом уже отмеченная асимметричность и асинхронность развития права и нравственности неоднократно приводила (и приводит) к различиям в оценках одних и тех же событий или деяний с правовых и нравственных позиций.

К концу XIX в. к проблеме соотношения нравственности и права обращались многие исследователи. Собственно, "Оправдание добра" написано с позиций "полемики с ходячими современными теориями, имеющими опору в высоком авторитете лиц, их выставивших", говоря словами Э.Л. Радлова6. Хотя в самой книге дискуссия не представлена, но она, несомненно, служила интеллектуальным фоном изложения В.С. Соловьевым его оригинальных концептуальных подходов к различным этическим проблемам. "Оправдание добра" в виде журнальных публикаций отдельных глав стало выходить с конца 1894 г., а отдельным изданием вышло в 1897 г.

В.С. Соловьев постулирует неразрывную связь права и нравственности, указывая, что "для вполне последовательного разобщения между правом и нравственностью нужно было бы отказаться от самого слова человеческого, которое на всех языках непреложно свидетельствует о коренной, внутренней связи этих двух идей. Понятие права и соотносительное с ним понятие обязанности настолько входят в область идей нравственных, что

5 См.: там же. С. 459-460.

6 См.: Журнал Министерства народного просвещения. 1897.

№ 11. С. 242.

прямо могут служить для их выражения"7 (обратим внимание попутно на то, что у В.С. Соловьева не возникает каких-либо сомнений относительно неразрывности юридических прав и обязанностей). Итак, речь идет о сходстве терминологии, в которой выражаются правовые и нравственные понятия, как отражении схожести явлений, стоящих за указанной терминологией. В.С. Соловьев выявляет не только сходство, но и генетическое единство права и нравственности. Правда, специально генезисом и историческим развитием права и нравственности он не занимался. Однако, судя по фразе в подстрочном примечании ("такие мнимые законы представляют собой лишь неубранный остаток от древнего состояния слитности или смешанности нравственных и юридических понятий"8), для В.С. Соловьева было самим собой разумеющимся изначальное единство неких правил, из которых со временем выделились юридические и нравственные нормы. Вероятно, в силу самоочевидности для В.С. Соловьева такого хода событий проблематика исторического разделения нравственности и права не привлекает его внимания. Проблема генезиса регулятивной системы общества в целом и различных ее составляющих выходит за рамки исследования В.С. Соловьева. Да и вообще он не рассматривает регулятивную систему общества в целом, не разбирает вопрос о количестве элементов данной системы, а останавливается только на соотношении права и нравственности, которые, как мы сегодня знаем, являются двумя составляющими регулятивной системы общества. В конце XIX в. время для более широкой постановки вопроса, видимо, еще не наступило.

Вообще на генезисе правил, которыми человек должен руководств

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком