научная статья по теме ДИАСПОРИЧЕСКИЕ И ИММИГРАНТСКИЕ СООБЩЕСТВА Экономика и экономические науки

Текст научной статьи на тему «ДИАСПОРИЧЕСКИЕ И ИММИГРАНТСКИЕ СООБЩЕСТВА»

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, 2009, № 10, с. 74-80

МИГРАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

ДИАСПОРИЧЕСКИЕ И ИММИГРАНТСКИЕ СООБЩЕСТВА

© 2009 г. К. Зайка

Одной из важных особенностей нашей эпохи является прогрессирующее изменение расового (этнического) состава населения мира. Европеоидная раса быстро уступает место другим расам или этническим группам. Если в 1960 г. европеоиды составляли 25% населения земного шара, то в 2050 г., по подсчетам специалистов, этот показатель сократится до 10%. Данное явление представляется вполне естественным вследствие более высокой рождаемости в странах Азии и Африки, а также внутри иммигрантских общностей в Европе и Северной Америке.

Настоящая статья посвящена анализу феноменов диаспоры и иммигрантских сообществ.

Еще не так давно культурная идентичность и политическая лояльность людей связывалась исключительно с их принадлежностью к определенному государственному образованию с конкретными территориальными границами. Диаспорические сообщества, представители которых вынужденно покидали страну или регион происхождения, интерпретировались именно в категориях методологического национализма. В современном глобализирующемся мире в условиях беспрецедентного роста иммиграционных потоков и расширения коммуникационных возможностей активно формируется множество иммигрантских и транскультурных сообществ иден-тичностей, которых с легкой руки популярных СМИ стали называть диаспорами. Произошла смысловая инфляция самого термина "диаспора". В статье делается попытка провести разграничение между диаспорическими и иммигрантскими сообществами. Автор пытается ответить на вопрос, что представляют собой современные диаспоры; способны ли диаспоры, в первую очередь мусульманские, органично влиться в состав коренного европейского населения; каковы возможные последствия эволюции части иммигрантов-мусульман в странах Запада в сторону образования диаспор.

ЗАЙКА Ксения Валерьевна, аспирантка ГУ-ВШЭ (memojournal@mail.ru).

ЧТО ТАКОЕ ДИАСПОРА?

Термин "диаспора" произошел от греческого слова зрв1то (сеять, распространять) и предлога Ла (по ту сторону, через). В греческой традиции слово "диаспора" использовалось, во-первых, для обозначения опыта изгнания древних иудеев и, во-вторых, в период античности и средневековья - для описания греческой колонизации Малой Азии и Средиземноморья. Это понятие обозначало торговую экспансию и имело вполне положительный смысл. В XIX в., когда в Европе оформилась система национальных государств, произошло сращение понятий "нация", "государство", "культура" и "территория". Поскольку один из основополагающих постулатов теории национализма предполагает обязательное совмещение политической системы, территории и культуры, понятие "диаспора", в котором такое совмещение отсутствует, приобрело отрицательный смысл. Выражение "внутренний враг", используемое для обозначения диаспорических сообществ, впервые вошло в политическую лексику во Франции в XIX в. применительно к проживавшим в стране католикам и иудеям. Их лояльность французскому государству ставилась под сомнение, поскольку эти группы населения подчинялись негосударственным институциям - папству и авторитету раввинов соответственно.

Аналогичное, политическое, понимание термина "диаспора" имело место и в середине ХХ в. В 50-е годы, во время создания и укрепления коммунистического Китая и эскалации конфликтов в Юго-Восточной Азии (в Индонезии и Малайзии), возникло представление о китайской диаспоре в этом регионе. Термин "пятая колонна" стал применяться в отношении китайских общин, представители которых не выражали лояльность государству проживания, а развивали отношения с Китаем в целях его экономической поддержки.

В духовном плане понятие диаспоры как рассеяния иудеев, шедшее, как уже говорилось, из античной традиции, обусловило отождествление диаспорического опыта с переживанием целым

народом коллективной травмы. Различные этнокультурные и конфессиональные группы, которые пережили вынужденное переселение из страны (региона) происхождения и воспринимали себя как жертвы изгнания, использовали для выражения своего тяжелого коллективного опыта категорию "диаспора". Например, армяне применяли выражение "диаспорическое переживание"1 для характеристики периода рубежа XIX-XX вв., когда подавление их национально-освободительного движения Османской империей вызвало массовую эмиграцию. В качестве примеров травматических исторических событий, приведших к образованию "виктимизированных" (от слова victim, жертва) диаспорических сообществ, обычно называют массовый вывоз рабов из Африки в XVII-XVIII вв., голод в Ирландии в начале XX в., геноцид евреев во время Второй мировой войны2. Опыт вынужденного переселения и переживание исторической травмы определили специфику коллективной памяти и массового сознания тех или иных диаспорических сообществ.

На этом традиционном понимании термина "диаспора", принятом до 60-х годов ХХ в., было основано четкое разграничение диаспор как этнокультурных общин, с одной стороны, и иммигрантских сообществ, сложившихся в ходе расширения трудовых миграционных потоков - с другой. С ростом этих потоков данное различие стало стираться, особенно в странах Северной Америки. Причиной стало изменение отношений между меньшинствами и "культурным большинством" в принимающих обществах. Главными трансформационными факторами явились следующие события: перемены в иммиграционной политике США и Канады (1965 и 1967 гг. соответственно), которые привели к устранению барьеров для иммиграции в эти страны выходцев из неевропейских государств; принятие Закона о мульти-культурализме в Канаде (1971 г.) и аналогичного законодательного акта в Австралии (1977 г.); про-тестные движения среди американских индейцев, протесты в афро-американских гетто; популяризация термина "афро-американская (или черная) диаспора" ("black diaspora").

В 70-е годы под диаспорой стали понимать сообщества иммигрантского происхождения, которые поддерживали устойчивые контакты с исторической родиной3. Это толкование получи-

1 Cm.: Cohen R. Diaspora / International Encyclopedia of the Social and Behavioral Sciences. N.Y., 2001. P. 3642.

2 Cm.: Ibid. P. 3643.

3 Cm.: Connor Walker. The Impact of Homelands upon Diasporas /

Modern Diasporas in International Politics. Ed. by G. Sheffer

ло академическое признание. Однако оно носит скорее идеологический, чем социологический характер. Ведь ввиду технологических новшеств в сфере коммуникации (в первую очередь речь идет, конечно, об Интернете) поддержание постоянных контактов со страной происхождения не требует особых усилий.

Следует отметить, что в 1979 г. в понимание феномена диаспоры была внесена определенная системность. В ходе тематической конференции, проведенной в вашингтонском университете Ховарда, специалисты сошлись во мнении, что понятие "диаспора" следует относить к тем этническим сообществам, которые пережили опыт коллективной травмы и отправились в изгнание добровольно.

В 80-е годы термину "диаспора" было придано новое значение: диаспорами отныне именовались любые сообщества иммигрантов, вне зависимости от причин и условий миграции. Исследователи подчеркивали важность возникновения в принимающей стране диаспорических институтов, объединяющих локальные сообщества, сформированные из иммигрантов "различного типа". Возможности для интенсификации транснациональных взаимоотношений и развития диаспорических институтов обеспечивались бурным ростом телекоммуникационных технологий и изобретением Интернета в 90-х годах.

В это же время многие этнические меньшинства стали использовать термин "диаспора" для определения своего коллективного существования. Значимость данного явления в общественной жизни принимающих стран породила большой интерес к его изучению. С 1991 г. издательство Оксфордского университета выпускает специализированный академический журнал "Диаспора" под редакцией американского литературоведа армянского происхождения Х. Тололяна. Авторы журнала к 1998 г. выделили 34 диаспорических сообщества. Однако в связи с тем, что к "диаспорам" стали относить едва ли не все иммигрантские сообщества, логичным показалось обозначить население британских колоний в Новой Зеландии, Австралии и Канаде как часть "британской диаспоры", но уже не "виктимизированно-го", а "имперского" характера (поскольку данные территории входили в Британскую империю). Абсурдность последнего тезиса вынуждает ученых

N.Y., 1986; Esman M.J. Diasporas and International Relations / Modern Diasporas in International Politics. Ed. by G. Sheffer N.Y., 1986.

вновь обратиться к анализу термина "диаспора", попытаться уточнить его и спасти от смысловой инфляции.

ДИАСПОРА: СУЩНОСТЬ И ВАЖНЕЙШИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

В настоящее время исследование диаспориче-ских сообществ производится в рамках междисциплинарного подхода, включающего теоретико-методологические положения социологии, культурной антропологии, политической экономии, социально-экономической географии, международных отношений. Упомянем, например, о концептуальном критическом переосмыслении понятия "диаспора", произошедшем в последнее время среди антропологов и социологов. Авторы так называемого постмодернистского толка (Стюарт Холл, Пол Гилрой, Джеймс Клиффорд, Аватар Бра)4 трактуют диаспору как форму сознания и определенный набор социальных условий. Концепция "диаспора" становится инструментом критического анализа гегемониальных, господствующих культурных идентичностей и переосмысления транснациональных аспектов формирования коллективных идентичностей. Ди-аспорические практики рассматриваются в качестве низовых стихийных форм сопротивления процессам культурной гомогенизации, исходящим от национального государства, в официальном дискурсе которого доминируют расиализированные представления об этнической принадлежности.

Исследование транснациональных сообществ может включать ряд направлений: причины и условия миграции, отношение к стране происхождения и к стране проживания, взаимоотношения между отдельными группами и влиятельными индивидами в диаспорическом сообществе, оценка представителя

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком