научная статья по теме ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ НАУКИ ТЕОРИИ ПРАВА Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ НАУКИ ТЕОРИИ ПРАВА»

НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ

ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ НАУКИ ТЕОРИИ ПРАВА

Е.В. Пономаренко, кандидат юридических наук, доцент

Теорией права накоплен внушительный объем правового знания, требующий осмысления и освоения. Происходящие в современном мире глобальные интеллектуальные преобразования, обусловлены возвышением человека в правовой сфере. Наука теория права должна сформулировать качественно новые подходы, выработать новый взгляд на право от правопонимания к правовому освоению.

Ключевые слова: освоение, правовое освоение, современная наука теория пра-

Происходящие в современном мире глобальные преобразования, обусловлены возвышением человека в правовой сфере, гуманизацией общественных отношений, все чаще воспринимается правоведами как процесс становления новой цивилизации, новых способов коммуникации и деятельности, определяющих новые цели, задачи, принципы отношений между субъектами [1, с. 2-3; 2; 3]. Исходя из того, что человеку, его естественным правам и свободам в изменяющемся правовом мире, отводится центральное место, наука теория права должна сформулировать качественно новые подходы, выработать принципиальной иной взгляд на право.

Развитие науки теории права связано с преобразованиями фрагментов социальной действительности, правового знания, правовой информации. Оно определяет направления дальнейшего движения правопозна-

ния от правопонимания к правовому освоению.

Развитие науки теории права заключается в дальнейшем совершенствовании юридической науки с целью преобразования и приращения правового знания, правовой информации, правовой онтологии, правовой гносеологии, правовой методологии, правовой антропологии, правовых категорий, правовых конструкций, правовых доктрин, правовых парадигм, правовых гипотез, юридических процессов.

Перед Российской Федерацией имеется ряд альтернатив, выбор одной из которых и определит ее будущее. Одна из альтернатив состоит в продолжении политики реформ в том числе в юридической науке, в разработке новой концепции реформирования общества, коренным образом отличающейся от сегодняшней, на основе учета интересов как общества в целом, так и отде-

льных социальных групп, разработка национальных концепций, доктрин, парадигм развития общества, экономики, науки,культуры.

В настоящий период развития науки теории права осуществляется приращение правового знания с помощью определения целей, задач, принципов, функций и элементов системы науки. Подобная характеристика связана с расширением в последнее десятилетие фундаментальных исследований в области науки теории права, а именно: методологических проблем современного правоведения; теоретических основ юридической антропологии; теории юридического процесса; нравственных оснований современного российского права; естественно-позитивного права; субъекта права.

Таким образом, особенностями развития системы науки теории права являются: 1) предмет познания; 2) категориальный аппарат; 3) концептуальная основа или парадигма.

Результатом соединения эмпирической базы познания нескольких, ранее автономных научных дисциплин является значительное усложнение системы науки теории права.

На современную науку теорию права неизбежно оказывают влияние глобальные мировые процессы. Процесс глобализации воздействует на огромные массы людей, общественные национальные и международные организации, государства и их объединения, под угрозой оказываются стабильность общественных отношений, суверенитеты государств, самобытность этносов, но все же в центре событий снова оказывается конкретный человек [4, с. 339].

Роль науки теории права в данном случае состоит в том, чтобы, с одной стороны, не допустить или минимизировать отрицательные проявления глобализации, обезопасить собственную страну и защитить индивидуальные потребности и интересы человека, а с другой - содействовать положительным тенденциям глобализации, укреплению международного сотрудничества, реализации прав и свобод человека и гражданина.

Под глобализацией в научной литературе понимается обычно некий объединительный процесс, начавшийся в конце ХХ в. продолжающий набирать силу в ХХ1 в. Предпосылкой нынешней стадии глобализации, как неукоснительного расширения всесторонних связей между всеми регионами и народами Земли, является генетическое единство человечества.

Центром преобразований общества в эпоху глобализации являются конкретный человек и его естественные права и свободы. Конкретный человек, обладающий естественными неотчуждаемыми правами и свободами, устанавливает определенные цели, задачи, принципы, для достижения которых он выбирает организационно-правовую форму своего существования. В рамках научной абстракции можно утверждать, что человек выбирает различные организации, в том числе и государство, делегируя ему, часть своих прав и обязанностей, сознательно ограничивая свою свободу в надежде на защиту с его стороны всего комплекса жизненно важных интересов [4, с. 166-168]. В этом смысле, человек, его естественные права и свободы рассматриваются как явления цивилизации и культуры. На-

ходят отражение непосредственно в процессах правопонимания, правотворчества, правореализации и правоприменения.

Наука теория права способна предложить рациональную модель самоорганизации и стать действительным средством дальнейшего философско-теоретического анализа права от пра-вопонимания к правовому освоению.

Современное состояние науки теории права является всеобъемлющим, динамичным, основанным на идеях гуманизма и общечеловеческих ценностях философско-теоретическим образованием. Проблемы науки теории права выражают многозначные и многообразные аспекты ее настоящего и затрагивают перспективы дальнейшего развития.

Существенное влияние на науку теорию права оказывают ценности цивилизации и культуры, правовая аксиология и правовой гуманизм. В русло практической юриспруденции и обыденного правосознания переводятся высокие правовые абстракции и идеалы. Ведущая роль в данном направлении развития принадлежит общечеловеческим ценностям, под лозунгом которых прошел ХХ век, которые изменили «точку отсчета» на Земле. Ценности - это специфическое социальное определение объектов окружающего мира, выявляющих их положительные и отрицательные качества для человека и общества (благо, добро, зло), заключенные в явлениях общественной жизни и природы.

Идеи аксиологии (теории ценностей) возникли с момента разрушения идеологических устоев общества в

древние века. Кризис афинской демократии заставил Сократа поставить вопрос о том, что есть благо.

Для теории ценностей главным является тезис о возникновении и развитии природы ценностей, их месте в реальности и структуре ценностного мира, связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности. Основной категорией теории является ценность, т. е. все многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включенных в их круг природных явлений. Они могут выступать в качестве «предметных ценностей», т. е. оцениваться в плане добра и зла; истины и не истины; красоты и безобразия; допустимого и запретного; справедливого и несправедливого и т. д.

В культурно-исторических процессах (древних веков, средних и т. д.) существовала иерархия ценностей, которые определялись общественным сознанием. Всякое явление получало преобразование в деятельности человека, становилось элементом определенной культуры, приобретало значение и смысл для социальной общности. Каждая общность характеризовалась специфическим набором и иерархией ценностей, их система выступала в качестве наиболее высокого уровня социальной регуляции.

Обращение к аксиологии (теории ценностей), как перспективе развития науки теории права связано с уже внедрившимися естественными правами и свободами человека в правовую систему, правосознание, гражданское общество идеями гуманизации, глобализации, модернизации. По мнению

С.С. Алексеева все большая ориентация на общечеловеческие ценности и гуманитарные начала в нашем мировоззрении в современных условиях совпала с фактически возрастающей ролью права в общественной жизни [5, с. 8-10]. Гуманизм, ценности, аксиология оказали влияние на развитие общегуманитарной мысли, обозначили приоритет и ориентацию на общечеловеческие ценности в теории права.

Привлекает внимание также идея о том, что гуманизм и ценности права следует изучать не только как явление цивилизации и культуры, но и достижение развития человеческого общества, общественных отношений. Право должно занимать ведущее место в современном этапе развития человечества. Оно как бы задает те нормативные ориентиры, которые позволяют упорядочивать социальную жизнь, гарантировать естественные права и свободы человеку и реализовывать свойственную человеку индивидуальность.

Гуманизм и аксиология утверждают, что субъект права не имеет простого, одномерного бытия, его нельзя как природу описать в терминах свойств вещей физического мира. Субъект существует как троичное единство тела, души и духа как биосоциодуховная сущность.

Гуманизм и аксиология рассматривает человека не просто субъектом - личностью, а индивидом. Права и свободы защищают индивида с точки зрения его физического, социального и духовного бытия.

Специфика естественных прав и свобод связана с индивидуальными качествами самого человека. Естественные неотчуждаемые права и свободы

даны человеку по рождению, никем не могут быть отменены или изменены. Они позволяют индивиду быть самим собой. Индивид как бы становится ценностью не только для общества, но и для самого себя. Он является не просто ценностью, а правовой ценностью, потому что все те права и свободы, которые характеризуют социальные и человеческие качества индивида ни кем не регламентированы, а изначально присущи индивиду.

Являясь сопротивлением произволу и беззаконию, естественные права тем самым занимают центральное место, и выступает фактором социального прогресса. В этом смысле, эти права могут выступать и явлением культуры. Фиксировать в нормативной форме духовные ценности и достижения, которые вырабатываются обществом, например: демократия, права челов

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком