научная статья по теме ДИНАМИКА РОССИЙСКОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ И ЭТНИЧЕСКИХ ИДЕНТИЧ-НОСТЕЙ В ТАТАРСТАНЕ Социология

Текст научной статьи на тему «ДИНАМИКА РОССИЙСКОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ И ЭТНИЧЕСКИХ ИДЕНТИЧ-НОСТЕЙ В ТАТАРСТАНЕ»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Молдова на пути к гражданскому обществу. М., 2007.

2. Нестерова СЛ. Защита и укрепление языкового и культурного многообразия в Молдове, как залог демократизации общества // Этносоциология и этносоциологи. Исследования, поиски, воспоминания. М., 2008.

3. Остапенко Л.В., Субботина И.А. Русские в Молдавии: миграция или адаптация? М., 1998.

4. Перепись населения 2004. Статистический сборник. Кишинев, 2006. Т. 1. Демографические, национальные, языковые, культурные характеристики.

5. Независимая Молдова. 2006. 20 октября.

6. Содружество Независимых Государств в 2002 г. Статистический справочник. М., 2003.

7. Содружество Независимых Государств в 2009 г. Статистический справочник. М., 2010.

8. Экономика России и других постсоветских стран. М., 2005.

9. Арутюнян Ю.В. Постсоветские нации. По материалам серии "Этносоциология в цифрах". М., 1999.

10. Кто есть кто в Молдове? Ежегодник. Кишинев, 2001.

© 2011 г.

Г.И. МАКАРОВА

ДИНАМИКА РОССИЙСКОЙ, РЕГИОНАЛЬНОЙ И ЭТНИЧЕСКИХ ИДЕНТИЧНОСТЕЙ В ТАТАРСТАНЕ

МАКАРОВА Гузель Ильясовна - кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института истории РАН Республики Татарстан (E-mail: makarovaguzel@mail.ru).

Аннотация. На основе материалов исследований 1994, 2001 и 2010 гг. анализируются динамика и проблемы этнических идентичностей татар и русских Республики Татарстан (РТ), выявляются их особенности. Раскрывается специфика соотношения общероссийской и региональной идентичностей.

Ключевые слова: этнические идентичности • общероссийская идентичность • региональная идентичность • этнокультурная политика

1990-е - первое десятилетие 2000-х гг. были периодом реализации федеральной и региональных стратегий мобилизации общероссийской гражданской, локальных и этнических идентичностей. Насколько их удалось воплотить в жизнь? Какие идентичности были сформированы либо актуализированы на их пересечении и под влиянием других факторов? Как эти идентичности соотносятся друг с другом? Анализу этих вопросов посвящена данная статья.

Она строится, прежде всего, на материалах социологических опросов. Опрос 2001 г. охватил 1000 человек. В основу повторного опроса 2010 г.1 положена та же

Статья подготовлена при поддержке РГНФ (проект № 10-03-00037а).

1 Опрос проходил в рамках проекта РГНФ "Многообразие в интеграции: динамика соотношения и развития этнокультурных, региональных и общероссийской идентичностей (на примере Республики Татарстан)" (№ 10-03-00037а, рук. Г.И. Макарова), при поддержке Франко-российского центра гуманитарных и общественных наук в Москве.

анкета с некоторыми дополнениями2, участвовали 1003 человека3. Респондентами выступали представители двух наиболее многочисленных в республике этнических групп - русских и татар. Включение в их число представителей иных этнических групп (а их в РТ, по данным переписи 2002 г., более 115) не дало бы сколько-нибудь репрезентативных результатов. Кроме того, используются данные этносоциологического исследования, проводившегося в Татарстане в 1994 г. под руководством Л.М. Дро-бижевой ("Национальное самосознание, национализм и регулирование конфликтов в Российской Федерации. 1993-1995 гг.")4. Анализ указанных материалов дает возможность проследить динамику этнических и гражданских идентичностей населения региона в 1990-2000-е гг.

Обратимся, прежде всего, к анализу субъективной значимости для татар и русских Татарстана этнических идентичностей. Ее индикатором выступают выбранные респондентами (среди предложенных им) суждения, касающиеся их отношения к своей этнической группе. Данные опроса 1994 г. показали высокую актуализированность этнической идентичности относящих себя к татарам (см. табл. 1). Половина представителей этой этнической группы - горожан и почти три четверти жителей села указали, что "никогда не забывают, что они - татары". Это связано с рядом факторов, среди которых не последнюю роль играло продолжающееся в этот период укрепление социально-статусных позиций титульной этнической группы в республике [4, 5]. В то же время рост самосознания татар стимулировался идеологией национальных и политических элит. В определенной степени это могло быть продолжением тенденций рубежа 1980-1990-х гг., когда лидерам национальных организаций удалось всколыхнуть у части населения чувство ущемленности собственного этноса. С другой стороны, высокая субъективная значимость этнической идентичности может трактоваться как следствие начавшей осуществляться в 1990-м г. региональной политики возрождения национальных языка и культуры.

Данные исследования показали большую выраженность этнической идентичности у татар-сельчан. Последнее, отчасти, находит объяснение в том, что для сельских жителей, как правило, более характерны "охранительные" тенденции, приверженность этническим традициям и культуре, чем для горожан. Одновременно в этом факте могла сказаться и начавшая осуществляться в тот период новая стратегия властей республики в области этноязыкового развития, открывавшая особые перспективы для тех, кто знает татарский язык. Сельские же татары, в большей мере свободно владевшие им и обычно получавшие образование на этом языке (что в советский период скорее способствовало ограничению их возможностей в связи с плохим знанием русского), теперь могли использовать язык как некий символический капитал и получать с этого определенные дивиденды.

В свою очередь, среди русских республики тех, кто "никогда не забывает о своей национальности", оказалось лишь чуть более четверти горожан (то есть в два раза

2 Использован ряд вопросов, разработанных Институтом этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН под руководством Ю.В. Арутюняна, М.Н. Губогло, Л.М. Дробиже-вой; заимствованы также отдельные вопросы из анкет межрегиональных исследований, проведенных в 2006-2008 гг. под руководством Л.М. Дробижевой и В.А. Тишкова [1,2].

3 Выборка по городам Рт в 2010 г. более вариативна. В 2001 г. было опрошено население Казани, Набережных Челнов, Азнакаево и Чистополя; в 2010 г. к этим городам добавился Альметьевск (развивающийся центр нефтяной промышленности). По этническому признаку выделялись 3 подгруппы - с преимущественно татарским (где доля татар выше, чем их доля в среднем по сельскому населению Рт, то есть больше 68%), преимущественно русским и смешанным населением. В каждой из подгрупп случайным образом были отобраны районы, в которых проводился опрос. В результате в выборку вошло население районов: Арского, Балтасинского и Кукморско-го - большинство составляют татары; Верхнеуслонского - большинство - русские; Аксубаевс-кого - со смешанным населением, большой долей т.н. меньшинств. На второй ступени выборки применялся квотный отбор по ряду критериев: этническая идентичность, возраст, пол, тип занятости.

4 По РТ выборочная совокупность составляла 1000 чел. Опрос проходил весной-летом 1994 г. в форме интервью [3].

меньше, чем среди татар) и примерно такая же доля сельчан. Как видно, к середине 1990-х гг. отмечалась их гораздо большая индифферентность по отношению к собственной этнической принадлежности. Причем подобного рода настроения могли быть отчасти вызваны тем, что именно русских лидеры национальных движений нередко обвиняли в "прегрешениях" советской национальной политики, а также в "имперскос-ти" мышления, что не способствовало позитивной оценке ими собственной этнической группы. Кроме того, апатию русских могла, помимо социально-экономических и политических факторов, вызвать и культурная политика региона, сконцентрированная тогда на сохранении и развитии языка и культуры татар и нередко "обходившая" вниманием этнокультурные запросы русских.

В начале 2000-х гг. наблюдается сохранение и даже продолжающийся рост показателей интенсивности этноидентификационных процессов у татар. Вариант ответа "никогда не забываю о своей национальности" выбрал несколько больший, нежели в 1994 г., процент татар-горожан и на 11% у больше татар-сельчан (см. табл.). И это при том, что в 2001 г. у респондентов, помимо выбора "крайней", однозначно выражающей приверженность своей этнической общности, позиции была возможность "уйти" в более мягкий, относительно нейтральный вариант ответа: "помню о своей национальности в определенных случаях". В данном же опросе (как видно из сравнения столбцов 1 и 2 табл. 1) он скорее "оттянул" на себя часть тех, кто мог ранее отметить, что своя национальность и национальность окружающих не имеет для него (нее) значение. Такая сохраняющаяся и даже растущая приверженность своей этнической общности среди представителей титульного этноса республики может трактоваться уже как результат благоприятной для татар региональной политики 1990-х гг.

У русских Татарстана к 2001 г. также обнаруживается некоторый, пока незначительный, рост этнического самосознания у горожан и более ощутимый у сельчан. Хотя общее соотношение показателей оставалось тем же. То есть, этническая идентичность на начало 2000-х гг. была гораздо более актуализирована среди представителей титульного этноса региона.

Судя по опросу 2010 г., субъективная значимость этнической идентичности татар в целом сохранилась. Из таблицы видно, что интенсивность ее проявления среди татар-горожан даже продолжала несколько расти. (Правда, такую "динамику" мы во многом получили за счет добавления в выборку 2010 г. населения г. Альметьевска. Здесь позицию "никогда не забываю о своей национальности" отметили 67,7% респондентов). В то же время среди татар-сельчан ее показатели незначительно снизились. В целом же "возрожденная"и не прекращавшая поддерживаться в первое десятилетие 2000-х гг. на региональном уровне идентичность титульной группы оставалась востребованной у значительной части ее представителей.

Что же касается русских Татарстана, то с 2001 по 2010 гг. заметен дальнейший рост значимости для них этничности. Почти в 1,5 раза увеличивается и постепенно приближается к половине доля среди горожан-русских тех, кто "никогда не забывает о своей национальности" (среди сельчан этот рост составляет 9%). На 11 пунктов снижается доля горожан-русских, для которых национальность

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком