научная статья по теме ДОБРОТА, ТЕРПИМОСТЬ И ЭМПАТИЯ В СТРУКТУРЕ НРАВСТВЕННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ Психология

Текст научной статьи на тему «ДОБРОТА, ТЕРПИМОСТЬ И ЭМПАТИЯ В СТРУКТУРЕ НРАВСТВЕННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ, 2014, том 35, № 3, с. 29-39

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

ДОБРОТА, ТЕРПИМОСТЬ И ЭМПАТИЯ В СТРУКТУРЕ НРАВСТВЕННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ

© 2014 г. А. Н. Бражникова

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Брянского государственного университета им. И.Г. Петровского, г. Брянск E-mail: anb5262@mail.ru

На основании теоретического анализа высказано предположение, что любовь к другим людям характеризует высокий уровень проявления доброты, терпимости и эмпатии. Любовь к другим людям рассматривается как центральное звено отношения к другому человеку в структуре нравственно-психологических отношений личности. В результате эмпирического исследования выборки из 369 студентов профессиональных училищ, колледжей, техникумов и ВУЗов определены различия в структуре эмпатии, уровень которой оказался снижен в обследованной выборке, а также показано, что высокий уровень терпимости наиболее часто встречался у студентов ВУЗов, а проявления доброты - у учащихся профессиональных училищ и ВУЗов. Низкий уровень проявления терпимости и доброты наиболее часто встречался у студентов колледжей и техникумов. Установлена факторная структура любви к другим людям в системе нравственно-психологических отношений личности, доминирующим фактором которой выступает "доброта, терпимость", как высший способ реализации отношения к другому человеку.

Ключевые слова: отношение к другому человеку, нравственно-психологические отношения личности, любовь к другим людям, эмпатия, терпимость, доброта, студенты.

Понятие "отношение" является одним из значимых и широко используемых практически во всех науках о человеке. В отечественной психологии "отношение" - предмет активных поисков, многоплановых и целенаправленных исследований (А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев, Б.Ф. Ломов, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, О.С. Аниси-мов, А.Л. Журавлев, А.Б. Купрейченко, В.Н. Марков, В.П. Позняков, Е.В. Старовойтенко и др.). Несмотря на значительное количество работ, проблема отношений не исчерпывает себя, раскрываясь перед исследователями во все новых и новых аспектах. Ибо "все составляющие психической организации человека - от самых низших до высших ее подструктур - связываются, так или иначе, отношениями" [4, с. 112]. Понятие "психологическое отношение" выполняет важную гносеологическую функцию, позволяя проследить взаимосвязь внутреннего, субъективного мира личности и объективно существующей окружающей действительности [20].

В системе психологических отношений личности особое место занимают нравственные отношения [6, 11, 17, 20]. Как подчеркивал В.Н. Мя-сищев, совокупность отношений человека к миру,

людям и себе в своем единстве образуют свойственную человеку нравственную позицию [18]. Нравственное, констатировал С.Л. Рубинштейн, это не просто соблюдение принципов морали. Нравственное определяется отношением с точки зрения того, как человек проявляется, действует, усовершенствуется в себе и других людях. Оценка поступков осуществляется с точки зрения того, возвышают или унижают они человека в смысле достоинства, ценности, морального уровня его жизни, как для себя, так и для других [22]. Проблема нравственности, по замечанию В.Н. Мясищева, является, прежде всего, проблемой нравственных отношений, которые определяют мотивы и выбор поступка. "Нравственные отношения, в свою очередь, характеризуются как определенная совокупность зависимостей и связей, в которые вступают люди между собой по отношению к обществу, коллективу, самим себе в процессе деятельности, как специфический тип общественных отношений, как элемент морали наряду с другими элементами" [18, с. 262]. В свою очередь М.С. Каган выводит ценности из отношений: "...ценность предстанет перед нами именно как отношение, причем специфическое

отношение, поскольку она связывает объект не с другим объектом, а с субъектом, то есть носителем социальных и культурных качеств, которые и определяют сверхиндивидуальное содержание его духовной деятельности; деятельность человека и является реальным отношением, в котором он выступает как субъект" [15, с. 67].

Выделенный В.Н. Мясищевым принцип системности и целостности личности как "ансамбль" отношений позволяет говорить о единой системе нравственно-психологических отношений личности, одним из аспектов которой является отношение к другому человеку. "Лишь через свое отношение к другому человеку человек существует как человек" - отмечал С.Л. Рубинштейн [22, с. 383]. Э. Фромм указывал на то, что высшей, зрелой формой человеческих отношений является любовь. Нравственный закон обязывает нас не на чувство любви, а к делам любви. Любовь является центром отношения к другим людям и во многом определяет нравственность человека [25].

Любовь к другому, по мнению С.Л. Рубинштейна, выступает как первейшая, острейшая потребность человека [22]. Но что означает любить человека? Как справедливо заметила И.А. Джи-дарьян, любовь возникает как самое свободное и непредсказуемое пересечение в одной точке многих глубинных, разноречивых структур и качеств человека, что затрудняет возможность дать обобщающее и, тем более, исчерпывающее ее определение [10, 21]. И как написано в Библии: "Любовь долго терпит, милосердствует, не завидует и никогда не превозносится, не раздражается и не мыслит зла" (1Кор. 13: 4-8,) [1, с. 1256].

Отмечается, что психологические исследования любви ограничиваются чаще всего общетеоретическими рассуждениями и житейскими наблюдениями, так как многочисленные достоинства, которыми обладает любовь, невозможно выделить эмпирическим путем [21, с. 99]. Однако, как указывают многие авторы (А.А. Бодалев, А.К. Бо-харт, Б.С. Братусь, М.И. Воловикова, И.А. Джи-дарьян, В.В. Знаков, К.Э. Изард, Т.Р. Каштанова, Э. Фромм и др.), без ее главных свойств: терпимости, эмпатии и доброты - трудно представить любовь человека к другим людям.

Эмпатия как показатель любви. В современной психологической науке под эмпатией понимают: психологический процесс, позволяющий одному человеку понять переживания другого; деятельность человека, необходимая для того, чтобы особым образом строить общение; особый вид внимания к другому человеку; способность, свойство личности [8].

Рассматривая эмпатию как свойство личности, современные ученые концентрируют свое внимание на изучении особенностей рефлексии, развития социальных чувств, направленности личности в общении, моральной и ценностной ориентации, социального интеллекта, системы отношений к другому человеку, системы социальных потребностей, способности к децентрации, просоциальной мотивации у субъектов эмпатии. Иными словами, изучаются те характеристики личности, которые выражают не только процесс развития эмоций и их "когнитивизации", но и мотив нравственного выбора в пользу другого человека.

А.К. Бохарт, сравнивая представления об эмпа-тии, разработанные в рамках ряда психотерапевтических школ, пришел к выводу, что термином "эмпатия" обозначается группа родственных понятий, в ряду которых большое внимание уделяется отношениям к другому - объекту эмпатии. Эмпатия понимается как совокупность отношений признания, помощи, теплоты, понимания, близости, безусловной позитивности в адрес партнера по общению [5]. С определением эмпа-тии как безусловно положительного отношения к другому соглашается В.В. Знаков. Он также считает, что эмпатия раскрывается через положительное отношение к другому, предполагающее признание целостности его личности. Вместе с тем, В.В. Знаков подчеркивает, что эмпатиче-ское отношение может включать негативную или нейтральную реакцию субъекта на то, что его партнер по общению переживает и чувствует в данный момент [13]. Е.П. Ильиным эмпатия рассматривается как эмоциональная особенность человека, которая играет большую роль в отношениях между людьми, в восприятии ими друг друга, установлении взаимопонимания между ними [14]. По мнению Т.П. Гавриловой, эмпатия в форме сочувствия приводит к актуализации отношений теплоты, доверия, заботы, открытости, поддержки в адрес объекта эмпатии [9].

В работе А.А. Бодалева и Т.Р. Каштановой подчеркивается, что высокий уровень развития эмпатии вызывает заинтересованность и отзывчивость в адрес объекта эмпатии, а также формирует боязнь обидеть других. Авторы указывают на несомненную связь "эмпатичности" с душевным и нравственным здоровьем людей. Заложенное в эмпатии умение проявлять помогающее, альтруистическое поведение в ответ на переживания другого отражает нравственную сущность человека [3].

Эмпатия как положительное отношение к другому означает такое духовное единение лично-

сти, когда один человек настолько проникается переживаниями другого, что временно отождествляется с ним, как бы растворяется в нем, когда объектом эмоциональной восприимчивости индивида становятся переживания других людей, безотносительно к собственному благополучию. Следовательно, эмпатия как безусловно положительное отношение к другому, исключающее насилие и включающее доверие, понимание, уважение, может отражать любовь к другому человеку.

Доброта как показатель любви. Согласно убеждению С.Л. Рубинштейна, "любовь, как утверждение другого человека, есть утверждение конкретной, в человеке воплощенной истины (добра)" [22, с. 390]. Добро в его абсолютном значении - этическое понятие, объединяющее все, имеющее положительное нравственное значение, противостоящее злу. Однако источники добра и зла находятся, прежде всего, в человеке и проявляются в сознательной деятельности и поведении. Следовательно, в узком значении добро следует рассматривать как психологическое понятие. В психологическом аспекте добро -это "то хорошее, приятное и полезное, а значит ценное" [24, с. 138], что делается ради другого в конкретных условиях жизни и деятельности. Добро, по мнению Н.А. Коваль, есть нормальное и должное отношение человека к другим людям, к делу, которому он служит, к окружающему миру в целом [16]. В стремлении делать добро другим и проявляется такая нравственная характеристика человека как доброта. С точки зрения ряда зарубежных авторов, проявление доброты представляется нерешенной загадкой

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком