научная статья по теме ДОКТРИНА СВОБОДЫ И НЕЗАВИСИМОСТИ Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «ДОКТРИНА СВОБОДЫ И НЕЗАВИСИМОСТИ»

УДК 340.12(8=6)

Доктрина свободы и независимости

А.Х. Абашидзе,

доктор юридических наук, профессор РУДН и МГИМО (у), зав. кафедрой международного права Юридического института Российского университета дружбы народов,

вице-председатель Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам

Россия, Москва abashidze.rudn@gmail.com

Исследуется монография М.В. Федорова «Доктрина Симона Боливара». Анализируются строение книги, содержание глав. Обосновывается целесообразность внутреннего построения монографии. Утверждается, что работа является оригинальным и актуальным историко-правовым исследованием, которое вносит теоретический и практический вклад в правовую науку и в решение современных проблем истории государства и права, историю конституционализма, правовых учений.

Ключевые слова: монография, право, доктрина, Симон Боливар, свобода, независимость, идеи, рабство.

Вышедшая в 2014 году монография «Доктрина Симона Боливара» является знаменательным событием в отечественной латиноамери-канистике. Впервые в XXI веке в юридической науке появилось комплексное исследование политико-правовых воззрений выдающегося руководителя Войны за независимость Латинской Америки Симона Боливара «Освободителя». Ее автором является кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Юридического института Российского университета дружбы народов Михаил Васильевич Федоров.

В книге подробно рассматриваются политические, правовые, социально-экономические, педагогические, международные, государственно-конституционные, литературные, философские идеи С. Боливара. Анализируя их в органическом единстве, автор приходит к логическому выводу о существовании политико-правовой доктрины Симона Боливара. Это означает, что политико-правовое мышление Боливара обладает собственными характерными чертами, своеобразием, оригинальностью и уникальностью. Именно эти черты учения так заметно отличают его от других концепций.

В рецензируемой монографии совершенно справедливо отмечается, что доктрина С. Боливара не была изложена им в каком-либо обобщающем систематизированном труде, а содержится в многочисленных выступлениях, письмах, докладах, воззваниях, статьях, декретах и конституционных проектах, которые были созданы Боливаром в течение его многолетней бурной политической деятельности (с. 4). Эпистолярное наследие С. Боливара весьма обширно. Исследователями обнаружено: 2325 писем, 2 конституции, 103 воззвания, 14 манифестов, 4 закона, 3 заявления, 16 речей, 7 статей для журналов, 3 литературных очерка и множество указов, военных приказов, обращений, торжественных речей, призывов, тостов и т. д. Архив С. Боливара в Национальной Академии истории Венесуэлы насчитывает 280 томов документации и по решению ЮНЕСКО в 1997 году включен в программу этой международной организации «Память Мира».

Рецензируемая книга состоит из введения, девяти глав, заключения и списка использованной литературы. Автор использовал оригинальный, но в данном случае оправданный методологический прием, который заключается в том, что в название каждой главы вынесены цитаты из работ самого С. Боливара. Это позволяет из названия главы иметь

^ Федоров М.В. Доктрина Симона Боливара. Воронеж: Наука-Юнипресс, 2014. 192 с.

\

представление о главной идее, принципе данного раздела книги. Логично выстраивая структуру монографии, автор ведет читателя по «волнам» идей Боливара от его первых политико-правовых и философских рассуждений периода Войны за независимость, через анализ его идеологии времен создания конституций для независимых государств, до прощальных посланий в конце его кипучей жизни.

Главы книги носят следующие названия: «Самое священное право — быть независимыми», «Рабство — дитя мрака», «Времена монархий уже прошли», «Мы желаем создать стабильную форму правления», «У всех американцев должна быть одна Родина», «Разделение властей: "я ставил своей задачей не размежевание, а их гармоничную связь, ...связь высших властей"», «Мораль и просвещение — опоры Республики», «Образование — истинный источник счастья», «Религия — закон совести». Такое внутреннее построение монографии представляется целесообразным и объективно обоснованным, так как позволяет подойти к исследованию доктрины Боливара со всех возможных ракурсов и аспектов, формирующих в результате наиболее детальное и целостное представление о зарождении и развитии тех или иных политико-правовых идей Освободителя.

В первой главе «Самое священное право — быть независимыми» автор уделяет основное внимание анализу идей Боливара о независимости. Обосновав неизбежность, необходимость и законность независимости для всех американских колоний Испании, Боливар, в отличие от большинства руководителей антиколониальной войны, считал освобождение от Испании необходимой, но не конечной целью. Это только первый шаг для народов Латинской Америки на пути к «независимости в самом широком значении этого слова». Он четко разграничивал понятия освобождения и независимости. По его мнению, эмансипация является основной предпосылкой независимости. Она имеет исключительно политический аспект. Собственно независимость для Боливара обладала более широким смыслом, представляла как бы итог всего процесса освобождения и создания новой Америки: во-первых, это политическое отделение от испанской империи; во-вторых, правовое оформление свободного континента; в-третьих, абсолютный экономический суверенитет, развитие образования и морали. С. Боливар считал, что независимость — огромный и сложный процесс, который не может быть завершен в короткий срок (с. 21).

Во второй главе монографии «Рабство — дитя мрака» автор рассматривает позицию

С. Боливара по одной из самых острых социально-экономических и правовых проблем того периода — проблеме рабства. Боливар резко выступал против рабства. Он заявлял: «Мне кажется безумием, что в революции свободы стремятся сохранить рабство» (с. 27). Поэтому в мае 1816 года, как только Боливар начал третью кампанию по освобождению Венесуэлы и взял первый город, он сразу провозгласил декрет о свободе рабов. Как справедливо отмечает автор монографии, этот шаг был настоящим подвигом, поскольку в Америке только в одном государстве — Гаити — было ликвидировано рабство. В этот период в США даже не думали отменять рабство, несмотря на наличие конституции. Боливар считал, что рабство не имеет правовой основы, так как противоречит таким неотъемлемым правам человека, как свобода и равенство. Однако Боливар понимал, что одними декретами и декларациями отмены рабства не добьешься, необходимо было создать специальную систему социально-экономических мер, образования и воспитания, направленную на ликвидацию пережитков рабства.

По мнению автора, сопротивление помещиков и клерикалов было настолько сильным, что вынуждало даже некоторых передовых лидеров придерживаться умеренных взглядов в вопросе освобождения рабов, и поэтому в первых конституциях Латинской Америки вопрос об отмене рабства не получил своего окончательного решения, что означало вопиющее противоречие с провозглашенными в тех же конституциях правами и свободами, поскольку на рабов действие конституционных норм не распространялось. Тем не менее величайшей заслугой Симона Боливара является его неустанная борьба за отмену этого позорного института. Борьбу с рабством Освободитель вел до конца своей жизни и на практике отменял рабство своими декретами во всех странах Латинской Америки, освобожденных им от испанских колонизаторов (с. 33).

Вызывают интерес положения главы третьей, в которой рассматриваются спорные вопросы, возникшие в рядах патриотов при выборе формы правления, расколовшие их на монархистов и республиканцев. Как считает автор, несмотря на многочисленные подозрения и противников и соратников Боливара в его склонности к монархии, он был последовательным сторонником республиканского строя, рассматривая республику как лучшую и единственно возможную форму правления в Латинской Америке. Боливар подчеркивал, что действительность «изгоняет сама по себе монархический порядок». Освободитель выдвигал против монархических проектов

самые различные доводы. По его мнению, монархия противоречит одному из основных естественных прав человека — равенству. Знаменательны слова Боливара: «Я не Наполеон и быть им не хочу, не желаю я подражать и Цезарю, а менее всего — Итурбиде... Титул Освободителя выше всех титулов, которые когда-либо были пожалованы за доблесть человеческую. Поэтому невозможно его принизить» (с. 38). В монографии приводится достаточно примеров и высказываний С. Боливара против монархии, которые весьма убедительно подтверждают, что он был приверженцем республиканского строя.

В главе четвертой «Мы желаем создать стабильную форму правления» автор анализирует идеи С. Боливара о форме государственного устройства. Вывод, вытекающий из предпринятого анализа, предельно ясен — Боливар был последовательным унитаристом, который постоянно и резко высказывался против федерации. По мнению Боливара, государственная форма должна соответствовать «характеру и опыту народа», «его обычаям» и «историческим традициям». Представляется уместным привести слова Боливара, процитированные в книге, о том, что «законы должны быть рождены тем Народом, который им подчиняется; что только в чрезвычайно редких случаях законы одной страны пригодны для другой; что законы должны соответствовать физическим условиям страны, ее климату, свойствам ее земли, ее местонахождению, величине, особенностям жизни народа; они должны отражать ту степень Свободы, какую допускает Конституция; учитывать религию жителей, их склонности, их жизненный уровень, их численность, род деятельности, обычаи, воспитание! Вот каким кодексом нам следует руководствоваться, а не Кодексом Вашингтона!» (с. 45).

На наш взгляд, автор мог бы более подробно остановиться на конституционном закреплении республиканизма в первых латиноамериканских конституциях и в конституционных проектах С. Боливара 1819 и 1826 годов. Это позволило бы иметь четкое представление о том, каким образом Боливар формулировал конституционные н

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком