научная статья по теме ДОЛИНА ОМО: ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ СДВИГИ В ХХI ВЕКЕ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ДОЛИНА ОМО: ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ СДВИГИ В ХХI ВЕКЕ»

ДОЛИНА ОМО:

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ СДВИГИ В XXI ВЕКЕ

К.В. БАБАЕВ

Кандидат филологических наук Старший научный сотрудник ИВ РАН

Ключевые слова: Эфиопия, долина Омо, этнокультурные процессы

Исследование, результаты которого суммируются в настоящей работе, проведено в ходе этнографической экспедиции в Южную Эфиопию в декабре 2010 г. В качестве объекта исследования были выбраны народы различных языковых семей, населяющих регион междуречья Омо и Вейто.

Задача, поставленная автором, заключалась в изучении и анализе изменений в хозяйственной деятельности, общественном устройстве, костюме, традициях и обрядах местных народов, происходящих в течение последнего десятилетия и подчас приобретающих причудливые формы. Данный район является поистине уникальным для исследований в области этнографии и изучения культур Субсахарской Африки.

УНИКАЛЬНОСТЬ ОМО

Долина Омо в последние годы привлекает все больше ученых, путешественников, туристов. В первую очередь потому, что здесь, на сравнительно небольшой территории, занятой живописными саваннами и редколесьем, проживают и кочуют народы, принадлежащие сразу к 5 крупным семьям языков Африки. В частности, языки народностей консо, ца-май, арборе, даасанеч (галеб), дорзе принадлежат к

Пожилая женщина народа нянгатом возле хижины на высоком берегу реки Омо.

Карта Эфиопии. Внизу слева - долина Омо.

кушитской семье, языки ари, хамар-банна, башада, каро относятся к омотской семье (кушитские и омотские языки объединяют в составе хронологически более глубокой афразийской макросемьи языков). Языки народов мурси (сури, муун), боди, квегу и сурма относятся к сурмийским языкам (нило-са-харская макросемья), и, наконец, язык народа нян-гатом (буми) принадлежит к нилотской семье.

Это этническое многообразие дополняется прибывающими в регион в последние десятилетия чиновниками, торговцами и переселенцами из центральной части Эфиопии, говорящими на амхара, языке семитской семьи.

Миграционные процессы, интенсивные и непрерывные в этом регионе Африки, исторически засвидетельствованы, начиная с XVIII в. Миграции племен обычно были связаны с засухами, поиском новых удобных пастбищ, нерегулярными разливами реки Омо, влияющими на земледельческую активность, межэтническими войнами. Некоторые процессы можно наблюдать и сегодня, даже несмотря на то, что миграции лимитированы государственными границами.

Уникальность региона для исследований обусловлена также практически полным отсутствием влияния европейской цивилизации на культуру и

быт населения долины. До середины XIX в. регион никогда не входил в орбиту ни одного из крупных государственных образований. В 60-е гг. XIX в. из Кении сюда была направлена английская колониальная экспансия, однако после англо-эфиопской войны 1868 г., пусть и закончившейся поражением Эфиопии, продвижение Великобритании к северу от оз. Туркана (оз. Рудольфа) было остановлено.

Спустя три десятилетия, в 1893-1899 гг., долина Омо входит в сферу влияния империи эфиопского негуса Менелика II. Впрочем, это событие практически не отразилось на образе жизни здешних народов. Родоплеменные обычаи не поколебал даже указ негуса 1907 г. об отмене рабства: в долине Омо он не действовал. У Аддис-Абебы было слишком много других проблемных регионов, чтобы всерьез заниматься относительно спокойными охотниками и скотоводами Юга.

Первые христианские миссионеры из США появляются в городе Джинка в 1927 г. Однако в ходе кратковременной итальянской оккупации Эфиопии (1935-1941 гг.) в 1937 г. были закрыты все местные миссии, американцев отправили домой. Десятилетняя деятельность миссионеров оказалась бесплодной: согласно их данным, в 1937 г. в долине Омо насчитывалось всего лишь 57 новообращенных христиан.

Шестилетнее итальянское присутствие также оказало слабое влияние на культуру долины - в отличие от центральной Эфиопии: например, в столице страны Аддис-Абебе главная площадь по-прежнему называется Piazza.

В послевоенные годы снова начинается проникновение европейских миссионеров на юг страны, но оно было прервано в 1974 г. - на этот раз установлением в Эфиопии диктатуры в результате военного переворота офицеров-«марксистов» во главе с Мен-гисту Хайле Мариамом.

Как ни странно, новая власть способствовала консервации, а не разрушению племенного быта в долине Омо: границы оказались закрытыми для притока иностранных товаров, контакты с соседними Кенией и Суданом почти полностью были сведены на нет, христианские миссии закрыты. А к общинному и протомонархическому общественному устройству племен в долине Аддис-Абеба относилась, напротив, вполне лояльно.

Так и получилось, что проникновение современной западной цивилизации в этот район Африки началось фактически только после 1991 г., после установления в Эфиопии нового правления. В долине Омо, таким образом, мы имеем дело всего лишь с 20-летним периодом полноценного внешнего влияния - по сравнению со столетней как минимум историей активного взаимодействия европейцев и африканцев в Западной, Южной и даже Центральной Африке.

Сегодня эфиопское государство проводит довольно пассивную политику «цивилизования» народов штата Южных Наций, в состав которого входит территория долины. О некоторых действиях местных администраций речь пойдет ниже, сейчас же кратко опишем основные особенности, характеризующие народы, населяющие долину реки Омо.

Женщины арборе заимствовали у соседей-мусульман обычай ношения чёрных шалей.

ЭТНОЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА РЕГИОНА

Ари (155 тыс. человек) - самый крупный народ долины Омо, населяет ее северную часть и находится в постоянном взаимодействии с технологически более развитыми районами центральной Эфиопии. Это предопределяет довольно сильный отход ари от традиционных обычаев, костюма, верований (сегодня более 50% ари - христиане). Кроме того, именно ари являются основным поставщиком металлических изделий и бытовой утвари в долину Омо.

Народы хамар, банна и башада (42 тыс. человек) говорят на взаимопонимаемых диалектах единого языка (по-видимому, разделение трех народностей произошло около 100-150 лет назад, когда их предки появились в долине, мигрируя с севера на юг). Ха-мар выделяются самобытными обрядами, красочными праздниками и упорно сопротивляются западному влиянию. Женщины хамар и банна красят волосы в ярко-коричневый цвет с помощью глины. Что касается башада, их можно, скорее, назвать закрытой кастой, приобретающей черты этнической идентификации: большинство башада - профессиональные гончары, снабжают своими изделиями все народы региона, и потому находятся на особом положении среди народов долины. С ними не воюют, но восприятие их окружающими племенами, скорее, пейоративное, уничижительное.

Каро (ок. 1000 человек) являются потомками южно-

Девушка даасанеч с украшениями, сделанными из бутылочных крышек.

суданских переселенцев, долго скитавшихся по региону и в результате конвергентных процессов в долине Омо воспринявших омотский язык, будучи по происхождению, вероятно, нило-сахарским народом. Еще в середине XX столетия каро считались одним из самых богатых народов долины: помимо скотоводства, они умело выращивали злаки на заливных полях русла Омо, а кроме того, контролировали доступ к редким в регионе соляным копям, обменивая соль торговцам народа ари на изделия из металла и кофе. Именно каро считаются первым из народов долины, начавшим пить кофе и распространившим этот обычай среди соседних племен. В 70-е гг. XX в. серия засух и эпидемии скота, переносимые мухой цеце, серьезно подорвали экономическое положение каро, а в 2007 г. очередная эпидемия привела к массовой гибели людей и почти полному переходу каро от скотоводства к земледелию. Их численность продолжает сокращаться: фактически, на сегодняшний день населенной остается лишь одна крупная деревня, и в этой деревне мы встретили множество девушек, взятых в жены мужчинами из народа хамар. Их дети, вероятнее всего, будут также говорить на языке хамар.

Скотоводческий народ мурси (3000 человек) восточно-суданского происхождения появился в долине Омо из районов северной Кении в начале XIX в. Агрессивность мурси в регионе хорошо известна: вплоть до недавнего времени они непрерывно конфликтовали с соседними племенами квегу и боди, совершая рейды с целью угона скота. В 70-е гг. XX в., впрочем, могуществу мурси был положен конец: множество людей погибло от голода в результате нескольких лет засухи, скот поредел из-за эпидемии, принесенной мухой цеце, а часть их пастбищ в междуречье Омо и Маго была объявлена территорией Национального парка. В дополнение ко всем бедам, в 1987 г. нянгатом повели наступление на земли своих соседей мурси, уничтожив более 150 человек и захватив священные для мурси места захоронений предков.

Сегодня мурси, как и родственные им сурма, широко известны в мире по фотографиям: и туристы, и

Женщина мурси в полном убранстве и с детьми.

Несшитые козьи шкуры - традиционный наряд у хамар.

ученые изумляются их удивительному обычаю разрезания нижней губы девушек для вставки глиняных дисков различного диаметра (до 12-15 см). Истоки этого обычая, возможно, восходят к временам активности работорговцев в Кении: чтобы избежать увода девушек в плен, их сознательно уродовали. Впрочем, сами мурси полагают, что глиняный диск, напротив, делает девушку более красивой, а кроме того, он важен с социальной точки зрения, т.к. несет на себе пиктографическую информацию о размере состояния ее семьи.

Народ нянгатом (соседи называют его буми, 14 тыс. человек) - единственный представитель ни-лотской семьи языков в долине Омо. Предки нянгатом пришли сюда из Уганды, ранее их называли ня-метом (букв. «поедатели слонов»). В 70-е гг. XX в. засуха сильно ослабила нянгатом, они потеряли не менее 10% своего населения в ходе бесконечных конфликтов со своими кровными врагами каро, мурси и даасанеч, однако положение начало выправляться в 80-е гг. Сегодня многие нянгатом переходят от скотоводства к заливному земледелию в русле Омо. Отличительной чертой женщин нянгатом являются десятки ожерелий, носимых на шее, комбинации которых всегда имеют четкое «прочтение»: они несут информацию о кла

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком