научная статья по теме ДОРОГИ, КОТОРЫЕ ВЫБИРАЕТ ИЗРАИЛЬ И.Д. ЗВЯГЕЛЬСКАЯ. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА ИЗРАИЛЬ. МОСКВА, “АСПЕКТ ПРЕСС”, 2012, 358 С Экономика и экономические науки

Текст научной статьи на тему «ДОРОГИ, КОТОРЫЕ ВЫБИРАЕТ ИЗРАИЛЬ И.Д. ЗВЯГЕЛЬСКАЯ. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА ИЗРАИЛЬ. МОСКВА, “АСПЕКТ ПРЕСС”, 2012, 358 С»

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, 2013, № 4, с. 112-120

ВОКРУГ КНИГ

ДОРОГИ, КОТОРЫЕ ВЫБИРАЕТ ИЗРАИЛЬ

© 2013 г.

И.Д. ЗВЯГЕЛЬСКАЯ. История Государства Израиль. Москва, "Аспект Пресс", 2012, 358 с.

Современный Израиль - небольшая страна с очень короткой историей всего в две трети века. Но вряд ли какому-либо государству, образовавшемуся в постколониальный период, в эпоху после Второй мировой войны, уделялось столько внимания в мировой исторической и политической литературе. В отечественной историографии темы, связанные с внутриполитическим развитием Израиля, его положением на международной арене, разработаны в значительно меньшей степени. Выходившие в советский период монографические научные исследования и публицистическая литература по этим вопросам отличались крайней идеологизированностью, были нацелены в основном на разоблачение Израиля как "орудия империализма на Ближнем Востоке". Это создавало искаженную, если не сказать фальсифицированную, картину сложных политических и социальных процессов в молодом государстве, его борьбы за существование в непростой региональной и международной обстановке.

Только в последние два десятилетия у российских исследователей появилась возможность объективно, без оглядок на идеологические установки пресловутой "инстанции" - ЦК КПСС - заниматься изучением Израиля. В этом отношении рецензируемая книга доктора наук, профессора И.Д. Звягельской является знаковой для нашего израилеведения. В ней автор попыталась дать собственные ответы на те вопросы, которые сегодня широко обсуждаются в мировой научной литературе, посвященной Израилю. Именно поэтому данная монография, хотя и представляет собой дополненную и исправленную версию раздела "История Израиля" в коллективном труде "Государство Израиль", опубликованном в 2005 г., все же составляет самостоятельный научный вклад в изучение истории этого государства и ближневосточного конфликта. И.Д. Звягельская - один

из ведущих ближневосточников в нашей стране -не только основывает свои суждения и выводы на новейших документальных свидетельствах, монографических исследованиях зарубежных специалистов, но и использует свой многолетний личный опыт общения с израильскими, арабскими, американскими политиками, учеными, общественными деятелями. Всестороннее знакомство с разнообразными, зачастую противоположными точками зрения на политику Израиля, на ближневосточный конфликт дало возможность Ирине Доновне выработать собственную, очень взвешенную позицию, отличающую ее работу от многих публикуемых сегодня изданий.

Во Введении автор оговаривается, что она ограничилась рассмотрением регионального и международного контекста, в котором происходило становление государства, сознательно оставив за скобками социально-экономические проблемы и многие вопросы внутриполитического развития страны. Такой подход представляется вполне оправданным, так как за последние годы появился ряд работ как российских, так и русскоязычных израильских специалистов, в которых достаточно подробно освещаются и политическая система этого государства, и проблемы его общественного, экономического развития. В то же время в нашей историографии нет отдельного исследования, в котором история Израиля рассматривалась бы через призму взаимоотношений с его региональными соседями, а также в свете доминировавшего во второй половине XX в. противостояния СССР и США, распространявшегося и на Ближний Восток.

И. Звягельская пишет, что периодизация израильской истории в значительной мере определялась фазами ближневосточного конфликта, - именно палестинская проблема "обусловила тяжесть и трагизм борьбы за создание Государства

Израиль, выбор внешнеполитических ориентиров, формировала программы партий и общественное мнение, потребности общества в определенном типе политических лидеров, одновременно разделяла и сплачивала различные группы населения" (с. 7). К этому можно лишь добавить, что и сегодня, несмотря на все усилия так называемого национального лагеря1, направленные на то, чтобы приглушить значение палестино-израильского конфликта, вывести его в разряд маловажных проблем, не поддающихся решению на современном этапе, палестинская проблема не сходит с повестки дня внутриполитической борьбы в стране. Отсутствие перспектив ее политического решения отзывается сохраняющейся изоляцией Израиля в Ближневосточном регионе, бьет по его международному престижу, авторитету.

Жизнь в условиях перманентного конфликта, во враждебном арабском окружении способствовала формированию специфического национального самосознания израильтян, которое, в свою очередь, обусловило и своеобразие внутриполитического развития, и внешнеполитическую деятельность государства. Неотъемлемой частью израильского самосознания остается историческая память о муках и гонениях, которые переживал еврейский народ на протяжении всей истории, о массовом уничтожении евреев гитлеровцами во времена Второй мировой войны и о фактическом предательстве других народов, равнодушно взиравших на страдания евреев. На страницах книги И. Звягельской красноречиво повествуется и об ужасах нелегальной иммиграции 40-х годов (с. 50-51), когда Великобритания, исходя из своих политических соображений, перекрыла евреям дорогу в Палестину.

В собственном государстве евреи рассчитывали обрести безопасную гавань, защитника народа от вечных мук преследований, угрозы уничтожения. Однако зародившийся еще в догосударственный период конфликт с арабским населением Палестины с образованием Израиля превратил евреев в мишень для всего арабского мира, не признавшего права еврейского народа на создание собственного государства на землях, исторически принадлежавших, с точки зрения арабов, только им и являющихся священными для последователей ислама. С первых шагов существования государства израильтяне оказались в окружении непри-

1 Сторонники жесткого, бескомпромиссного курса в отношении палестинцев предпочитают именовать себя "национальным лагерем" - в отличие от "лагеря мира", выступающего за уступки п о территориальным и другим вопросам ради заключения мира с арабами.

миримых врагов, угрожавших их существованию, и такая ситуация не могла способствовать преодолению психологии "осажденной крепости", корни которой следует искать в массовом сознании жителей еврейских гетто в Европе. На страницах монографии можно найти целый ряд примеров, как эта психология борьбы за выживание формировала общественное сознание в переломные для страны исторические моменты. Так, рассказывая о ситуации накануне "шестидневной войны" 1967 г., И. Звягельская пишет, что арабские угрозы стереть Израиль с лица земли порождали у его граждан своего рода коллективный психоз, чувство незащищенности. "Население воспринимало создавшийся кризис не как угрозу израильской навигации в Тиранском проливе, а как угрозу собственному существованию" (с. 156). Такой настрой общественного мнения обеспечивал поддержку наиболее воинственным силам в израильском руководстве, считавшим войну единственным способом решения проблем с соседями по региону.

Особенности национальной психологии проявляются и в современном контексте, в частности, в связи с отношением Израиля к ядерной программе Ирана. Автор пишет, что в этом вопросе наряду с прагматизмом присутствует высокий накал эмоций. Действительно, помимо того, что вероятное появление ядерного потенциала у воинственного соседа приведет к серьезному изменению баланса сил в регионе, отрицание иранским руководством факта массового уничтожения евреев в годы Второй мировой войны - Холокоста - воспринимается в Израиле как еще одно доказательство исходящей от него экзистенциональной угрозы еврейскому государству. При этом в общественном сознании на задний план отодвигаются опасности, исходящие от неурегулированности палестино-израильского конфликта. Эксплуатация памяти о прошлом, неизжитого комплекса жертв массового уничтожения дает возможность нынешнему руководству страны выполнять двоякую задачу. Во-первых, обеспечивать сплочение израильского общества на почве противостояния нарастающей ядерной угрозе вплоть до нанесения превентивного удара по иранским ядерным объектам. Во-вторых, уходить от решения палестино-израильских проблем, требующего тяжелых уступок со стороны Израиля, в которых большая часть населения страны в настоящее время не видит необходимости.

Характерная для израильского менталитета абсолютизация силы для защиты собственного государства и своего существования в нем развива-

лась и как реакция на арабскую непримиримость, несговорчивость, категорическое нежелание признавать за евреями какое-либо политическое или моральное право на суверенитет даже над частью Палестины. В книге И. Звягельской ярко показаны попытки израильских лидеров договориться с арабскими соседями, предпринимавшиеся после войны 1948-1949 гг., когда наибольшую заинтересованность в прямых переговорах с государством-соседом проявляла Иордания, у которой имелись переплетающиеся с ним интересы в области экономики и безопасности. Но реализовать их в условиях жесткой антиизраильской позиции всего арабского мира не представлялось возможным (с. 68-72). Непосредственно после войны 1967 г. формула "трех нет" Израилю ("нет" миру, "нет" признанию, "нет" переговорам), принятая арабским совещанием в верхах в Хартуме, оказала большое влияние на ужесточение позиций израильского правительства по вопросу об оккупированных территориях (с. 170-171). Уже в первые десятилетия существования государства в национальном сознании израильтян утверждались представления о непреодолимой арабской враждебности в отношении евреев, которая к тому же намеренно культивируется арабскими политическими лидерами и авторитетными религиозными деятелями.

Войны, ведшиеся Израилем на протяжении 60-ти с небольшим лет его существования, формировали его историю в значительно большей степени, чем любого другого государства, появившегося на карте мира во второй половине XX века. Прежде всего это относится к войне 1967 г., которую израильтяне стали называть "шестидневной", подчеркивая молниеносный характер своей победы над противником.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком