научная статья по теме ДРАМА АРАБСКОГО ВОСТОКА Экономика и экономические науки

Текст научной статьи на тему «ДРАМА АРАБСКОГО ВОСТОКА»

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, 2014, № 11, с. 77-87

= БОЛЬШОЙ БЛИЖНИЙ ВОСТОК

ДРАМА АРАБСКОГО ВОСТОКА © 2014 г. Г. Мирский

Внезапное вторжение в Ирак суннитских боевиков из группировки "Исламское государство Ирака и Леванта" (ИГИЛ), прославившейся перед этим своими бесчинствами в Сирии, стало мировой сенсацией. Казалось бы, ограниченная, локальная по своему масштабу военная операция одной из исламистских организаций сразу же превратилась в международный конфликт, в который оказались вовлеченными такие мощные внешние силы, как США и Иран. Последствия открытия суннитскими радикалами "второго фронта" в Ираке могут быть тяжелейшими для всего региона. С одной стороны, это грозит распадом иракского государства и делает еще более вероятным расчленение Сирии. С другой стороны, наступление суннитских радикалов на шиитские районы Ирака может знаменовать начало активной фазы суннитско-шиитского противостояния, что означает конфронтацию между главной шиитской державой - Ираном и "суннитским тяжеловесом" - Саудовской Аравией и, в частности, ставит в исключительно неудобное положение США, позиции которых на Ближнем Востоке за последние годы существенно ослабли. С третьей стороны, переименование ИГИЛ в ИГ ("Исламское государство") и провозглашение Халифата, пусть даже на ограниченной территории нескольких провинций Ирака и Сирии, может стать сигналом для активизации "джихадистов" в различных регионах, не исключая и России.

Ключевые слова: исламисты, "джихадисты", сунниты, шииты, "Аль-Каида", Халифат.

Статья поступила в редакцию 07.06.2014.

СУННИТЫ И ШИИТЫ

Прежнее название ИГИЛ - "Аль-Каида в Ираке" (буквально - в Двуречье, или Месопотамии). Итак, транснациональная террористическая исламистская "джихадистская" суннитская ваххабитская организация "Аль-Каида". Из всех этих слов-определений важнее всего два - суннитская и "джихадистская". Начнем с первой и освежим в памяти читателя некоторые основные факты, относящиеся к расколу мусульманской религии на два толка - суннитский и шиитский.

Основатель ислама Мухаммед имел фактически три ипостаси: первая -расуль, посланник Аллаха (отсюда исламский символ веры, шахада: "Нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммед - посланник Аллаха"); вторая - наби, пророк; третья - имам, духовный руководитель, глава мусульманской общины, имеющий также титул амира, "повелителя верующих". Естественно, в качестве посланника Аллаха и пророка заменить Мухаммеда после его смерти никто не мог, но было абсолютно необходимо, чтобы кто-то стал заместителем главы

МИРСКИЙ Георгий Ильич, заслуженный деятель науки, доктор исторических наук, главный научный сотрудник Центра проблем развития и модернизации ИМЭМО РАН, РФ, 117997, Москва, Профсоюзная ул., 23 (imemoran@imemo.ru).

мусульманской общины, уммы, которая уже образовала собственное государство, стремительно разраставшееся в результате военных завоеваний соседних стран воинством, вышедшим из пустынь Аравийского полуострова под знаменем ислама. Нужен был халиф, то есть заместитель имама (амира), предводитель уммы и глава первого мусульманского теократического государства. Но Мухаммед, не имевший сыновей, не успел также и назвать имя своего преемника. И хотя ближайшим сподвижником пророка был его двоюродный брат и зять Али, первым халифом стал в 632 г. тесть Мухаммеда Абу Бакр. Многочисленные сторонники популярного Али, называвшие себя шиат Али (шиа - группа, партия, отсюда и слово "шииты") сочли Абу Бакра узурпатором, равно как и последовавших трех халифов. Али все же стал четвертым халифом, но вскоре был убит. Его сына Хусейна, внука пророка, шииты провозгласили халифом, но в 680-м г. Хусейн пал в бою со сторонниками альтернативного халифа Муавия. День гибели Хусейна - траурная дата для всех шиитов, а место его гибели, иракский город Кербела - главная шиитская святыня, как и Над-жаф, где покоится прах Али. В глазах шиитов Али и Хусейн являются мучениками.

Не найдя согласия по поводу того, должен ли имамат, верховная власть имама, переходить к из-

бранному халифу или передаваться по наследству только прямым потомкам Мухаммеда, два течения мусульман образовали непримиримые враждующие группировки. Оппоненты шиитов, одержавшие победу и создавшие Омейядский халифат, численно намного превосходили соперников и объявили себя "людьми Сунны" (Сунна - вторая по значимости после Корана священная книга мусульман; шииты тоже ее почитают, полагая, однако, что суннитская трактовка ислама искажает истину и принижает роль Али, который в глазах шиитских богословов чуть ли не равен самому Мухаммеду). За ортодоксальным большинством мусульман закрепилось название "сунниты".

Хотя шииты составляют лишь одну десятую часть почти 1.5-миллиардного мусульманского населения планеты, шиизм - не секта, а один из двух основных толков ислама наряду с суннизмом. Шииты убеждены, что предводителем уммы может быть только прямой потомок пророка от его дочери Фатимы и Али. Самая многочисленная из шиитских общин - "двунадесятники" - признает последовательно двенадцать имамов из рода Али (причем двенадцатый имам исчез в IX в., и возвращения "скрытого имама" ожидают и поныне; "двунадесятники" доминируют в Иране и Ираке). Есть и другие общины: исмаилиты, зейдиты, друзы, нусайриты (последние под именем алавитов образуют правящую группировку в Сирии).

Казалось бы, какое значение эти древние события имеют сегодня? Можно ответить вопросом: а насколько актуальна история взаимоотношений между двумя ветвями христианства - православием и католицизмом? Много ли христиан вообще знают, что одной из главных причин раскола между Западной и Восточной церквями явился вопрос о том, от кого исходит Святой Дух - только ли от Бога Отца или также от Бога Сына?

Теологические разногласия между суннитами и шиитами имеются, но они сегодня совершенно неактуальны. Главное - это не религиозные, а исторические, идейные, в конечном счете социальные противоречия. Сунниты, как и шииты, считают только себя истинными мусульманами, а оппонентов ставят лишь на одну ступеньку выше кафиров, то есть "неверных". На протяжении всей своей истории шииты в арабских странах подвергались гонениям, ощущали себя людьми второго сорта. Нередко им приходилось скрывать свою принадлежность к шиитской конфессии; недаром среди них укоренилось особое понятие - такия - допустимость сокрытия своей веры, главным образом в случае опасности. Но, с другой стороны, такое положение помогло шии-

там сплотиться, солидаризироваться, ощутить свою особую общность. Накапливавшееся столетиями чувство унижения, непреходящая вековая боль - рано или поздно должны были дойти до критической точки и вырваться наружу.

Для того чтобы "скрытый снаряд" взорвался, требовались только подходящие условия, и они назрели в виде исламской революции 1979 г. в Иране, который всегда был единственной крупной шиитской державой. Бунтарский "шиитский дух", исконная убежденность шиитов в допустимости свержения неправедного правителя, всенародное восстание против шаха, "тирана, угнетателя и отступника от законов ислама", фанатичная вера в вождя, великого аятоллу Хомейни - таковы основные элементы мощного движения, в котором слились воедино и жажда справедливости, и протест против произвола, и стремление защитить традиционные исламские ценности от напора чуждой прозападной модернизации. Был дан сигнал всему шиитскому миру, могучий толчок к пробуждению вечно дискриминируемой и обездоленной шиитской общины. Поднял голову арабский шиизм.

Из 21 арабской страны сунниты находятся у власти в 20. В Ираке и Бахрейне они составляют большинство, в Ливане - меньшинство, но крайне активное и динамичное. Именно в Ливане, где шиитская община прозябала на самой нижней ступеньке социальной лестницы, шииты воспрянули с особой силой.

Решающую роль здесь сыграли иранцы, создавшие организацию "Хизбалла" и давшие ей деньги и оружие. Вторым партнером ливанских шиитов стала Сирия, и тогда возникла ось Тегеран - Дамаск. Во время гражданской войны, вспыхнувшей в 1975 г. без участия шиитов и ознаменовавшейся впоследствии вводом в Ливан израильских, американских и французских войск, шииты самым энергичным образом выступили против интервентов, из среды шиитов вышли первые арабские смертники-шахиды. В октябре 1983 г. они взорвали казармы, в которых погибли 241 американский, 58 французских и 29 израильских солдат, после чего все три правительства вывели из Ливана свои войска. Министр обороны и будущий премьер-министр Израиля Ицхак Рабин сказал, что из всех сюрпризов, которые преподнесла война в Ливане, "самый опасный заключался в том, что война выпустила шиитов из бутылки. Никто этого не предвидел, я не мог найти ничего ни в одном донесении разведки" [1, р. 169].

Случилось то, чего никто не мог предвидеть: шииты стремительно взметнулись с самого дна

общества наверх. К удивлению арабов других конфессий, извечно дискриминируемая и презираемая маргинальная община породила наиболее стойких и самоотверженных бойцов. Но это вызвало у многих суннитов отнюдь не восхищение, а страх, тем более что в 2003 г. американская интервенция в Ирак привела к краху суннитского господства, шииты же вышли там наверх.

ПОЛЕМ БИТВЫ СТАНОВИТСЯ ИРАК

Власть в Багдаде всегда была суннитской, ведь Ирак столетиями был провинцией Османской империи, а турки - сунниты, и в подчиненных Стамбулу странах правящая элита, естественно, состояла из суннитов. К моменту достижения Ираком независимости в 1932 г. 21% населения страны составляли арабы-сунниты, 53 - арабы-шииты, 14% - курды-сунниты, остальные - христиане и маргинальные мусульманские общины. Главным объектом преследований со стороны багдадских суннитских властей всегда были курды, но при фашистской диктатуре Саддама Хусейна под удар попали и арабы-шииты. Без знания этого нельзя понять того, что происходит сегодня. Во второй половине 70-х из Ирака были высланы до 200 тыс. шиитов, обвиненных в иранском происхождении и принадлежности к "пятой колонне". Шиитскую организацию "Ад-дауа", вынужденную действовать в подполье, разгромили, а ее лидера - аятоллу Мухаммеда Бакр ас-Садра, ко

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком