научная статья по теме ДРЕВНИЕ БОЖЕСТВА ИНДЕЙЦЕВ УИЧОЛЬ К ВОПРОСУ О БЫТОВАНИИ ДОХРИСТИАНСКИХ ВЕРОВАНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ МЕКСИКЕ Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «ДРЕВНИЕ БОЖЕСТВА ИНДЕЙЦЕВ УИЧОЛЬ К ВОПРОСУ О БЫТОВАНИИ ДОХРИСТИАНСКИХ ВЕРОВАНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ МЕКСИКЕ»

МИР. ЭТНОС. НАЦИЯ

О.В.Соколова

Древние божества индейцев уичоль

К вопросу о бытовании дохристианских верований в современной Мексике

По данным переписей населения, с конца XIX в. до 1970-х годов Мексика являлась монорелигиозным государством, в котором почти 100% жителей были католиками. Однако к началу XXI в. католическая церковь, судя по данным исследований, сдала свои позиции. Последние переписи выявили среди мексиканских граждан значительное количество приверженцев других, доселе не учитывавшихся форм религии. Об одном из таких религиозных течений, а именно о верованиях индейцев уи-чоль, и пойдет речь в данной статье.

Ключевые слова: религия, традиционное мировоззрение, ритуальные практики, этнии, уичоль, Мексика.

Мексика является вторым после Бразилии государством мира по количеству католического населения. Согласно переписи 2010 г., этот вид христианства в ней исповедуют 84 млн 217 тыс. человек, что составляет 74% от общей численности населения. 83% мексиканцев признают себя христианами. Католическая церковь оказала сильнейшее влияние на культурный облик страны. Католицизм удерживает прочные позиции в сознании мексиканцев даже под усиливающимся в последние десятилетия натиском других христианских конфессий — по преимуществу протестантского направления. Распространение католичества осуществлялось с первых лет присутствия европейцев в Латинской Америке, и впоследствии единая религия выступила одним из факторов сплочения мексиканского общества. Однако некоторые его группы остались в стороне от преобладающего вероисповедания. Это прежде всего касается некоторых индейских сообществ, подвергшихся христианизации, но сохраняющих дохристианские верования. К таким сообществам относятся индейцы уичоль, которые вос-

Ольга Владимировна Соколова — соискатель ученой степени кандидата исторических наук, старший лаборант отдела этнографии народов Америки Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН в С.-Петербурге (sokolovaolga@gmail.com).

приняли отдельные элементы христианства, но при этом не перестают почитать своих древних богов. Они не только открыто отправляют традиционные обряды, но и создали на их основе специфическое народное искусство; производимая продукция стала популярной на рынке этнических товаров.

Знакомство «цивилизованного» западного общества с самобытной культурой уичоль началось в конце XIX в., когда район их обитания посетил норвежский этнограф Карл Софус Лумхольц. Ученый уделил особое внимание богатству символики культовых предметов этой группы коренных жителей Мексики. В его трудах, написанных по итогам экспедиции, собраны обширные сведения относительно типологии и ритуального назначения культовой атрибутики. Он упоминает о способе декорирования поверхностей ритуально значимых предметов при помощи шерстяных нитей и бисера, наклеенных на слой пчелиного воска. Существование этой техники подтверждают коллекции, относящиеся к культуре уичоль того периода, в том числе и хранящиеся в Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН. Во второй половине XX в. индейцы стали изготавливать красочные картины из шерстяных нитей, закрепленных на листах фанеры при помощи воска. Развивалась также техника декорирования бисером, в результате чего появились скульптурные изображения животных, маски, чаши и прочие декоративные изделия, поверхность которых покрыта плотным орнаментом из разноцветных бусинок. Эти произведения народного творчества, в основном предназначенные для продажи, иллюстрируют богатый фольклор индейцев, который так заинтриговал первых исследователей их культуры, в том числе немецкого этнографа Конрада Теодора Пройса, пытавшегося на основе религиозных воззрений уичоль и соседних с ними народов кора и науа решить вопрос происхождения их религии и прояснить некоторые детали древнемексиканских верований, существовавших до появления на континенте европейцев. Будучи приверженцем преанимистической теории, Пройс стремился доказать, что колдовство приоритетно над всеми прочими формами религиозных воззрений. Религия уичоль предоставила исследователю обширный материал, который он интерпретировал согласно своей гипотезе. По сей день принято считать, что в мировоззрении этих людей сохраняются элементы древнего месоамериканского происхождения. Христианизация района проживания уичоль была осложнена его труднодоступностью и сопротивлением коренного населения.

Особенности культуры. Уичоль, или вишаритари, как они сами себя называют, — земледельческий народ, обитающий в местности Гран-Наяр на западе Мексики. Площадь территории их компактного проживания составляет 4 тыс. км2. Основные поселения располагаются в северной части штата Халиско и частично на северо-востоке штата Наярит. Соседние земли занимают индейцы кора, тепеуаны, тепеканы и группы метисного населения. В настоящее время уичоль живут и в этнически смешанных населенных пунктах сельского и городского типов в пределах штатов Наярит, Халиско, Сакатекас, Дуранго и Сан-Луис-Потоси1.

Общая численность уичоль составляет около 20 тыс. человек, из которых 10 тыс. проживают в границах этнической территории2. В лингвистической классификации уичоль относятся к группе корачоль юто-ацтекской

языковой семьи. Ее представители населяют центральную и западную Мексику и юго-запад США.

Индейцы уичоль хорошо приспособлены к природным особенностям горного ландшафта. Традиционно они подготавливают под посевы участки на склонах гор. В условиях недостатка пригодной для обработки земли и скудости почв уичоль культивируют кукурузу, амарант, бобы, тыкву, перец чили, маленькие томаты. Земледельческими орудиями служат нож-мачете, палка-копалка и мотыга, в некоторых хозяйствах используют плуг, когда расположение обрабатываемого участка это позволяет.

Индейцы уичоль также разводят домашних животных, держат крупный рогатый скот, овец, коз, свиней, птицу (индеек и кур), из транспортных животных — лошадей, мулов, ослов. Порой люди идут на значительные траты, чтобы купить лошадь, обладание которой повышает социальный статус3.

Дополнительным источником получения продуктов питания являются охотничий, рыболовный и собирательский промыслы. Основные объекты охоты — олень, пекари, белка, птицы. Уичоль собирают грибы, дикорастущие сливы, персики, картофель и другие растения.

Основным типом поселений уичоль являются небольшие ранчо, включающие от одного до нескольких домохозяйств. Как правило численность проживающих в одном ранчо не превышает ста человек. Территория расселения уичоль разделена на три самоуправляющихся административных округа с центрами в наиболее крупных населенных пунктах: Сан-Андрес-Кохамиата, Санта-Катарина-Куэшкоматитлан и Сан-Себастьян-Тепоноху-астан. Эти поселения были основаны в начале XVIII в. францисканскими миссионерами для установления административного контроля и распространения христианской веры среди языческого индейского населения. Уичоль стекаются в окружные центры во время больших праздников. Некоторым из них при этом приходится преодолевать значительные расстояния.

Календарный цикл. Обрядовый календарь уичоль ориентирован на годовой земледельческий цикл, находящийся в прямой зависимости от смены двух климатических сезонов — дождливого и сухого. В мае-июне, до начала сезона дождей, празднуют Хикури Неиша (в переводе — «пейотный танец»). К этому времени земельные участки уже подготовлены для посева, и цель коллективных ритуальных действий — вызвать дожди. В течение трех дней употребляют галлюциногенные плоды священного кактуса пейотль (ЬорНор^га williamsii), или пейот, и приносят в жертву быка или оленя. В ходе ночных церемоний Намавита Неиша танцоры шагают через костер внутри культового сооружения, а по окончании обряда тушат его голыми ногами. В этот же период проводится праздник жареной кукурузы Шарикиша, во время которого участники едят это блюдо.

Завершение сезона дождей (вторая половина октября) отмечается праздником Татеи Неиша («Танец Нашей Матери»), который посвящен сбору урожая кукурузы и тыквы. Люди возносят хвалу женским божествам кукурузы и дождя, закалывают быка. В этот день особое внимание уделяют детям в возрасте до пяти лет. Для них устраивается ночное представление: шаман в песенной форме излагает историю путешествия, которое в давние времена совершила гусеница с запада на восток, посещая по дороге, ведущей в священную страну Вирикута, все религиозно значимые для уичоль

места. В конце пути гусеница превращается в бабочку. В процессе церемонии дети должны попытаться представить себя облачками или птичками, преодолевающими по воздуху этот путь. Обряд направлен на передачу малышам знаний о некоторых особенностях путешествия, которое впоследствии они должны будут совершить в реальности.

С наступлением сухого сезона начинается период паломничеств к пяти главным святыням уичоль. Главный праздник этого периода Тукарипа Ма-ватсира приходится на середину апреля и предшествует началу полевых работ. Люди приносят в жертву оленя и окропляют зерна и земельные участки кровью животного и водой, набранной в священных источниках во время паломничеств.

В административных центрах также проходят празднования некоторых важных событий католического календаря — среды на первой неделе Великого поста и Страстной недели4, которые, однако, включают отдельные элементы традиционных ритуальных церемоний уичоль.

Божественный пантеон. Комплекс религиозных представлений уичоль базируется на персонификации всевозможных природных явлений, некоторых растений и животных, вследствие чего божественный пантеон этих индейцев чрезвычайно обширен. Количество представленных в нем персонажей не поддается точной фиксации. Отдельные исследователи предлагают называть форму религии, сложившуюся у уичоль, «экологическим культом», предпочитая это определение термину «культ природы»5. Характерной чертой религиозного почитания является обращение к большинству божеств с использованием терминов родства6.

Указывая на то, что степень почитания тех или иных божеств различается у отдельных групп уичоль, американский специалист по религии эт

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком