научная статья по теме Духовная атмосфера предреволюционной Франции (вторая половина XVIII В. ) Философия

Текст научной статьи на тему «Духовная атмосфера предреволюционной Франции (вторая половина XVIII В. )»

В.И. КУПЦОВ доктор философских наук, академик РАО, профессор МГУ имени М.В. Ломоносова

С.В. ДЕВЯТОВА доктор философских наук, профессор МГУ имени М.В. Ломоносова*

ДУХОВНАЯ АТМОСФЕРА ПРЕДРЕВОЛЮЦИОННОЙ ФРАНЦИИ (вторая половина XVIII в.)

Формирование духовной атмосферы в предреволюционной Франции имело много измерений. В конечном итоге её основой, несомненно, были социально-экономические проблемы, которые пронизывали повседневную жизнь французов. Но вместе с тем сфера общественного сознания имела свои особенности, свою логику развития. В ней происходило противоречивое осознание реальности каждым человеком, утверждались ценности, определяющие его поведение. Общественное сознание направляло действия различных социальных групп, социальных институтов, в том числе и власти. Вместе с тем оно формировалось под воздействием отдельных личностей и их коллективных усилий. Развитие общественного сознания французов во второй половине XVIII в. - это удивительный феномен, представляющий не только исторический интерес. В нём ярко проявилось взаимодействие различных сторон жизни общества, понимание которого имеет важное значение для осуществления современных процессов преобразования общества.

В классической работе Д. Морне «Интеллектуальные истоки Французской революции» (1933) выделены три особенности интеллектуального развития французского общества:

Купцов Владимир Иванович, Девятова Светлана Владимировна е-таП: nature@philos.msu.ru

- новые идеи движутся от высокообразованных кругов вниз по социальной лестнице;

- они распространяются от Парижа к периферии;

- на протяжении XVIII столетия скорость их распространения постоянно увеличивается - до середины этого века они принадлежат единицам интеллектуалов, до 1770 г. идёт активная борьба за их утверждение, а после 1770 г. новые прогрессивные идеи имеют всеобщее распространение.

Во второй половине XVIII в. особое значение для формирования общественного сознания получают аристократические салоны, которые организовывались, как правило, женщинами. В них регулярно встречались интеллектуалы, представлявшие самые разные сферы культуры. Они свободно обменивались мнениями по широкому кругу вопросов, относящихся к сфере искусства, экономики, политики. В этих салонах устанавливались связи, так необходимые для решения различных жизненных проблем, вырабатывались оценки тех или иных происходящих событий, здесь во многом формировалось общественное мнение. А с этим мнением во второй половине XVIII в. французы стали считаться больше, чем с мнением королевского двора. Широко известны были салоны мадам Жоффрен, мадам Сюар, мадам дю Деффан, мадам Неккер.

Одним из самых известных салонов был открытый в 1764 г. литературный салон мадемуазель Ж. Леспинас (1732 - 1776). В нём часто собирались Ж.Л. ДАламбер, К. Мальзерб, А.Р.Ж.Тюрго, Ж.Ф. Мармонтель, аббат Морелле.

Знаменитый салон создал барон П. Гольбах (1723 - 1789). В нём активное участие принимали энциклопедисты Д. Дидро, К.А.Гельвеций, Ж.Л. Д Аламбер, Ж.Л.Л. Бюффон, Ж.А.Нежон. Это был их штаб. Д. Дидро так оценивал значение салона П. Гольбаха:

«Здесь собираются честные и дельные люди столицы. Чтобы переступить порог этого дома, недостаточно иметь титулы или быть учёным, нужно ещё обладать добротой. Вот где устанавливаются надёжные связи! Здесь обсуждаются вопросы истории, политики, финансов, литературы, философии. Люди достаточно уважают друг друга, чтобы вступить в открытые споры»1.

Духовная атмосфера Франции во многом формировалась и в кофейнях. Она создавалась газетными публикациями, сатирическими уличными песенками, поэзией, памфлетами, театральными постановками, художественной, социально-политической и философской литературой.

Во второй половине XVIII в. резко возрастает количество самых разнообразных публикаций, в которых критически оценивались социально-экономическое положение Франции, действия властей, духовенства, а главное - политическое устройство страны, отсутствие в ней демократии.

Вот замечательный пример поэтического восприятия реальности,

представленный в 1760-е гг. П.О. де Бомарше.

«Сей мир, увы, - с большим изъяном: Мне каждый день, в усердье рьяном,

И ум, и чувства все твердят, Что наш создатель, жизнь даря нам, Свободой наделил всех чад; И этот дар, - ценней стократ Всего, чем люди дорожат, -Похищен у меня тираном!»2

Важной особенностью этого времени является резкое падение в глазах общественности авторитета королевской власти. Если раньше с действиями власти люди связывали надежды на лучшую жизнь, то в конце XVIII в. эти надежды рассеиваются как утренний туман. Мнение

1 Гольбах П.А. Избр. Произв. М., 1963, с.9.

2 Цит. по: Финкельштейн Е. Бомарше. М.-Л., 1957, с.23

королевского двора постепенно вытесняется на периферию общественного сознания. Этот процесс следующим образом описал известный французский литературовед Г. Лансон (1857 - 1934).

«Королевская власть, капризная и слабая при Людовике XV, простодушная и мало интеллигентная при Людовике XVI, изредка обожавшаяся, но всегда обманывавшая надежды, на которых основывалось это обожание, внушавшая к себе то ненависть, то презрение, являвшаяся или эгоистичной, или подчинявшейся эгоизму двора, перестала быть национальной общественной силой. Будучи часто ответственной за общественные несчастия, она не играла почти никакой роли в счастливых событиях. Людовик XIV умел быть или казаться покровителем, руководителем и вдохновителем литературного и артистического гения; вся литературная деятельность XVIII в. развивалась вдали от королевской власти, которая напоминала о себе только стеснениями и препятствиями»1.

Конечно, власти не могли безразлично взирать на всё усиливающуюся критику проводимой ими политики. Они отвечали на это возрастающими масштабами репрессий против недовольных порядками во Франции. Парламенты страны запрещали и осуждали на уничтожение сотни изданий, а их авторов приговаривали либо к изгнанию из Франции, либо к тюремному заключению.

Выдающиеся произведения французских авторов, осуждённые парламентом на сожжение (вторая половина хуШ в.)

Автор Название произведения Год Издания Год Сожжения

Д. Дидро «Философские мысли» 1746 1746

К.Гельвеций «Об уме» 1758 1759

Вольтер «Философский словарь» 1764 1765

Ж.Ж.Руссо «Эмиль» 1662 1662

П. Гольбах «Система природы» 1770 1770

Г. Рейналь «Философия и политическая история учреждений и торговли европейцев в 1770 1781

1 Лансон Гюстав. История французской литературы. М., 1898, с.8.

обеих Индиях»

Л.С.Мерсье «Картины Парижа» 1781 1781

«Общественный договор» Ж.Ж. Руссо был напечатан в Голландии, поэтому парламент принял решение о запрещении ввоза этого произведения во Францию.

Нередко авторы вынуждены были публиковать свои произведения анонимно. Так, например, довольно часто поступал Вольтер. Знаменитая книга П. Гольбаха «Система природы», выйдя в свет в 1770 г. в Амстердаме, была опубликована под именем автора только в 1822 г.

Произведения французских авторов выходили за границы страны, они приобретали международное значение. Ими восторгались, но и резко критиковали. Они оказывались под пристальным вниманием местных властей и неусыпным оком Ватикана.

Выдающиеся произведения французских авторов, внесённые в «индекс запрещённых книг» (вторая половина XVIII в.)

Год Год внесения

Автор Название произведения издания в «Индекс»

Вольтер «Философские письма» 1733 1752

Вольтер «Кандид или Оптимизм» 1759 1762

Вольтер «Философский словарь» 1764 1765

Ж.Ж. Руссо «Эмиль» 1762 1762

Ж.Ж. Руссо «Об общественном договоре» 1762 1766

П.Гольбах «Система природы» 1770 1770

Вместе с тем власти всё в большей мере начинают ощущать свою беспомощность в борьбе с инакомыслием.

«Я вижу: чем строже запрет, - писал Д. Дидро в 1763 г., - тем выше цена книги и тем большее любопытство она вызывает; чем больше её покупают, тем больше её читают... Как часто автор и издатель произведения, получившего привилегию, готовы были умолять полицейских чиновников: «Господа, сделайте одолжение, издайте постановление, приговаривающее мою книгу к сожжению». Когда

оглашают обвинительный приговор книге, печатники потирают руки: «Славно, значит, будет ещё одно издание»1.

Люди разочаровывались в дееспособности властей. Неудовлетворённость жизнью была почти всеобщей. В этой ситуации не только выдающиеся мыслители Франции, осознавая необходимость радикальных перемен в жизни страны, всё чаще пишут о возможной революции. С середины XVIII в. между образованными французами постоянно велись разговоры на эту тему.

«Теперь, - писал экономист, министр иностранных дел Франции в 1744 - 1747 гг. Д'Аржансон в 1751 г., - только и говорят, что о

необходимости революции, вынуждаемой плохим внутренним

2

управлением»2.

Во многом под влиянием таких настроений обсуждают эту возможность и просветители. Вольтер (1694 - 1778) на протяжении всей жизни как в своих философских сочинениях, так и в литературных произведениях призывал бороться за свободу. В 1761 г. он, как и другие передовые мыслители Франции, отражая народные чаяния, предрекал грядущую революцию: «Все, что я вижу, - писал Вольтер, - сеет семена

о

революции, которая неизбежно произойдет...»3. Об этом же говорил в знаменитом романе Ж.Ж. Руссо «Эмиль, или О воспитании» (1763) один из его героев: «Вы полагаетесь на существующий строй общества, не помышляя о том, что этот строй подвержен неизбежным переворотам... Мы приближаемся к состоянию кризиса и к веку революций»4.

О приближающейся революции писал выдающийся экономист Ф. Кенэ (1694 - 1774): «Только великое потрясение может исцелить эту страну. Но горе тому, кого оно постигнет, - у французского народа рука тяжёлая»5.

1 Шартье Р. Культурные истоки Французской революции. М., 2001, с.64.

2 Цит. по: Рокэн Ф. Движение общественной мысли во Франции в XVIII веке. СПб., 1902,. с.157.

3 Антология мировой философии. В 4 т. М., 1970, т.2, с.557.

4 Руссо Жан-Жак. Эмиль. М., 1896, с.255.

5 Ленотр Ж. Повседневная жизнь Версаля при королях. М., 2003, с.142.

В 1765 г. в Париже состоялось собрание духовенства, издавшее за подписью церковных иерархов,

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком