научная статья по теме Духовная конкуренция в условиях современного геополитического соперничества Философия

Текст научной статьи на тему «Духовная конкуренция в условиях современного геополитического соперничества»

А.В. ТОНКОНОГОВ профессор РАНХ и ГС при Президенте Российской Федерации, доктор философских наук, научный руководитель НОО «Институт духовной безопасности»

И.В. КАТАРГИНА на чальник научно-исследовательского сектора ФГБУ ВНИИПО МЧС России**

Духовная конкуренция в условиях современного геополитического

соперничества

Духовная сфера мирового социума представляет собой совокупность взаимодействующих между собой духовных сфер обществ государств, участвующих в международных отношениях. Взаимодействие и, как следствие, взаимопроникновение духовных культур разных народов - процесс, который в условиях информационного общества приобрёл глобальные масштабы и имеет постоянный характер. Такое взаимное влияние может быть как положительным, так и крайне отрицательным. Если при этом разрушаются ментальные основы общества, то иначе как прямой угрозой национальной безопасности воздействие чужой культуры назвать нельзя. Культура народа - это его душа. Вопрос сохранения национальной духовной культуры - это вопрос сохранения нации как самостоятельного (в духовном, политическом, наконец, экономическом смысле) человеческого сообщества, имеющего общую историю, ценности, цели развития и территорию проживания. Подмена национальной духовной культуры культурой другого народа или (и) космополитичной массовой культурой ведёт к уничтожению нации как в нравственном, так и государственном аспекте. Однако необходимо отметить, что изоляция (во всё более глобализирующемся мире) стран и народов просто невозможна. Поэтому формирование их суверенного духовного пространства так же, как и всеобщего духовного пространства, происходит в условиях нарастающей духовной конкуренции, характеризующейся открытым или латентным соперничеством национальных культур и менталитетов, обусловливающих направления исторической эволюции того или иного общества и государства.

Духовная конкуренция - это противостояние наций на уровне их ментальности, которое направлено на информационное, культурное, конфессиональное, идеологическое, религиозное, научное, образовательное доминирование одной нации над другой нацией (другими нациями) в духовном пространстве мирового социума.

Духовное пространство мирового социума - это общее культурно-историческое внегосударственное образование, представляющее собой совокупность духовных пространств национальных сообществ, сохраняющих свои национальные (как идеальные, так и материальные) духовные ценности, напрямую или латентно влияющие на формирование ментальности народов, этносов, наций.

*Тонконогов Александр Викторович, e-mail: alekstonkonogov@yandex.ru

**Катаргина Ирина Владимировна, e-mail: katirsen32@mail.ru

Духовная конкуренция становится всё более актуальным фактором современной геополитики и, в конечном итоге, используется для воздействия на ментальность общества соперника с целью его духовной дезориентации, при которой станет возможно влиять на сознание социума и использовать принадлежащие ему природные, экономические, информационные, культурные и иные ресурсы, которые необходимы для выживания как в настоящий момент, так и в будущем.

Современный мир уже духовно расколот, и в нём лидерство пока принадлежит социумам, выбравшим вещные прагматичные ценности. Но обладание всё более сложной техникой, оружием массового уничтожения обусловливает необходимость духовного развития человечества, перехода к иному - глобальному, Вселенскому мышлению. Духовный мир человечества должен быть един, он «не есть какой-то статичный предмет, но существует благодаря постоянному движению, системе духовной деятельности»1. Современное человечество может прогрессивно эволюционировать только в том случае, если будет осознавать себя единым духовным целым. При этом следует помнить, что мечта о едином мировом сообществе не станет реальностью, пока не изменится наше мышление. И это главная проблема современной цивилизации. Пока мы вынуждены быть участниками навязанной человеческому сообществу аморальной геополитической игры, одним из основных факторов которой является духовность. Именно поэтому наши геоконкуренты обращают особое внимание на деятельность, так или иначе связанную с созданием духовных ценностей: пропаганду вестернизированного масскульта, прозелитизм традиционных для них религий и различных сект.

Технический прогресс без опоры на нравственность приводит к ядерному удару по мирным городам. В этой связи И. Кант обращал особое внимание на то, что «истинная политика не может сделать шага, не присягнув заранее морали»2. Поэтому нельзя согласиться с теми исследователями, которые считают, что в отличие от морали, политика исходит не из добра и зла, не из справедливости и несправедливости, не из гуманности и негуманности, а из интересов»3. Это не так. Политика, аморальная с точки зрения признанной системы общечеловеческих ценностей, ущербна и губительна как для конкретной страны, так и мира в целом, ибо провоцирует такое же поведение других участников геополитических процессов.

В духовном смысле всему человечеству «западной» цивилизацией предлагается существовать в соответствии с потребностями избранного меньшинства. В этих целях в мировом социуме насаждается универсальная система духовных ценностей. Западнизация, по справедливому мнению А.А. Зиновьева, обусловлена тем, что «прежние военные методы стали небезопасными для самого Запада. Одним словом, пришлось менять политическую стратегию... подходящим названием для новой политической стратегии Запада может служить слово «западнизация» (или «вестернизация»)... стремление Запада сделать другие страны подобными себе по социальному строю, экономике, политической системе, идеологии, психологии и культуре . Цель западнизации - включить другие страны в сферу влияния, власти и эксплуатации Запада»4.

В современном глобализирующемся мире именно духовное будет формировать настоящее и предопределять будущее. Свободные духовно

1 Никитин Е.П. Духовный мир: органичный космос или разбегающаяся Вселенная? М., 2004, с. 277.

Кант И. К вечному миру. Трактаты о вечном мире . М., 1963, с. 185.

3 Гобозов И.А. Философия политики. М., 1998, с. 131.

4 Зиновьев А.А. Кризис коммунизма. М., 2007, с. 40.

общества, сохранившие свои ментальные особенности, защитившие от агрессивной манипуляции общественное сознание, будут успешно развиваться во всех сферах социальных отношений. Психоколониальные общества, т. е. общества, чья духовная жизнь подвержена внешнему контролю, станут выполнять навязываемые им функции, в том числе в ущерб своему развитию. Особенность современных геополитических условий состоит в преобладании психической, ментальной составляющей в противоборстве обществ и государств.

Область духовной конкуренции - основная сфера противостояния в конфликтах нашего времени и, особенно, в стратегической перспективе. Особенно остро в сложившихся в мировом социуме условиях реагируют на эти деструктивные процессы общества с высоким развитием религиозного сознания и национального самосознания, главным образом, социумы исламских стран. Правда, их понимание духовности и процесса развития весьма ортодоксально и специфично. Однако несмотря на очевидную свою агрессивность общества исламских стран становятся пусть и достаточно устрашающими, но возможными конкурентами в создании общества будущего, которое должно придти на смену информационному обществу. Современный социум эволюционирует в общество сетевое, характеризующееся тотальным контролем над отдельной личностью и большинством социальных групп, и (или) кибернетическое, в основе которого будет функционирование информационно-управленческого механизма государства и общества. Но в любом случае общество будущего - это общество знания. Фактор обладания знаниями станет ключевым в человеческих отношениях. Знание, опирающееся на мораль - это основа будущего общества, общества знания. К сожалению, человечество ещё далеко от этой великой цели. На данный момент происходит противостояние ортодоксов религиозных (религиозных фанатиков) и ортодоксов светских (циников и прагматиков). Конструктивные части обществ (истинные духовные элиты) часто не являются лидерами в своих социумах, поэтому в мире сохраняется постоянная нестабильность, угрожающая гибелью всему человечеству.

Духовная конкуренция нарастает с каждым годом современного геополитического соперничества. Цели её сложны и многогранны. С одной стороны, необходимо сохранить самобытность всех народов Земли, что позволит и в дальнейшем динамично развиваться человеческому социуму. С другой стороны, глобальные (в том числе экологические, космические) угрозы требуют духовного (интеллектуального, нравственного, эстетического) объединения всех землян для сохранения человечества и достижения его максимального духовного и материального благополучия.

Определить направления общего для современной цивилизации развития, возможно, предстоит России. Это позволит нам, используя свои культурно-исторические и природные ресурсы, влиять на геополитические процессы и тем самым сохранить свою суверенность и успешно развиваться в XXI в. Для этого существуют все предпосылки. К. Ясперс констатировал: «Русские сформировались на своей особой почве, на востоке, восприняв черты своих европейских и азиатских народностей и духовное влияние Византии»5. Российская цивилизация соединила в себе уникальные духовные (культурные, религиозные) традиции других цивилизаций и создала свой неповторимый самобытный самодостаточный духовный мир. Значительная часть нашего общества сохранила в себе дух аскетического, справедливого, не агрессивного, не прагматического отношения к жизни, предопределяющего духовное развитие, стремление к достижению высоких целей и сохранению великих идеалов.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994, с. 98.

Поэтому несмотря на то, что мы всё ещё стремительно теряем свою самобытность, наш духовный потенциал очевиден и его нужно сохранить и приумножить. В противном случае Россия с её многовековыми духовными традициями может превратиться в духовную периферию. Уступив в конкуренции идеологической (проиграв «холодную войну») и не определив духовн

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком