научная статья по теме Духовно-нравственные ценности военнослужащих внутренних войск МВД России как фактор успешного выполнения служебно-боевых задач Биология

Текст научной статьи на тему «Духовно-нравственные ценности военнослужащих внутренних войск МВД России как фактор успешного выполнения служебно-боевых задач»

УДК 159.922

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ

КАК ФАКТОР УСПЕШНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ СЛУЖЕБНО-БОЕВЫХ ЗАДАЧ

Спирин А.В.

Целью данной работы, является изучение места и роли духовно-нравственных ценностей в воинской деятельности военнослужащих. Рассматриваются основные виды ценностей военнослужащих. Рассмотрена роль и место командира и солдата в служебно-боевой деятельности и влияние на нее ценностного фактора. Рассмотрен вопрос психологической готовности военнослужащих к выполнению служебно-боевых и специальных задач. Проанализирована проблема воспитания военнослужащих в духе патриотизма и их готовность к интеграции себя в военную среду, как профессионалов в экстремальной обстановке.

Ключевые слова: система, ценности, система духовно-нравственных ценностей воинского коллектива.

SPIRITUAL AND MORAL VALUES MILITARY SERVICEMEN RUSSIA AS A FACTOR IN THE SUCCESSFUL IMPLEMENTATION SERVICE AND COMBAT MISSIONS

Spirin A.V.

The aim of this work is to study the role and place of spiritual and moral values in the military activities of the military. Reveals the basic types of military values. Consider the role and place in service and combat operations commander and soldier. Raised the issue ofpsychological readiness of military personnel to perform service and military and special missions. With the problem of indoctrination in the spirit of selfless service to the state and their willingness to integrate yourself as a professional in an emergency situation.

Keywords: system, the values, the system of spiritual and moral values of the military community.

Будущее страны зависит от общества в целом и от каждого его члена в частности. Для того чтобы жить в «безопасном» будущем, необходимо особое внимание обращать на воспитание в тех, кто эту безопасность обеспечивает - военнослужащих - духовных и нравственных ценностей.

Проблема переосмысления сложившейся в настоящее время системы ценностей, обогащения её ценностями современного общества при сохранении традиционных и значимых во все времена высоких человеческих ценностей, таких как: любовь, человечность, сострадание, вера, доброта, справедливость, забота, красота, культура поведения является чрезвычайно важной. Это обусловлено тем, что для современной социокультурной ситуации характерна ценностная неопределенность, что проявляется в таких феноменах, как аномия, ресентимент, различного рода девиации, в том числе, в среде военнослужащих [1].

Важнейшая роль для сохранения государства, защиты ее территориальной целостности, обеспечения безопасности внутри страны отводится аксиологическому фактору, благодаря которому на основе общей для военнослужащих системы ценностей удаётся добиться сплочённости воинского коллектива. Именно сплоченный на основе определенных ценностей воинский коллектив, способен успешно выполнять вышеперечисленные задачи.

Рассматривая детерминацию воинской деятельности ценностным фактором, необходимо отметить неразрывную связь между спецификой задач, выполняемых войсками и их нормативностью. Поэтому несколько слов необходимо здесь сказать о ценностной специфике военной службы.

Профессиональный военный, каковым в первую очередь является офицер, - это человек, сделавший смыслом и образом своей жизни военную службу, а именно: постоянную подготовку к возможной войне, боевым действиям и участию в них. В основе профессионализма будущего офицера лежит личная убежденность человека, связавшего свою судьбу с армией, в ценности и необходимости его службы для общества и для него лично, то есть личностная система ценностей и ценностное отношение к военной службе. Офицер не только лично подвергает постоянной опасности свою жизнь, но и распоряжается жизнью своих подчиненных, вынужден, переступая через собственный гуманизм, посылать их в бой, на возможную смерть. Война - это вооруженное насилие, а офицер - это тот, кто управляет этим насилием, удерживает его в целесообразных рамках и границах. Он как никто другой знает цену жизни и смерти, видит ту грань, которая отделяет уничтожение врага от убийства пленного или

мирного жителя, уничтожения военного объекта от разрушения жилых домов. Способность видеть эту разделительную черту приобретается в ходе осознания и обращения к собственной системе ценностей, точнее к определённым её элементам. Служба офицера внутренних войск МВД России, несмотря на её правоохранительную направленность, по сути, является военной службой, а потому все сказанное выше в полном объеме относится и к ней. Но есть в ней и специфика, которая нуждается в дополнительном ценностном и прежде всего нравственном оправдании того, что делает офицер внутренних войск. Речь идет о том, что объектом вооруженного насилия со стороны внутренних войск является не внешний враг, а внутренний противник, представленный незаконными вооруженными формированиями, выступающими на стороне сепаратистов, национальных и религиозных экстремистов или лиц, дестабилизирующих обстановку в стране в интересах международного терроризма [2].

Военнослужащий постоянно оказывается в ситуации нравственного выбора, который он осуществляет в соответствии со своей системой духовно-нравственных ценностей. Этот выбор между полюсами добра и зла осуществляется в любой вариативной ситуации. Он происходит не только при принятии судьбоносных решений: убить или быть убитым, спастись самому или погибнуть, спасая товарища, а практически в любых ситуациях повседневной служебно-боевой деятельности. Вся служебная деятельность военнослужащего состоит из постоянного выбора между добром и злом, который, безусловно, должен строиться на основе устоявшихся духовно-нравственных ценностей. Он должен знать их, понимать их сущность и содержание и жить в соот-

ветствии с этими ценностями так, чтобы при выполнении своих повседневных должностных обязанностей, либо в личной жизни, следовать им, касается ли это принятия каких-либо управленческих решений, или решения вопросов личного либо профессионального характера. Это требует от командира понимания этой проблемы и сосредоточенности на следующих направлениях:

1. Знание сущности и содержания самих армейских ценностей как таковых.

2. Понимание важности развития армейских ценностей в их взаимосвязи и в контексте ценностей страны и её великой истории.

3. Становление и беспрестанное саморазвитие командира в период всей военной службы в соответствии с армейскими ценностями и систематическая трансляция их своим подчинённым личным примером.

Очевидно, что духовно-нравственные ценности являются тем ориентиром, с которым должны соизмеряться действия военнослужащего в любой ситуации, и которые и составляют то, что все великие военачальники называли нравственным духом солдата. Командиру любого ранга необходимо убедиться в том, что его подчинённые понимают и опираются практически в служебно-боевой деятельности на эти ценности. Духовно-нравственные ценности определяют характер командира и вектор в развитии его стиля руководства подчинёнными. Командир обязан каждый день воплощать в жизнь эти ценности при принятии решений и при выполнении возникающих задач, параллельно требуя их выполнения от своих подчинённых. «Умение качественно вести

диалог» является ключевым для применения этих фундаментальных ценностей, вне зависимости от окружающей обстановки, независимо от степени важности выполняемой задачи.

Духовно-нравственные ценности по сути это и общечеловеческие ценности: верность, долг, уважение, бескорыстное служение, честь, честность и личное мужество, преломленные в конкретную деятельность военнослужащего, именно они позволяют нам понять, что является предопределяющим и правильным в любой ситуации, и позволяют принимать единственно верное решение, основываясь на ценностных принципах воинского духа, профессиональных взглядах и убеждениях. А ведь именно это и является отличительной особенностью воинской деятельности, осуществляемой войсковым командиром и руководителем того или иного трудового коллектива, это то, что задаёт тон успешному выполнению задачи и создаёт основу для полного стремления к победе в войне. Однако соблюдение этих ценностей военнослужащим и «обычным» гражданином имеет определённые отличия в силу выполняемых ими задач.

Во-первых, это различия в конечном результате деятельности, на который нацелены действия войскового командира и руководителя трудового коллектива: в одном случае это территориальная целостность и национальная безопасность страны, связанная зачастую с риском для жизни и здоровья военнослужащего, в другом, это извлечение коммерческой выгоды, связанной лишь с большим или меньшим риском получения финансовой прибыли.

Во-вторых, различия проявляются в степени вовлеченности человека в решение задачи: для каждого члена воинского коллек-

тива эта вовлеченность в выполняемую задачу, безусловно, более выражена, и сопровождается детальным распределением обязанностей (ролей) и утверждённым регламентом по типовому поведению военнослужащих.

В-третьих, отличительной особенностью в деятельности военнослужащих является нормативно-распорядительный характер зафиксированных прав и обязанностей должностных лиц для действий в различных условиях обстановки, как командира, так и солдата. Что может создавать иллюзию нравственной безальтер-нативности и безответственности.

Каким же образом военнослужащие через свою деятельность воспроизводят духовно-нравственные ценности? Как реализация командирами и солдатами этих ценностей влияет на эффективность выполняемых воинскими частями и соединениями служеб-но-боевых задач? Для всех командиров духовно-нравственные ценности есть движитель, побуждающий их к определенным действиям в повседневной служебно-боевой деятельности. Эти ценности являются принципами для действий сами по себе. Другой существенной стороной офицерского корпуса является общность профессиональной тождественности, в качестве которой можно рассматривать специфику Я-концепция, состоящей из четырёх взаимосвязанных тождеств, которая воодушевляет и формирует поведение офицера. Эти тождества - воин, сын Отечества, профессионал

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком