научная статья по теме ДВА ЗАКОНА О РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «ДВА ЗАКОНА О РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ»

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО, 2015, № 2, с. 53-62

= ГОСУДАРСТВО И ЦЕРКОВЬ

ДВА ЗАКОНА О РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ © 2015 г. Орест Владимирович Мартышин1

Аннотация: дан сравнительный анализ российских законов 1990 и 1997 гг. о свободе совести и религиозных объединениях. Первый из них основан на принципах равноправия религиозных организаций и нейтральности государства. Второй устанавливает ограничения для новых религиозных объединений, привилегии для "традиционныхрелигий" и свидетельствует о покровительстве государства последним.

Annotation: comparative study of the two Russian laws of 1990 and 1997 on freedom of conscience and religious associations. The first one is based on the principles of legal equality of religious associations and neutrality of state. The second establishes limitations of legal capacity for new religions associations, privileges for "traditional religions" and attests to state patronage of "traditional religions".

Ключевые слова: свобода совести, равенство перед законом, государство, религиозное объединение, отделение религии от государства.

Key words: freedom of conscience, legal equality, state, religious association, separation of religion from state.

В развитии постсоветской государственности можно условно выделить два периода: первый отмечен увлечением общечеловеческими ценностями и "мировыми стандартами", а второй - обращением к национальным традициям. Условность этой периодизации в том, что ни тот, ни другой принципы не господствовали безраздельно, но были лишь доминирующими и притом главным образом в идеологической сфере. Сосуществование двух подходов легко продемонстрировать на примере Конституции РФ 1993 г. В перечне прав и свобод граждан, в текстуальном воплощении идеалов демократии и законности составители этого документа стремились ни в чем не отстать от "цивилизованных государств" (модный в 90-е годы термин). А вот правовой статус главы государства - центральной фигуры политической системы вполне соответствовал традициям как царской, так и советской России.

Трудно установить хронологические рамки названных периодов. От соблазна простейшего решения - датировать их временем правления первого и второго президентов РФ - следует отказаться. По отмеченному выше критерию между ними нет четкого водораздела. Они теснейшим образом связаны. Первый период подготавливал второй, второй созревал в первом. Различия между ними вызваны индивидуальными особенностями главных действующих лиц и изменившимися обстоятельствами. Вполне оправдан дифференцированный подход к определению границ двух периодов применительно к разным сферам госу-

1 Профессор кафедры теории государства и права МГЮУ им. О.Е. Кутафина (МГЮА), доктор юридических наук.

дарственной жизни - экономической, политической, культурной и т.п. В каждой из них смена двух периодов прослеживается, но наступает не одновременно.

В области государственно-конфессиональных отношений удобными вехами для разграничения служат два крупных законодательных акта - Закон РСФСР "О свободе вероисповеданий" от 25 октября 1990 г. и пришедший ему на смену Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" от 26 сентября 1997 г. Оба относятся к первому президентству, в рамках которого и произошла корректировка курса. Но наметившиеся тогда тенденции набирали и продолжают набирать силу в периоды второго и последующих президентств.

Одно только сопоставление текстов двух актов обнаруживает существенные сдвиги в конфессиональной политике Российской Федерации.

* * *

Закон 1990 г. был принят в не существующем ныне государстве РСФСР, т.е. еще при советской власти на последнем ее этапе, который получил название перестройки. Ему предшествовал союзный Закон о свободе совести и о религиозных организациях, принятый Съездом народных депутатов СССР 1 октября 1990 г. То время ознаменовалось соперничеством, политической борьбой между М.С. Горбачевым и Б.Н. Ельциным. Горбачев сохранял лидерство в Союзе, опорной базой Ельцина служили Съезд народных депутатов и Верховный Совет РСФСР, где он располагал не очень устойчивым большинством. "Общечелове-

ческие ценности" и вытекающие их них "мировые стандарты" служили важной частью идейно-политической платформы перестройки, начатой Горбачевым. Ельцин идеи перестройки не оспаривал и рассматривался его приверженцами как более последовательный (радикальный) сторонник демократических преобразований.

Оба Закона отражали совершившийся поворот в государственно-конфессиональных отношениях на последнем этапе советской власти. Религиозные организации и движения, и в первую очередь Русская Православная Церковь, освобождались от опеки государства, избавлялись от ограничений, введенных Постановлением ВЦИК и СНК СССР "О религиозных объединениях" от 8 апреля 1929 г., которое свело всю их деятельность исключительно к удовлетворению культовых потребностей. У них появилась возможность пропаганды, религиозного обучения, участия в общественной жизни. В 1988 г. 1000-летие Крещения Руси отмечалось как важное национальное событие. Религиозная жизнь приобрела размах, активность и разнообразие. Возрождались течения, преследовавшиеся и фактически запрещенные при советской власти, как, впрочем, и при царизме.

Закон РСФСР, принятый через 25 дней после союзного Закона, не вносит принципиальных изменений в регулирование отношений, связанных с религией. В некоторых деталях он может рассматриваться как определенный шаг вперед в обеспечении свободы совести, как усовершенствование и уточнение союзного документа, в других - союзный Закон более точен и убедителен.

Знаменательна преамбула, отсутствующая в союзном Законе и прямо отсылающая к "мировым стандартам": "Настоящий закон исходит из содержащегося в международных соглашениях и пактах положения о том, что свобода иметь религиозные или атеистические убеждения и осуществлять соответствующие этому действия подлежит лишь ограничениям, установленным законом, и необходимым для обеспечения прав и свобод других лиц". Впрочем, и в союзном Законе (ч. 4 ст. 3) упоминалось о "международных обязательствах СССР". А вот основания ограничения свободы совести там сформулированы шире и включают наряду с охраной прав и свобод других граждан, поставленной на последнее место, и охрану общественной безопасности и порядка, а также жизни, здоровья и морали других граждан. Это определение ближе к общему принципу ограничения прав и свобод граждан, сформулированному в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ 1993 г.

В содержание свободы совести (ч. 1 ст. 3 Закона СССР), или, по не столь точному определению Закона РСФСР (ст. 3), свободы вероисповеданий, наряду с правом свободно выбирать, иметь и распространять любые религиозные или атеистические убеждения внесено и право "действовать в соответствии со своими убеждениями при условии соблюдения законов государства".

Оба текста провозглашают равенство религий. В Законе СССР этот принцип прописан двояко: применительно к гражданам (ст. 4 запрещает "какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав и установление каких-либо преимуществ граждан в зависимости от их отношения к религии, равно как возбуждение в связи с этим вражды и ненависти либо оскорбление чувств граждан") и применительно к религиям (ст. 5: "Все религии и вероисповедания равны перед законом. Установление каких-либо преимуществ и ограничений одной религии или вероисповедания по отношению к другой не допускается"). Закон РСФСР содержит немаловажное дополнение к этим положениям. В нем речь идет о равенстве перед законом не только граждан и религий, но и "религиозных объединений". "Все религии и религиозные объединения равны перед законами государства, - гласит ст. 10. - Ни одна религия или религиозное объединение не пользуются никакими преимуществами и не могут быть подвергнуты никаким ограничениям по сравнению с другими". Очень важна заключительная фраза этой статьи: "Государство в вопросах свободы исповеданий и убеждений нейтрально, то есть не становится на сторону какой-либо религии или мировоззрения". Союзный Закон не содержал такой общей формулировки, хотя применительно к системе государственного образования этот принцип был провозглашен. Нейтральность служит важнейшим признаком светского государства в его демократическом варианте, основанном на уважении к свободе совести и противопоставляемом как государственной или господствующей религии, так и государственному атеизму.

Глава II союзного Закона определяла перечень и статус различных религиозных организаций. К ним относились религиозные общества, управления и центры, монастыри, религиозные братства, миссионерские общества (миссии), духовные учебные заведения, а также объединения, состоящие из религиозных организаций (ст. 7). Религиозные общества разрешалось создавать даже без уведомления об этом государственных органов (ст. 8). Но юридическими лицами религиозные организации признавались только с момента ре-

гистрации их уставов (ст. 13). Религиозным организациям, имеющим руководящие центры за рубежом, разрешалось руководствоваться их уставами, если при этом не нарушалось советское законодательство.

Имущественное положение религиозных организаций регламентировалось в гл. III. При этом проводилась грань между пожертвованиями и "иными доходами религиозных организаций" (видимо, от культовой деятельности), которые не облагались налогами, и доходами создаваемых религиозными организациями предприятий, которые облагались налогами "в порядке и размерах, установленных для предприятий общественных организаций" (ст. 9).

Религиозным организациям предоставлялось исключительное право учреждения предприятий по выпуску богослужебной литературы и производству предметов религиозного назначения (ст. 22). Им разрешалось также создавать общества и другие объединения граждан в целях благотворительности, изучения и распространения литературы и иной культурно-просветительской деятельности (ст. 23). Все это запрещало предшествующее советское законодательство.

Глава V посвящалась трудовой деятельности в религиозных организациях и на их предприятиях. Доходы, полученные от нее гражд

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком