научная статья по теме ДВОР КНЯЗЯ И РАСЦВЕТ ПОСВЯЩЕНИЯ В РЫЦАРИ В НОРМАНДИИ В XI-XII ВЕКАХ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ДВОР КНЯЗЯ И РАСЦВЕТ ПОСВЯЩЕНИЯ В РЫЦАРИ В НОРМАНДИИ В XI-XII ВЕКАХ»

Д. Бартелеми

ДВОР КНЯЗЯ И РАСЦВЕТ ПОСВЯЩЕНИЯ В РЫЦАРИ В НОРМАНДИИ В XI-XII ВЕКАХ

Во Франции между 1060 и 1130 гг. произошло превращение военной знати в рыцарство. Двумя важными признаками этого процесса являлись ритуал посвящения в рыцари, о котором, начиная с 1060 г., сообщают многие картулярии, и турнирные зрелища, о размахе которых во многом можно судить по запретам Церкви (впрочем, тщетным), принимаемым с 1130 г. на церковных соборах1. Это превращение заметили и подчеркнули (возможно, чересчур сильно) многие историки «старой школы» (между 1750 и 1950 гг.). И, напротив, оно недооценивается, а иногда и полностью замалчивается теми современными историками, которым принадлежит гипотеза о «феномене тысячного года».

Историки «старой школы» часто с большим одобрением отмечали быстрое изменение варварских нравов вассалов под двойным влиянием со стороны дам и со стороны священнослужителей при дворе крупных баронов около 1100 г.2 Их главный аргумент основывается на контрасте между двумя жанрами французской литературы, существовавшими в начале ее развития: им казалось, что «chansons de geste», являвшиеся эпопеями о родовой мести или войнах франков, отражали нравы «первого века феодализма» (X-XI вв.); в то время как романы XII в., особенно романы Кретьена де Труа, по их мнению, свидетельствовали о быстром моральном прогрессе, поскольку в них рыцари выступают друг против друга только (или почти только) ради развлечения и с определенной изысканностью, перед тем как снова встретиться при дворе короля Артура в окружении дам. Норберт Элиас отдает дань этой «старой школе» в труде, который в 1939 г. он посвятил ведущей роли Франции XII в. в процессе «цивилизации нравов»

1 Примеры классических исследований рыцарства см.: Keen M. Chivalry. New Haven; L., 1984; Flori J. Chevaliers et chevalerie au Moyen Âge. P., 1998; а также моя работа: Barthélemy D. La chevalerie, de la Germanie antique à la France du XIIe siècle. P., 2007.

2 См., например: Guizot F. Histoire de la civilisation en France depuis la chute de l'empire romain. P., 1846. T. 3. P. 339-375 (особ. P. 360-362).

посредством «куриализации воинов»3 (приобщение воинов ко дворам сеньоров - примеч. пер.).

Однако не является ли «старая школа» слишком привязанной к литературным источникам? Она неточно их датирует и принимает за отражения или за правдивые модели общественной жизни. «Chansons de geste» не являются текстами, полностью относящимися к каролингской эпохе и первому веку феодализма, они подверглись по меньшей мере переработке в XII столетии, в момент их записи. Ничто не указывает на то, что феодальные и родовые ценности, которые они отражают, были на тот момент устаревшими; они более традиционны, чем куртуазные ценности, но они сосуществуют с последними. Эпопеи, впрочем, больше упоминают о посвящениях в рыцари, чем «романы». В любом случае, и те, и другие тексты могут дать лишь фрагментарную и стилизованную картину общества, а их функцией не является обязательное отображение моделей. Роланд, Ланселот позволяют рыцарям XII в. на мгновение представить себя не такими, какими они являются, а такими, какими они хотели бы выглядеть в представлении других... Впрочем, кажется, что некоторые из этих рыцарей далеки от того, чтобы «цивилизоваться» в повседневной жизни, скорее (выражаясь словами Ж. Мосса) они «брутализова-лись»: ведь они служили наемниками (routiers) или использовали таковых, становясь более грубыми, нежели воины «тысячного года».

Но в том же 1939 г., когда Норберт Элиас работал над «Цивилизацией нравов», Марк Блок ввел в своем труде «Феодальное общество» новую тему: о роли посвящения в рыцари в «освящении» социального возвышения мелких вассалов или зависимых министериалов до статуса знатных лиц, начиная с 1060 г.4 Превращение в рыцарство, таким образом, становится для него вопросом, скорее связанным с классовым самосознанием и переходом в другой класс, чем с моральным прогрессом. Эта тематика впоследствии оказалась переработана с помощью смещения акцента (с ритуала на само слово miles) и датировки (с 1060 на 980-1030 гг.) в исследованиях общества по данным церковных картуляриев. В этих работах, к сожалению, встречается такое пагубное заблуждение, как рассказ о мнимом «феномене тысяч-

3 Elias N. Sur le processus de civilisation. P., 1975. T. 2: La dynamique de l'Occident. P. 228-229 (изд. на нем. яз. - Elias N. Über den Prozess der Zivilisation: 2 Bd. Bern, 1969).

4 Bloch M. La société féodale. P., 1968 (3e éd.). P. 445-448.

ного года». В этих исследованиях не говорится о роли множества истинных изменений, происходивших около 1100 г. (в период 1060-1130 гг.), и в частности, о расцвете ритуала посвящений в рыцари, которые рассматриваются как запоздавшие последствия кризиса «тысячного года»5. Отсюда неверная интерпретация и даже неверное описание этих изменений. Расцвет посвящения в рыцари в этих работах рассматривается как признак усиления социального превосходства благородных в рыцарском качестве, но в этих исследованиях нет представления ни о том, что на рыцарство воздействовала конкуренция новых элит, ни о том, что князь усиливал свой контроль над ним с помощью ритуала посвящения.

«Старая школа», в сущности, менее заслуживает критики, чем эти недавние исследования. Разве она не делает акцент, в частности, на роли двора? Именно с достижений «старой школы» нужно вновь начинать описывать и истолковывать расцвет посвящения в рыцари, но подвергнув исправлению ее представления о первом веке феодализма как об анархичном и варварском и несколько ограничив то значение, которое представители «старой школой» придавали свидетельствам литературных источников.

На каких источниках мы можем проводить подобное исследование? Если литературные источники вводят нас в заблуждение, то использование одних картуляриев приводит к разочарованию: торжественное посвящение в рыцари, или, точнее, акт становления рыцарем, принятия или получения рыцарских доспехов описаны в них без важных указаний на обстоятельства посвящения и его форму. Что касается хроник, то не во многих французских регионах они есть в достаточном количестве, во всяком случае, не на территории королевского домена. Как и в исследовании истоков турнира6, в данной работе я буду опираться главным образом на самую великолепную серию хроник княжеского правления, которой мы располагаем: «Нормандские хроники», написанные между 1015 и 1145 гг., дополнением к которым служит фрагмент из Жана де Мармунтье, также касающийся двора в Руане (в 1127 г.). Хотя эти хроники создают выборочное и предвзятое представление о феодальном и рыцарском обществе, тем не ме-

5 См. мою критику в раб.: Barthélémy D. La mutation de l'an mil a-t-elle eu lieu? P., 1997 (esp. - P. 173-296).

6 Barthélémy D. Les chroniques de la mutation chevaleresque, de Richer de Reims à Orderic Vital // Comptes-Rendus de l'Académie des Inscriptions et Belles-Lettres. P., 2007.

нее они описывают историю своих князей. За отсутствием более содержательных источников, устремив на хроники, насколько возможно, внимательный и непредвзятый взгляд, можно почерпнуть из них часть интересующих нас сведений.

Я полагаю, опираясь на малые крохи свидетельств названных источников, что расцвет посвящения в рыцари, с одной стороны, теснейшим образом связан с подъемом княжеских дворов, а с другой - также является одним из основных признаков этого подъема, который документальные источники, находящиеся под большим влиянием Церкви, не позволяют легко определить. В этом состоит мой первый тезис. Но вопрос заключается в том, чтобы узнать, используется ли посвящение при этих дворах только для воодушевления посвящаемой в рыцари молодежи, или оно позволяет сеньорам получить больше власти над рыцарями.

История первых нормандских герцогов, написанная между 1015 и 1026 гг. Дудоном Сен-Кантенским, больше рассказывает, на мой взгляд, об обществе и социальных проблемах его времени, чем периода IX и X вв., который он стремится описать. Но это именно то, что нам нужно, чтобы понять, в каком окружении герцогов началось превращение военной знати в рыцарство, пока еще не оформившееся до конца. Дудон Сен-Кантенский описывает феодальное герцогство, в котором бароны (principes, majores natu) помогают и советуют герцогу, но не живут постоянно при нем. Он проводит с ними лишь праздники Пасхи и Троицы, принимая от них оммаж, что уже является в некотором роде «двором», хотя само слово еще не появилось7. Герцогское окружение состоит, с одной стороны, из «людей его дома» (domigenae), служителей различных рангов; с другой - из молодых воинов (tirones), всегда жаждущих проявить себя и заслужить награду: герцогские щедрые дары, славу за вассальную службу (palma militie)8. Именно так должны были обстоять дела при покровителе и благодетеле Дудона - герцоге Ричарде II, у которого есть дворец в Фекампе, с виду почти королевский (хорошо исследованный А. Рену9), но он, как все владетели того времени, постоянно находится в разъездах, предпочитая «королевскому» в Фекампе свои дворцы в таких городах, как Руан и Байё.

7 Dudon de Saint-Quentin. De moribus et actis primorum Normanniae ducum. IV. 68 / Ed. J. Lair. Caën, 1865. P. 223 (Mémoires de la Société des Antiquaires de Normandie; 23).

8 Ibid. III. 44. IV 106. P. 187, 269.

9 Renoux A. Fécamp, du palais ducal au palais de Dieu. P., 1991.

Дудон Сен-Кантенский, как и другие церковные авторы «тысячного года», является хронистом, хорошо представляющим феодальную войну, подобную той, которая велась во Франции с 888 г.: это настоящее чередование военных действий, ограниченных и ведущихся в соответствии с правилами, с переговорами, спорами между сеньорами и вассалами при феодальных дворах, пока еще весьма неофициальных. Каждый, кто внимательно читал Дудона Сан-Кантенского, с трудом понимает, как рыцарские ценности могли получить еще большее распространение во время смут между 1035 и 1042 гг., которые происходили, пока герцог Вильгельм, будущий завоеватель Англии, был несовершенно-летним10. В действительности, речь идет о феодальных войнах, очень похожих на феодальны

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком