научная статья по теме ДВОЙНЫЕ МОНАСТЫРИ В АНГЛИИ В ЭПОХУ БЕДЫ ПОЧТЕННОГО История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ДВОЙНЫЕ МОНАСТЫРИ В АНГЛИИ В ЭПОХУ БЕДЫ ПОЧТЕННОГО»

к

ИРИНА ИВАНОВНА БОЛДЫРЕВА

кандидат исторических наук, преподаватель Воронежской государственной медицинской

академии им. Н.Н. Бурденко (Воронеж)

Тел.: 8-920-425-03-51; E-mail: boldyrevairi@mail.ru

В центре внимания статьи - история двойных монастырей раннесредневековой Англии. Автор исследует обстоятельства возникновения крупнейших женских монашеских центров эпохи Беды Почтенного, выявляет их особенности и роль в политической и культурной жизни англосаксонского общества.

Ключевые слова: раннесредневековая Англия, англосаксонская церковь, двойные монастыри, средневековое монашество, Беда Почтенный.

ДВОЙНЫЕ МОНАСТЫРИ В АНГЛИИ В ЭПОХУ БЕДЫ ПОЧТЕННОГО

В современной отечественной историографии наблюдается всплеск интереса к различным аспектам развития и функционирования раннесредневековой церкви и ее институтов1. При этом англосаксонское монашество остается практически не исследованным. История англосаксонских двойных монастырей, ставшая предметом изучения настоящей статьи, тесно связана с проблемой роли женщин в становлении раннесредневековой английской церкви. Просуществовав здесь относительно недолго, монастыри этого типа оказали ощутимое влияние на культурную и политическую жизнь страны.

Христианство проникает на Британские острова за несколько столетий до их завоевания племенами германцев. Отдельные монашеские общины появляются в Англии еще во времена римского господства2. Однако распространение монастырей становится более или менее интенсивным лишь с VII в. после начала христианизации англосаксонских варварских королевств. Первые шаги в этом направлении были предприняты римской миссией священника Августина, прибывшей ко двору кентского короля Этельберта (ум. 616 г.) в период понтификата Григория Великого (590-604). Вскоре после крещения короля Августин и его спутники основали на землях Кента мужской монастырь в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла3.

В VII в. наряду с мужскими у англосаксов появляются женские и двойные монастыри, на территории которых располагались сразу две религиозные общины: для монахов и для монахинь. Эти обители возглавляли аббатисы, как правило принадлежавшие к высшей аристократии и состоявшие в родстве с королевскими домами. Расцвет двойных монастырей в Англии приходится на рубеж VII—VI11 вв., который принято называть «эпохой Беды» по имени Беды Почтенного, крупного церковного писателя, жившего в то время. Из его «Церковной истории народа англов» (Historia ecclesiastica gentis anglorum) мы получаем основные сведения о жизни ранних англосаксонских королевств.

Двойные монастыри были известны с глубокой древности. Они появляются на территории Египта и Византии в период поздней античности, позднее проникают в Западную Европу, в том числе Меровингскую Галлию и Ирландию4. Их проникновение в Англию было, главным образом, связано с влиянием франков. Двойные монастыри Бри, Шелль, Андели появляются в Северной Галлии около б0о г. Именно сюда, по сообщениям Беды Почтенного, англосаксонская знать отправляла своих дочерей с целью их приобщения к христианскому благочестию5. В числе первых англосаксонских монахинь были представительницы правящих династий Восточной Англии и Кента. Некоторые воспитанницы, приняв постриг на континенте, заканчивали там свои дни. Другие возвращались на родину, чтобы применить здесь полученный монашеский опыт6.

К середине VIII в. в Англии насчитывалось более тридцати женских монашеских общин. Двойными были Или, Баркинг, Риптон, Колдинхэм, Уимборн, Уэнлок и, возможно, Минстер на острове Танет. Точное время их возникновения установить сложно. Основную информацию о ранних обителях Кента мы получаем из жития св. Милдред, сохранившегося в нескольких редакциях. Согласно этому источнику, среди древнейших были мо-

настыри на островах Шеппи и Танет. Основание первого связано с именем королевы Сеаксбурги — вдовы кентского правителя Эрконберта, умершего в 664 г.7 Первой аббатисой Минстера на острове Танет стала мать св. Милдред Эбба (Дама Эафе). По легенде, она получила эту землю от своего родственника короля Экберта (664—673 гг.) в качестве компенсации за убийство ее братьев8.

В королевстве восточных англов, согласно некоторым данным, первые обители для женщин могли появиться еще в середине VII в. как результат миссионерской деятельности ирландского монаха Фурсы9. Собственно английские источники сообщают нам о двух монастырях, в Дареме10 и Или11. Последний имел статус двойного и был основан в 673 г. королевой Нортумбрии Этельтритой, одной из самых почитаемых англосаксонских святых. Этельтрита, жена правителя Нортумбрии Экгфрида, родилась в религиозной семье короля восточных англов12. Согласно «Илийской книге» (XII в.), эта земля досталась ей в качестве «утреннего дара» от ее первого мужа правителя Южного Гирве Тондберта13. После смерти Этельтриты Илийский монастырь возглавила ее сестра Сеаксбурга Кентская, первая аббатиса Шеппи14.

В VIII в. на землях западных саксов широкую известность приобретает двойной монастырь Уимборн, впервые упоминаемый хроникой в 718 г.15 Он был основан для королевы Кутбурги, жены нортумбрийского правителя Альдфрида (685—705 гг.). Информация о монастырях Мерсии очень фрагментарна. Некоторые из них ассоциировались со святой Вербургой, дочерью короля Вульфхе-ре16. Во второй половине VII в. здесь появляется двойной монастырь Риптон, ранняя история которого известна по житию св. Гутлака Кроулендского, составленному монахом Феликсом в 30—40-е гг. VIII в.17

О двойных монастырях Нортумбрии, где жил и писал свои сочинения Беда Почтенный, мы располагаем более подробными сведениями. По его словам, первой монахиней этого королевства стала Хейу, основательница Хартлпула. Прослужив здесь аббатисой несколько лет, она переехала в город Калкарию18. На место Хейу была назначена преподобная Хильда, которой в «Церковной истории» посвящена отдельная глава19. Хильда принадлежала к высшей аристократии и приходилась внучатой племянницей Эдвину, королю Нортумбрии (616—633 гг.). Она вступила в монашескую жизнь в конце 40-х гг. VII в. и первоначально хотела поступить во франкский монастырь Шелль. Остаться на родине будущую аббатису убедил епископ Айдан. Спустя несколько лет Хильде было поручено благоустройство двойной обители в местечке Стренескальк, которое в более поздних источниках фигурирует как Уитби. Беда не уточняет, была ли это новая обитель или монастырь здесь уже существовал. Не исключено, что земля для постройки монастыря Уитби была пожалована правителем Нортумбрии Освью (642—670 гг.), чья дочь Эльфледа еще в детстве была отдана на воспитание в возглавляемый Хильдой Хартлпул. В Стренескальк аббатиса перебралась вместе с Эльфле-дой, которая после кончины Хильды в 680 г. приступила к обязанностям настоятельницы20.

Уитби в период настоятельства Хильды Беда описывает как крупный монашеский и культурный центр, принимавший церковные синоды и осуществлявший подготовку англосаксонского клира. Он с гордостью сообщает, что из числа

И.И. Болдырева

41

насельников монастыря вышло пять английских епископов, а благоразумие настоятельницы было столь велико, что за советом к ней обращались короли21. Особое внимание в монастыре Хильды уделялось изучению Святого Писания22. По всей видимости, здесь была собственная библиотека. Созданное в стенах Уитби житие св. папы Григория I, один из древнейших памятников англосаксонской агиографии, демонстрирует хорошие знания его автором священных текстов и содержит ссылки на сочинения Горация, Иеро-нима Стридонского и Августина Блаженного23.

Еще одним примечательным фактом из истории Уит-бийской обители стало зарождение здесь англосаксонского религиозного эпоса. Его родоначальником был монах по имени Кэдмон, проведший большую часть жизни в миру. По легенде, Кэдмон никогда не изучал народных песен и даже в зрелые годы приходил в крайнее смущение, если на пиру ему протягивали арфу. Однажды после чудесного ночного видения он получил от Бога особый дар слагать религиозные поэмы. Прослышав об этом, аббатиса Хильда убедила певца оставить мирскую суету и принять монашеские обеты24. Беда пишет, что, живя в монастыре, Кэдмон проявил себя как благочестивый и смиренный подвижник. В конце своей жизни он «был сражен телесной немощью» и мирно почил, предсказав собственную кончину25.

Уитби - не единственный двойной монастырь, снискавший известность благодаря своим святым мужам. Часть этой славы разделил Риптон. Именно сюда при аббатисе Эльфтрите пришел мерсийский принц Гутлак, впоследствии принявший священство и прославившийся подвигом отшельничества в кроулендских болотах26.

Благочестивые нравы царили далеко не во всех англосаксонских монастырях. Свидетельством тому является рассказ Беды о двойной Колдинхэмской обители, основанной сестрой короля Нортумбрии Освью. После смерти первой настоятельницы монастырь был уничтожен сильнейшим пожаром. Ссылаясь на свидетельства жившего там клирика, Беда винит в произошедшем местных монахов и монахинь, обличая их леность, чревоугодие и другие пороки. Передавая слова, услышанные в видении одним колдинхэмским иноком, Беда пишет: «Даже девы, посвященные Господу, забыли уважение к своему сану и при любом удобном случае ткут себе узорчатые одежды; не заботясь о своем целомудрии, облачаются в них подобно невестам, или заводят дружбу с мужами извне»27.

В приведенном отрывке ясно обозначена существовавшая в средневековых монастырях проблема сегрегации полов. Из слов Беды вполне очевидно, что эта проблема считалась актуальной, прежде всего, для женского монашества. В раннесредневековой Англии не получили распространение смешанные монашеские общины, подобные тем, которые в первые века христианства существовали на Востоке. Однако обычаи и степень сегрегации в различных обителях не были одинаковы. Мужская и женская половины монастыря, как правило, отделялись друг от друга стеной, в которой находились ворота, запиравшиеся на ночь. Однажды ночью такие ворота пришлось преодолеть Этельхильде, настоятельнице одного из монастырей провинции Линдсей, когда она в сопровождении своей служанки зашла в мужское поме

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком