научная статья по теме ЕДИНСТВО И МНОГООБРАЗИЕ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ Философия

Текст научной статьи на тему «ЕДИНСТВО И МНОГООБРАЗИЕ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

Единство и многообразие русской философии

Хорошо известно, что нравственная философия - область, наиболее значимо представленная в отечественной философской традиции. Не случайно авторитетные исследователи русской мысли характеризуют ее в терминах "этикоцентризма", нравственной доминированности, исключительного внимания к смысложизненным вопросам человека. Сила и глубина нравственного проникновения в человека столь велика в русской философии, что этическую окраску приобретает вся культура в целом. Здесь нравственность не внешний объективный закон, который личность должна усвоить в свой внутренний ценностный план жизни, как правило, посредством этической теории, а нечто, что неотделимо от человека, что переживается непосредственно в "живой жизни", проникая и в социальные пласты реальности.

Однако сегодня смысл этического в нашей философской культуре в значительной мере утрачен, по крайней мере, не прояснен. Как особый тип духовности, как целостное мировосприятие этика сегодня уступает место инструменталистскому ее пониманию в качестве прикладной этики. Однако возникает необходимость сохранять классический образ этики, в котором явлен ее фундаментальный философский смысл.

По инициативе автора этих строк при Воронежском государственном университете в 2007 г. был организован Научно-образовательный центр социальной этики. Основная миссия Центра заключается в том, чтобы способствовать развитию этики как философской науки и университетской дисциплины, а также повышению уровня нравственной культуры в современном обществе.

Центр социальной этики работает не только над вопросами создания на базе ВГУ многоступенчатой системы этического образования, включающего открытие аспирантуры, кафедры, диссертационного совета по этике, издание академического журнала, но и проводит регулярный Этико-философский семинар им. Андрея Платонова. Образ писателя Платонова задает интеллектуальный и нравственный горизонт работе семинара.

На семинаре обсуждаются как проблемы, традиционные для этико-философского дискурса, так и нравственные коллизии современности. Это видно из тематики прошедших заседаний: "Этический контекст современной культуры", "Этика и медицина", "Этика и литература", "Наука, религия, философия: современный контекст", "Смерть как феномен культуры". В работе семинара принимают участие не только профессиональные философы, но и представители творческой, научной интеллигенции, журналисты, представители общественных организаций. Тем самым создается пространство социальной этики, и задается оно философской постановкой проблем, которые волнуют современное общество.

Хотелось бы рассказать о заседании этико-философского семинара им. Андрея Платонова, которое состоялось в мае 2008 г. и было посвящено теме "Русская философия сегодня (идеи и направления)". Работа этого семинара явилась продолжением

традиционных межвузовских конференций по этике, проводимых ежегодно в Воронеже с 1995 г. под руководством проф. В.П. Фетисова, сформировавшего школу современной этики, основанную на традициях русской нравственной философии1.

Главная цель этого семинара заключалась в том, чтобы показать современную русскую философию как она есть, в лице ее исследователей и творческих продолжателей. По замыслу организаторов, это должен быть не семинар историков русской философии, но тех, кто развивает живые начала русской мысли. Для обсуждения были заявлены следующие темы: философичность русского человека и сердечность русской философии, русская философия и этика: современный уровень взаимодействия, богословие и философия в судьбах русской религиозной мысли XX в., русская философия и современный мир, современная философская мысль в Украине.

Сегодня, безусловно, наступает новый этап в существовании и развитии русской философии. Время интенсивных и горячих споров по поводу ее самобытности и оригинальности, вообще апология русской мысли (равно как и ее отрицание в качестве самостоятельной традиции), думается, уходит в прошлое. Рассуждать о том, есть ли философия в России, бессмысленно и бесперспективно. Вообще философия есть там, где есть человек, ибо сущность человека коренится в философии, в его вопрошающей способности. Народ, создавший великую культуру, не может не иметь философии, причем не какой-то своей автохтонной и особенной, но философии как таковой, философии как духовной универсалии, однако выраженной в категориях языка и культуры, в которой она появилась.

В работе семинара приняли участие известные специалисты в области русской философии: М.А. Маслин (Москва), A.A. Корольков (Санкт-Петербург), А.Г. Гачева (Москва), П.В. Калитин (Москва), В. Меденица (Сербия), Н.Г. Мозговая (Украина). Также в работе семинара принимали участие воронежские философы (В.П. Фетисов, Е.Н. Ищенко, Ю.А. Бубнов, Б.В. Васильев), писатели (Виктор Будаков, Виктор Никитин), педагоги (Е.П. Белозерцев), историки (С.В. Хатунцев, В.И. Сальников). Живую заинтересованность и участие в работе семинара приняли аспиранты ВГУ и других вузов города.

Выступающие поделились своими изысканиями и размышлениями относительно современного состояния отечественной философии, путей ее дальнейшего развития. Открывая семинар, декан факультета философии и психологии ВГУ Ю.А. Бубнов говорил о различных подходах к трактовке сущности русской философии, о том, что отечественная философия развивалась в рамках кирилло-мефодиевской традиции, и это является определяющим как в плане ее тематики, так и способов выражения. ВВ. Варава в своем вступительном слове акцентировал внимание на важности этических параметров русской философии, связав с ними наиболее продуктивные планы развития отечественной философской культуры.

А.А. Корольков делился своими мыслями о том, чем ему дорога русская философия. Обозрев духовную ситуацию в России в целом, он заключил, что сейчас преобладает философское мелкотемье, что, естественно, не может быть удовлетворительным для такой богатой философии, отмеченной необычайными взлетами и порывами мысли, какой является русская философия. Коснулся он и вопроса о сущности духовности, различных трактовках этого сложного и многомерного понятия, и того, что значит русская духовная философия. Этому посвящена его книга, которая так и называется "Русская духовная философия". В ней показано, что именно здесь и заключается наиболее важное и существенное, именно здесь сформулированы ключевые проблемы человеческого духа, сформулированы непросто, порой в трагическом противостоянии с миром, но именно этим-то мы и интересны миру, в конечном счете.

Интерес к русской философии сегодня неуклонно повышается в мире - такова главная мысль выступления М.А. Маслина. То, что сегодня внимание к русской фило-

1 Информацию об этом см. в разделе "Научная жизнь" в журнале "Вопросы философии", 2007, № 8.

софии как в самой России, так и за рубежом, возрастает, докладчик убедительно показал на фактах, отметив значимые события недавнего времени, посвященные изучению русской философии. Русская философия действительно интересна сегодня тем, кто ценит высокую мысль, для кого самобытность - знак глубины и своеобразия, а не ограниченности. М.А. Маслин представил энциклопедию "Русская философия" (М., 2007) и рассказал, как она создавалась2.

Сербский философ, а также издатель и переводчик Владимир Меденица представил свой уникальный издательский проект "Русские богоискатели" (1994-2008), в рамках которого за последние пятнадцать лет было издано более ста томов произведений отечественных мыслителей. Этого человека справедливо называют подвижником русской культуры за его кропотливый и неустанный труд по распространению русской философии в Сербии. Его выступление показало, что значит русская мысль для представителя иной культуры, какова ее ценность в мире современной (особенно западной) философии, в которой произошло заметное упрощение философского делания как такового. Меденица сделал акцент на том, что русская философия - это живая философия, исполненная одновременно и глубоких интеллектуальных раздумий, и самое главное - сохранившая нравственное восприятие бытия. Это потому, что здесь доминирует любовь как способ познания, дающая целостное видение предмета, и, в отличие от сугубо рациональной гносеологии, позволяющая раскрыть глубинный онтологический смысл познаваемого.

Взгляд со стороны, из другой (хотя и очень близкой) культуры, оказывается очень значим, так как возвращает нас к самим себе, к нашим духовным и культурным истокам. Очень продуманной и взвешенной была мысль Меденицы о том, что Андрей Платонов должен стать истоком новой русской философии XXI в. И это не пафос, это выстраданная мысль, основанная на действительном знании русской философии. Важно и то, что Меденица занимается не только изданием классических, но и современных произведений русской философско-богословской мысли. В числе его последних проектов - перевод энциклопедии "Русская философия" 2007 г.

А.Г. Гачева раскрыла многообразные связи между русской философией и русской литературой. То, что составляет особую силу и притягательность русской философской культуры, а именно, ее глубокое содружество с литературой, часто вменяется ей как отсутствие рациональности, профессиональной выучки и проч. На самом деле вопросы нравственного характера, затрагивающие бытийные основы существования человека, не укладываются ни в какую систему и требуют иного выхода. И литература часто дает такую возможность ставить и решать предельные вопросы человеческого духа. А.Г. Гачева показала, какое значение имеют антропологические и историософские идеи русской религиозной философии. Проблемы, волновавшие русских мыслителей в XIX в., прежде всего, Достоевского, Федорова, Соловьева, это то, что начинает в полной мере постигаться и осознаваться только сегодня. Современное состояние культуры актуализирует многие темы русской философии, касающиеся прежде всего человека, его духовного состояния.

Особенность отечественной философии, по мнению В.П. Фетисова, заключается в постоянном поиске абсолютных метафизических оснований для нравственного оправдания и преобр

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком